Социософия, 2

4. Пятерка и четверка. Опора на четверку
5. Четверка и единица
6. Аспекты двойки. Россия и Запад. Сближение. Практические аспекты


ПЯТЕРКА И ЧЕТВЕРКА. ОПОРА НА ЧЕТВЕРКУ

Четвёрка проявляется в пятёрке как консерватизм. Через консерваторов современный мир сохраняет свою связь с четвёркой (стабильностью, устойчивостью). Общества, которые оторвались от консерватизма, к примеру, Советский Союз или нынешняя Венесуэла, лишились возможности стабильно развиваться; да, и в СССР была стабильность, но жизнь в целом характеризовал скорее упадок, нежели поступательное движение.

Общество, которое отвергает консерваторов, обрекает себя на нестабильность. При этом оно не избегает четвёрки - создавая свою собственную бюрократию, которая становится настоящим болотом для него, откуда трудно выбраться.

В современном российском обществе, духовные корни которого восходят к СССР, так же нет консерваторов. Но есть либералы. Однако с них, как с либералов, спрос невелик, ибо они толкают общество вперёд без рефлексии, без сообразования с прошлым, не помышляя об органичном развитии. Консерваторы пекутся о том, чтобы общество ничего не потеряло из своих прошлых достижений, чтобы его дальнейшее развитие было основано по возможности на этих достижениях.

Нынешний же российский консерватизм, который представляют, например, "Единая Россия" или ЛДПР, только охраняет советское наследие - бюрократический, аппаратный дух. И левые, и правые в России составляют один блок - и те, и другие апологеты советской системы, если не в том, что касается идеологии, то в том, что касается практики (бюрократии). Другой системы управления они не знают и не понимают. С бюрократией сегодня связывают понятия «национальный» и «патриотический», что обесценивает эти понятия, ставит знак равенства между любовью к родине и верностью одной политической партии.

Итак, консерваторов больше нет, но есть либералы. И Ленин против царя-батюшки тоже был либералом, если признавать в традиционном государстве, каким была Российская Империя, только две действующих силы - консерваторов, которые действуют в пространстве традиции, и либералов, не опирающихся на нее. Два принципа, которые до сих пор борются в большом мире.

Сегодня консерваторов нет, а это значит, что революция неизбежна. Но не стоит пугаться, революция может быть и бархатной. Демонтаж режима неизбежно назовут революцией, он и будет революцией по характеру перемен и тем последствиям, которые они будут иметь.

Лично я связываю будущую революцию со стабильностью, надеюсь, что она сформирует истинных консерваторов, что они возродятся и станут тем двигателем, который поведет общество вперёд, генератором идей для будущего развития.

Возможно, консерваторы окажутся в оппозиции, но любить родину и трудиться ради её блага можно и в оппозиции. Целью политиков должно быть вовсе не обладание властью, но благо страны.

Сегодня некоторые оппозиционеры подчеркивают, что они выступают за эволюционный путь развития. Но мы живем в пустоте, в ничто (являясь в определенном смысле продолжением советской истории), а из пустоты может эволюционировать только пустота. При этом любая оформленность, приобретение этим ничто любой формы будет иметь революционный характер.

Нынешняя власть и ее сторонники не имеют права использовать в своем общественном дискурсе антиреволюционную риторику до тех пор, пока сами не осудили революцию 1917 года, которую официальные историки назвали великой.

Четверка как идея стабильного развития не должна быть жестко привязана к определенной идеологии, ибо очевидно, что стабильный прогресс возможен только при определенном уровне гибкости.

Если четвёрке соответствует консерватизм, пятёрке - либерализм. Либералы романтики, они живут и действуют на порыве, и поэтому общественно-политическая жизнь нуждается в стабилизирующем влиянии консерваторов, опытных и более уравновешенных.

Западный мир в целом находит этот срединный путь и общество развивается, идет вперёд от четвёрки к пятёрке.


ЧЕТВЕРКА И ЕДИНИЦА

Носитель духа двойки – общество охотников и собирателей. Для него есть два пути – укрупнение и трансформация в номадов, кочевников, что означает превращение в тройку, либо переход к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни, то есть превращение в четвёрку.

Излишки сельскохозяйственного производства снабдили оседлые сообщества уверенностью в завтрашнем дне, их мир стал более стабильным и безопасным. Такие перемены привели к переоценке привычного взгляда на мир, в котором центральное место занимало божество. Теперь центральное место в системе ценностей человека стали занимать его воля и желание. Так, произошел тихий переворот в мировоззрении, и четверка стала претендовать на роль основы будущего человечества.

Четверка – вторая цифра стабильности после двойки. Если двойка взаимодействует с Богом, предполагает божественное вмешательство и помощь, то внимание четверки крепко привязано к материальным ценностям, которые она производит и от которых в итоге начинает зависеть.

Умение манипулировать материальным и приумножать его считается теперь ключом к успеху в жизни.

Человек четверки поддается иллюзии силы, предаваясь мысли о том, что он управляет мирозданием, в то время как он всего лишь контролирует ресурсы, от которых зависит.

Он теперь составил себе мнение, что в меньшей степени зависит от божества, чем раньше, что его благополучие зависит от собственных усилий и решений, которые являются продуктом его воли, а также от накопленных знаний.

Отсюда и взгляд на науку как на ключ к процветания общества, который и тайну бессмертия раскроет и вечную молодость подарит.

К науке как к волшебному ключику, который может открывать все двери, относятся и сейчас, но куда может привести такой взгляд на мир?

Что удивляться, что к религии в стране победившего социализма относились как к архаизму? В этом самонадеянность четвёрки.

Четверка вырабатывает свое мировоззрение. Она - новый мир, конкурирующий с единицей, другой основой.

Этот достаточный мир, претендующий на роль новой основы, склонен рассматривать принципы, которые утверждает единица, как пропаганду, враждебный и вредный для прогресса фактор.

Четверка видит в единице своего конкурента, которого она пытается извести, уничтожая церкви, расстреливая священников, как это было в советской России.

"Мы свой, мы новый мир построим...", - поётся в гимне коммунистов, «Интернационале», который одно время был гимном СССР. Это в русле четвёрки, которая сформировалась при переходе к оседлому образу жизни.


К справедливому распределению благ?

Большевики не стремятся выйти за рамки этой системы, они лишь стремятся к перераспределению благ в ней.

Они хорошо чувствуют себя в четверке, не мыслят себя вне ее.

В то время, как "истинные русские демократы", по классификации Антона Деникина, стремились уже к реализации пятёрки, большевики, или "революционные демократы" не видели перспектив в пятерке и намеревались осваивать весь потенциал четверки, видя в этом исход и спасение (хотя на политической сцене большевики революционеры, житейское мировоззрение у них, как мы видим, консервативное).

Они и в мыслях своих не выходили за пределы четвёрки, несмотря на всю их революционность.

И наша с вами страна поэтому плохо знакома с пятёркой.

Она развивалась в теле четвёрки, но в нем невозможно развиваться долго, любое пространство ограниченно и конечно. Так развалился СССР.

Поэтому не стоит сетовать на развал СССР, искать виноватых. Это пространство - пространство четвёрки - себя изжило.

Цыпленок вышел из яйца. Дальше начинается мир пятёрки. Но как мы воспринимаем его? С опаской. Во всеоружии. Нам внушили, что пятёрка наш традиционный враг. Только дело в том, что мы уже не четвёрка, и нечего так ершиться.

Если двойка видит спасение в единице, опирается на неё, то для четвёрки единица - это, по меньшее мере, подозрительный тип, в худшем случае враг. Ибо по сути единица конкурент четвёрки, которая сама стремится к тому, чтобы стать основанием нового мира (как СССР). Но четверка слишком далеко ушла от нуля, и на таком расстоянии ценности искажаются. Но истинные ценности хранит единица.

Евангельская притча о злых виноградарях дает такой пример ревности четверки к единице. «И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!»

Иисус пришёл в мир четвёрки и проповедовал в мире четвёрки. Мир двойки понял бы проповедь Христа, но четвёрка не могла вместить его.

Учение Христово ближе для понимания охотников и собирателей, чем для понимания оседлых людей: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. А вы намного ли отличаетесь от них?» и «А зачем вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии: они не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон в величии своей славы не одевался так, как любая из них».

Учение Иисуса - это напоминание людям о прежних временах, о ценностях и мудрости прошлого.

Оседлый образ жизни является более передовым в социально-экономическом отношении, чем образ жизни охотников и собирателей, при этом учение Христа сообразуется с образом жизни последних и не сообразуется с образом жизни первых, которые не способны вместить его.

Здесь мы видим, как социально-экономический прогресс (не духовный) уводит человека от понимания тех основ, на которых зиждется его бытия в мире, где он призван жить в согласии с волей Создателя.

Мир четвёрки близок к двойке (миру патриархальному), но современная пятёрка уже отрывается от него, и в некоторых странах на Западе так называемые христиане брачуют однополых.

Поэтому пятёрке необходимо обратиться к единице, которую хранит, в частности, Православная церковь, для восстановления своей двойки - связи с патриархальностью. Тогда пятёрка станет полной пятёркой, а пока она ущербна, что отталкивает, например, Россию, которая сохраняет свою связь с патриархальностью, двойкой.

Связь с двойкой делала жизнь в Советском Союзе сносной. Но пытливый характер требовал большего.

У Ленина была связь с двойкой, патриархальностью, всем нам знакома красивая история о семье, в которой вырос Ленин, о добрых и уважительных отношениях между ее членами (надо полагать, для этой истории были основания). Связь с двойкой в целом была и у большевиков, которые не пошли на обобществление женщин, например, чего хотели радикалы. Но система была бы глубже, если бы сохранила связь с единицей.

Однако, всё это не значит, что четвёрка не может взаимодействовать с единицей. Примеры такого взаимодействия были в истории. И опять такой пример даёт Библия, из которой мы знаем о мудром царе Соломоне и о праведном царе Давиде.

Хотя Соломон жил до Христа, мудрый царь стремился жить в согласии с волей Творца, по Его заповедям (к чему был призван и первый человек Адам). То есть Соломон занимался реализацией единицы.

Любое царство, тем более патриархальное, вызывает ассоциацию с четвёркой, с квадратом, свойство которого – стабильность, устойчивость.

Царство, где законы Божии претворяются в жизнь, где мудрость Господа и Его правосудие действуют через правителя, есть царство (четвёрка), в котором реализуется единица.

Быть таким царством, в котором реализуется единица, стремилась и Святая Русь.

Петр Первый отошёл от этого идеала. Провозгласив империю, он взял курс на пятёрку.

К пятёрке стремились все революционеры (на словах, по крайней мере), включая большевиков, но такая революционная, либеральная пятёрка, реализуясь, как мы отмечали, превращается в четвёрку, скатывается в неё, ища спасения в бюрократии.

Новый мир, без консерваторов, которых они отвергли, обречен на бытие четвёрки. Хотя такое общество позиционирует себя как прогрессивное и даже самое прогрессивное в мире (то есть как пятёрка). При этом мир пятёрки революционная пропаганда низводит до загнивающей четвёрки, хотя все обстоит как раз наоборот, загнивающая, отсталая четвёрка - это их революционный мир, который загнал себя в тупик, где нет развития.

Богатейший материал для исследования взаимоотношений единицы и четвёрки дает Четвероевангелие.

Сегодня в России ничего не мешает связи с единицей, но она не осуществляется, что не может не настораживать, ибо будущее такого мира не может быть свободно от ошибок и заблуждений, да и настоящее тоже. Единица где-то рядом, в недрах Православной церкви, но это - сосуществование. Единица не вживлена в четвёрку, не является её внутренним голосом. Человек не переживает единицу, а продолжает жить в обывательской четвёрке.


АСПЕКТЫ ДВОЙКИ. РОССИЯ И ЗАПАД. СБЛИЖЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Двойка, которая символизирует взаимоотношения (в геометрии ей соответствует отрезок, соединяющий две точки), в современном российском обществе подавляется тройкой. Как Луна, бросая тень на Землю, производит солнечное затмение, тройка, сосед двойки, мешает ей полностью реализоваться, делая двойку формальной и поверхностной. Такой же она была и в Советском Союзе.

Для двойки важен равный подход, без которого немыслим полноценный диалог. Но, когда центр тяжести общества в толпе, а не в индивидуальности, диалог теряет свою актуальность для функционирования целого.

Тройке соответствуют агрессивное начало, армия, действие, грубость, войско, множество, солдат, работяга, толпа, митинг, активисты.

Задачей Адама, представителя единицы, было принять Еву как равную, уважать ее и реализовать ее ценность как личности. Но что сделал Адам? Он оттолкнув Еву, возложив на неё свою ответственность. «Женщина, которую ты дал, чтобы она была со мной, — это она дала мне плод с дерева, и я ел», - отвечает он Богу. А что сделала Ева? Она воспроизвела поведение более сильного, возложив ответственность на искусителя.

Все мы, пока не встретим второго, такого же, как мы, - единицы, и мы призваны избегать этого искушения, искушения отталкивания ближнего и возложения на него ответственности. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" - это слова Нового Адама, это слова единицы.

Что мешает нам возлюбить ближнего, а иной раз просто внимательно к нему отнестись? В обществе, в котором мы живём, - агрессия, привычка уничижать ближнего, которую каждый черпает у общества, целого, перенимая его привычку, которую транслирует ему власть. Именно поэтому так важно, чтобы власти были человеколюбивыми, не были формалистами, буквалистами.

О Западе говорят, что у них "все для людей". Этот аспект двойки (психологический), связанный со взаимоотношениями, с культурой взаимоотношений у них невероятно развит. Вместе с тем они утратили патриархальный аспект двойки - почти инстинктивную, врождённую способность различать, понимать, что хорошо и что плохо для сообщества, его здоровых основ.

Поэтому нам было бы желательно обменяться своими знаниями о двойке с Западом, если такое возможно. Почерпнуть у них их подход к личности и поделиться своим взглядом на здоровые основы общего.

В период перестройки проводились телемосты с Западом, обмены делегациями, поездки, сегодня следовало бы делать то же, подключая к этому и простых людей, и церковь, для обмена опытом, поиска общих знаменателей ради общего будущего.

Для России это могло бы быть началом реализации двойки во всей её полноте, что с одной стороны положительно отразится на отношении к личности у нас и положит конец дегуманизации, с другой стороны поможет Западу восстановить утраченную патриархальность.


Рецензии