Стояния на Кавказе 1829, Угра и Кабарда

Стояния на Кавказе – 1829, Угра и Кабарда

15 апреля сего года мы начали публикации исследований о восхождений на Эльборус в 1829 году. За это время мы опубликовали следующие статьи и с ними можно ознакомиться: Яндекс - Хадис Тетуев / Проза.ру proza.ru›avtor/hadis, темы идут с нижней строки вверх.

20.Сговор с Терской областью не состоялся -1829, 1870 - история и политика, 23.05.2021 18:01
19.Крёстный отец Прошения 1829 - история и политика, 20.05.2021 18:43
18.1829 год - фальсификация Прошения - история и политика, 17.05.2021 21:19
17.1829 год берег реки Нальчик - история и политика, 12.05.2021 11:23
16.Пробная утка вольный аул -1829 - история и политика, 09.05.2021 20:54
15.Малка, Вольный Аул Повторение для особых - история и политика, 08.05.2021 16:17
14.Часть 3. Камень преткновения Вольный аул - история и политика, 07.05.2021 17:06
13.Во время стояния на Кавказе - 1829 - история и политика, 04.05.2021 19:37
12.Краткий исторический ракурс псевдо - потомка Х... - история и политика, 01.05.2021 14:14
11.Восхождение сотканное, из лжи - 1829 - история и политика, 30.04.2021 08:45
10.Как воруют историю. Восхождение 1829 год - история и политика, 27.04.2021 21:07
9.Ещё один шаг к Истине Восхождение, 1829 - история и политика, 26.04.2021 18:58
8.Восхождение на Эльбрус 1829. История восьмая - история и политика, 24.04.2021 13:31
7.Истоки формирования проекта Аскер Хаширов - история и политика, 23.04.2021 09:34
6.Восхождение - Первыми были карачаевцы, 1829 год - история и политика, 22.04.2021 14:10
5.Странности перевода о восхождении на Эльборус 1829 - история и политика, 18.04.2021 19:21
4.Клубок противоречий. Восхождение на Эльборус - история и политика, 17.04.2021 18:26
3.Любознательная история от самого Аскера Хаширова - история и политика, 16.04.2021 19:07
2.Лжесвидетельство кабардинского историка - история и политика, 16.04.2021 09:29
1.Восхождения на Эльбрус. История и документы - история и политика, 15.04.2021 17:36

 Последняя наша статья была опубликована  23 мая 2021 года под названием: Сговор с Терской областью не состоялся -1829, 1870
Мнимые или незаконнорожденные дети Думанова.
19-20-е,  темы и сегодняшняя наша статья посвящены изучению Прошения созданного кабардинскими исследователями Х.Думановым и А. Эльмесовым при непосредственном участии и помощи ЦГА (архива) КБР.
Прошение от жителей аула Кучмазукиных Герандуко и Хашбия Киларовых, якобы от 1870 года на имя начальника Кабардинского округа,  опубликована Х.М. Думановым в газете «Кабардино-Балкарская Правда» от  3 сентября 1985 года.
Статья эта начинается с прямой с умыслом фальсификации:  «10 июля 1829 года кабардинец Киллар (Чылар) Хаширов первым в мире поднялся на западную вершину высочайшей горы в Европе…»
Исторически и документально известно, что экспедиция Емануеля в 1829 году, продвигалась по территории Карачая с северной стороны Эльборуса, и восхождение было совершено на одну из восточных вершин этой двуглавой горы. Восхождение на Эльборус на одну из вершин, названное Думановым Западной вершиной, которая выше Восточной  было не случайным.  Кабардинские историки с начала 90-х годов XX века стали создавать новую историю для своего народа мигрировавшего на территорию Балкарии в 1720 году.  Первоначально кабардинские владения расселялись по средним и нижним течениям рек Малка, Баксан и Чегем, состояли из нескольких владений без единого управления, без определённой территориальных границ и отсутствием частной собственности в силу характера полукочевого народа.
Кабардинским историкам необходимо было показать вновь обретенную родину своей древней землей и для этого были предприняты ряд фальсификаций в описании расселения кабардинцев, так и масштабных сражений уже якобы на территории современного проживания. Одно из таких масштабных фальсификаций внесших в народы Кабардино-Балкарии межнациональные конфликты была так называемое «Канжальское сражение – 1708 года», полностью состоящее из искажений истории Кавказа и России. Вот как эта тема представлена в Википедии: «Канжальская битва — ночное сражение 1708 года, в ходе которого черкесы-кабардинцы под предводительством князя-валия Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея, состоявшим из крымских татар и турок. В 2013 году Институт российской истории РАН отметил, что битва у горы Канжал «имеет важнейшее значение в национальной истории черкесов-кабардинцев и осетин». Канжальская битва — Википедия.
На самом деле это грубейшее искажение исторических фактов не подтверждаемое исторической наукой. Тому доказательство наше исследование: «Вопросы, связанные с так называемым «Канжальским сражением», вот уже второе десятилетие обуславливают высокий уровень межнациональной напряженности в Кабардино-Балкарии. Существующие на сегодняшний день гипотезы, сформированные кабардинской стороной, мало разнятся между собой, и базируются на единой пространственно-временной трактовке событий – столкновение с войсками Каплан-Гирая произошло в пределах современной территории Кабардино-Балкарии в 1708 году.
         Между тем, даже поверхностный анализ истории вопроса выявляет подозрительную зависимость его последовательного возведения из статуса неясного предания в статус установленного факта от изменений внутриполитической конъюнктуры республики. И общие моменты предположений некоторых историков ни в  коем случае нельзя назвать просто ошибочными – они связаны с определёнными политическими устремлениями, с попытками формирования новой исторической парадигмы Кабарды и всего Северного Кавказа – без всякой оглядки на реальную историю и имеющиеся документы об этногеографии Кабардино-Балкарии сегодня и в прошлом. В целом же, популистские трактовки комплекса событий, известных как «Канжальское сражение», видятся результатом  пересмотра реальной истории с обоснованием особого, выдающегося вклада кабардинцев в борьбе народов Северного Кавказа против засилья  Крымского  ханства и Османской империи  в период XVIII века.
На наш взгляд, лишь недопустима вольная интерпретация исторических источников,  фальсификация отдельных фрагментов исторических публикаций привели к укреплению в обществе мифа о  «Канжальском  сражении» 1708 года.
По мнению кабардинских историков,  ущелья Малка и Баксан являются территорией, где в 1708 году шли сражения крымских войск с кабардинским ополчением. Данные заявления не находят подтверждения в исторических документах, но вполне определённо локализуют новые исторические ареалы расселения кабардинского народа, хотя даже элементарный здравый смысл говорит нам – вторжение  Каплан-Гирая  в Кабарду в 1708году не означает, что он вторгся и в Балкарию, где  находились ущелья Баксана и Малки…»
Для наглядности  приведём несколько примеров фальсификации из книги «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII века»:  «Канжальская битва 1708 г.- одна из важнейших  вех в истории адыгов, поворотный момент во внутренней и внешней политике Кабарды… Победа кабардинцев над огромным, не менее, чем 60-тысячным крымско-турецким войском  является крупнейшим событием в историческом процессе Юго-Восточной Европы, повлиявшим на исход Полтавской битвы и еще больше снизившим притязания Турции на господство в этом пространстве» [9, c. 5].
В этом же издании – сентенции от автора статьи «Историческое значение политической жизни позднесредневековой Кабарды» Бгажнокова Б.Х.: «В XVI веке Кабарда являлась динамично развивающимся государством… Царь Иван IV, заключил с кабардинцами военно-политический союз… Кабарду называют по сравнению с другими политическими образованиями на Северном Кавказе «обширной», «великой», «огромной», «аристократической» [9, c. 9].
Некоторые умозаключения кабардинских историков по истории «Канжальского сражения», по меньшей мере, удивляют своей категоричностью; столкновение с Крымом толкуется в качестве попытки «…нейтрализации Кабарды, как страны, способной оказать действенную помощь в войне Петра I c Карлом XII. Разгром крымско - турецкого войска кабардинцами сорвал эти планы…» [9, c. 43]
Насколько же эти уникальные – в буквальном смысле этого слова, ибо данная версия находится в весьма ограниченном научном обороте, собственно говоря, лишь в Кабардино-Балкарии – соответствуют первоисточникам?
Примеры приведены только для того, чтобы показать на каком уровне и какие финансовые вложения  вкладывают в Кабардино-Балкарии научные центры, которые без участия политических и властных структур не смогли бы создавать такие масштабные фальсификации.
«Канжальское сражение. Миф или реальность?» Проза.руproza.ru›2020/09/17/775.
Это пример однобокого создания истории в Кабардино-Балкарии, которое позволяет фальсификатором создавать такие научные труды, которые трудно назвать их научными, если переписывание истории это и есть наука для Кабардино-Балкарии…
Приведём ещё один пример, где мы не можем не указать на эти вопиющие факты фальсификации.               
 Фальсификация от кабардинского учёного Ж.В. Кагазежева «Поселения и каменные строения в Кабарде позднего средневековья», Нальчик, 2013г.

Как же понимает историю и как её преподносит кандидат исторических наук, сотрудник КБИГИ Ж.В. Кагазежев в своей работе «Поселения и каменные строения в Кабарде позднего средневековья», вот некоторые цитаты его работы:

«… С установлением российской администрации территория Кабарды начинает привлекать внимание российских исследователей. В 1849 г. в 1 км северо-восточнее селен. Былым А.С. Фирковичем[15] были обнаружены и обследованы остатки башни. По его сведениям, западная сторона башни сохранилась, высота которой — 6, ширина — 10, и толщина около 1,5 аршина. На сохранившейся стене имелось небольшое окно…»

Позвольте, Ж.В.Кагазежев – Былым это балкарское село и находиться на территории Балкарии и А.С. Фиркович писал только о балкарской архитектуре. 

Он же пишет: «…В 1867 г. на правом берегу р. Гунделен братья Нарышкины зафиксировали наземные склепы-кешене[17]. По сведениям Н. Нарышкина местность, начиная от селения Заюково вплоть до впадения реки Гунделен в Баксан, была покрыта множеством могил, означенных грудами камней и местами довольно правильной формы, памятниками, похожими на круглые или квадратные часовни с окнами, на которых хорошо сохранились арабские надписи. На самом деле лишь часть из них относилась к эпохе позднего средневековья, а остальные к XVIII в., времени принятия ислама в Кабарде…» 
Обратимся к самому Николаю Нарышкину и его статье «Отчёт об экспедиции в Балкарию и Кабарду», Известия Императорского Русского археологического общества. СПб, 1873. Т.8.Вып.4.С.325-367.:
 «… Местность, начиная от аула вплоть до впадения реки Гунделен в Баксан, была покрыта множеством могил, означенных грудами камней и местами довольно правильной формы памятниками, похожими на круглые или квадратные часовни с окнами, обращенными к Мекке, и над которыми хорошо сохранились арабские надписи, относящиеся большей частью к половине прошлого столетия…»

  Такое ощущение, что кандидат исторических наук Ж.В. Кагазежев, не уроженец Кабардино-Балкарии, а представитель, какого - то отсталого кишлака Таджикистана, который не ориентируется в географии Кабарды и Балкарии, будучи приезжим…
Вот в таком ракурсе и в таком искажении исторических фактов находятся сегодняшние историки Х.М. Думанов и  А.Х. Хаширов, для которых  искажение истории является их прямым предназначением в истории восхождения на Эльборус в 1829 году.
Мы ещё раз приведём их утверждения  и покажем фактическое состояние дел привлечением ранее указанных и новых источников.
Х. М. Думанов «Киллар Хаширов…»: «Малкинское ущелье до Эльбруса и Зольские пастбища никогда не были местом обитания современных балкарцев или карачаевцев…», сс.18-19.  Это пишет доктор исторических наук кабардинский историк, продолжительное время работавший на государственной службе, экс-директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, главный научный сотрудник КБИГИ.
Теперь представляете, какие в Кабардино-Балкарии творятся совершеннейшие искажения истории. А ведь перу Х. Думанова принадлежит немало работ, где красной нитью проложена строка: «Фальсификация…»
А.В. Хаширов, автор двух книг сотканных из фальсификаций о первовосхождении на гору Эльборус в 1829 году, мнит себя потомком горовосходителя Киллара Хачирова. Анализ работ написанных Думановым и Хашировым показывает, что эти работы принадлежат фактически одному цеху историков, литераторов, подвизавшихся на создании исключительно работ искажающих историческую и документальную историю.
А.Хаширов «Первовосходитель…»: «Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль реки Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…» Ну чем не национал-фашист, если прямо и открыто искажая историю, отказывает балкарцам и карачаевцам в их исконной территории. И это всё ради одного, чтобы таким образом прийти к тому, что восхождение происходило на территории Кабарды, проводники были кабардинцы, следовательно, и восходитель кабардинец.
Исторические факты и документальные источники не согласны ни с Думановым, ни с Хашировым, и с любым человеком, исследователем, если такое утверждение противоречит истине. Мы уже давали ссылку на известного историка Г. Кокиева и его работу «Малокабардинские поселения в XVI – XVIII вв. на Северном Кавказе», что: ««Книга Большого Чертежа», являющаяся памятником XVII в., течением реки Ардон, протекающей  по нынешней территории Осетии, называет территорией Кабарды. В книге прямо сказано, что «в Кабарде пала из гор в Терек река Ардон».
     Книга «Большого Чертежа», как мы видим, связывает Дзауджикаускую (Владикавказскую –Х.Т.) равнину с Кабардой.

Можно было ожидать, что кабардинцы за триста лет своего пребывания на Дзауджикауской равнине оставили более или менее ощутимые следы своего бытования. Однако здесь мы не находим городищ или, если не считать кладбищ, приписываемых кабардинцам каких-либо памятников кабардинской культуры. Объясняется это полукочевым характером хозяйства кабардинцев. На Дзауджикауской равнине кабардинцы занимались преимущественно  кочевым скотоводством.

  Кабардинские поселения в подавляющем большинстве случаев представляли из себя не что иное, как феодальные кабаки или обыкновенные коши, отличавшиеся большой подвижностью.
 К кочевому образу жизни был приспособлен и самый тип жилища кабардинца.
Кочевой характер кабардинского жилища правильно подметил кн. Шаховский (1833 г. –Х.Т.), который на основании личных наблюдений сообщает, что «кабардинцы живут большими аулами-деревнями, но дома сделаны наскоро и более походят на бивуаки, чем на прочное жилище».
Кабардинское жилище делалось из плетня, покрывалось соломой или камышом и имело круглую форму. Такие плетённые жилища были весьма портативны и вполне приспособлены к полуномадному быту народа.
Отсутствие памятников  материальной культуры кабардинцев на территории их бытования в XVI – XVIII вв. у предгорья осетинских ущелий объясняется кочевым бытом кабардинского народа…», сс.548-549,  «История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева», сборник статей и документов, составитель Г.Х. Мамбетов, Нальчик, 2005г.
Это исследование наряду с другими ранее указанными работами показывает, что кабардинцы, совсем недавно расселились на территории Балкарии, коей принадлежали земля «Пятигорских черкес», как называли балкарцев, их страну Бештау Эл – Пятигорская страна. Это балкарцам и карачаевцам хотят отказать им в их истории и показать их неведомо откуда пришедшими…
Иосиф Дебу: Дебу Иосиф Львович (19 декабря 1774, Ливорно — 10 апреля 1842, Москва) Генерал-майор, тайный советник, сенатор, Оренбургский гражданский губернатор. Родился в Тоскане, в городе Ливорно. Дебу происходил из знатной древней французской фамилии, известной с XIII века. ...
В 1813 году Дебу получил  назначение командира левого фланга Кавказской Линии…
Дебу написал работу «О Кавказской Линии», 1828, С.Петербург, в частности он в своей работе «О Кавказской линии», 1828 г., пишет  что: «Корыстолюбие Кабардинских князей было и есть поводом к самым величайшим злоупотреблениям…», с.102. Такое ощущение, что ничего не поменялось спустя и двести лет, без князей и с таким же успехом... Дебу писал о кабардинцах, что: «Главнейшая часть народа живёт в самом восточном краю Черкесской области по новой Линии, промеж Моздока и Георгиевской крепости на полдень параллельно в двух несогласных уездах, то есть в Малой и Большой Кабарде. Деревни их начинаются уже в 50 верстах на полдень от Линии; они лежат по речкам: Тереку, Череку, Налчику, Чегеми и Баксана; простираются на 30-40 верст до высоких гор…», с.108. Все названные гидронимы карачаево-балкарские, которые говорят о расселении на территории Балкарии. И как изволили заметить, река Малка не поименована в этом Списке.
Другой автор академик Российской  Императорской Академии И. А. Гильденштедт в работе «Путешествия Г-на Академика И.А. Гильденштедта чрез Россию и по Кавказским горам, в 1770,71,72,73 годах», издано по повелению «Императорской Академии наук», САНКТПЕТЕРБКРГ, при Императорской академии наук, 1809 года, пишет, что:
«10.Малкъ, Малкъаръ, или также и Балкъ, с левой стороны Терека, вытекает из Балыкъов, принимает в себя различные горные ручьи в северном своём направлении во всем сходствует с Тереком. В уезде Базиании (Грузинское название Балкарии – Х.Т.) втекает в него различные горные ручьи  и способствуют многоводию  Терека. Последние ручьи, наводняющие Малкъ суть: Баксан, которому много сообщает воды Чегем, и Черек …», с.11.
Он же: «О Базиании и Басиянцах (Балкарцы и карачаевцы –Х.Т.).
«Она занимает честь высокаго снежного хребта около Малка, Терека, Аргудана или Ургуена до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинской областью, к югу с Грузиею, и именно с Имеретскою и Сванетскою провинциями, к западу с Абхазией, а к северу с Черкессией… Обитатели несомненно Татарского (Тюркскского – Х.Т.) происхождения…» Как видим ранее граница Балкарии проходила по левобережью реки Терек и граничила с Осетиею и Имеретией. То есть, то, как описывает «Книга Большого Чертежа-1627 г.» и «Хуламский камень -1709 г.», с.146. Балкарской и Карачаевской земли с миграцией кабардинского этноса на территорию Балкарии в 1720 году убавилось, но даже на 1770, 1829 годы река Малка выше среднего течения оставалась за Балкарией и Карачаем.
И другой исследователь султан Хан-Гирей «Записки о Черкессии», описывает на 1822 год расселение кабардинцев: «От левого берега реки Сунжи, на запад до правого или восточного береге Кубани простирающееся в длину около 300 вёрст, а в ширину от 30-до 80-ти вёрст и которое граничит: к востоку- с аксаевскими кумуками, Брагунскою деревнею и чеченцами, к югу – с осетинцами, шедемцами (балкарцы –Х.Т.) и карашаевцами (карачаевцы – Х.Т.), к западу с закубанскими черкесами, к северу – Георгиевским и Моздокскими уездами Кавказской области, занимают места на запад только до Малки…», сс.119-120, (Читающая Черкессия VK. COM).
Эти и другие данные показывают фальсификационный характер работ Х. Думанова и А. Хаширова и др., их сентиментальные чувства к своим мнимым предкам, цель которых показать в своих работах  о своих  предках, якобы владевших исконно территорией проживания балкарцев и карачаевцев и отсюда суть уже претендующих на их историю, культуру и земли.
После такого длинного ввода  и вступления о нашей беде с этими  исследователями-фальсификаторами наводнивших Кабардино-Балкарию со своими работами искажающими историю не только балкарцев и карачаевцев, но и многих народов Кавказского региона с одной целью возвеличить свой народ.
Продублируем вновь виртуально придуманное прошение якобы от детей горовосходителя в 1829 году, карачаевца Киллара, как его называют многие исследователи.
Опубликованное в 1985 году Х.М. Думановым в официальной и государственной газете «Кабардино-Балкарская Правда».
Это и напоминание многим в Кабардино-Балкарии, тем, кто печатает в официальных газетах о никогда не имевшем месте 101 летней войне кабардино-русской войне, о геноциде кабардинского этноса, которого, к счастью не было и о многих вещах, о которых мы уверены вы догадываетесь, в том числе и о кабардинском восходителе Киларе Хаширове.

Думанов, 1985 год:

Начальнику Кабардинского округа

от жителей аула Кучмазукина Герандуко и Хашбия Киларовых


Прошение

Покойный наш отец  Киллар во время стояния на Кавказе лагерем с 8 по 11 июля 1829 года войск под командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля   10 июля восходил на Эльбрус вместе с посланным русским правительством академиками Купфером, Ленцем и Мейером, чиновником горного корпуса Вансовичем, архитектором Минеральных Бод Бернадоцци и венгерским путешественником Иваном Бесс. Но из них вершины Эльбруса достиг только отец наш Киллар.
Имена, как отца нашего Киллара, так и бывших с ним академиков, отлиты  на чугунной плите, как первых проложивших путь к достижению до этого
времени почитавшегося неприступным Эльбруса, которая привезена в Пятигорск. За эту услугу отца нашего русскому правительству он  награждён 100 рублями. Кроме того, по предложению начальства, отец наш Киллар поступил на службу в Кавказский горский дивизион в Варшаве и прослужил в  нём более  9 лет. А потому покорнейше просим ходатайствовать,  Ваше Высокоблагородие, о наделении нас землею в частную собственность по усмотрению начальства, не по происхождению нашему, а за услуги, оказанные покойным отцом нашим  русскому правительству.

Ниже даётся другое прошение исправленное и подправленное.
В скобки взяты то, что внесли изменения или дополнили.
Теперь подумайте, как это можно назвать архивным документом?
И подумайте, мог ли быть горовосходителем кабардинец Килар Хаширов, если создатели этого прошения уже какой десяток лет вносят правки в это прошения и оно, никогда не будет иметь исторической силы, так, как это фальсификация и ложь – это прошение.
Неужели в руководстве Кабардино-Балкарии не видят того, что все эти фальсификации вредят имиджу Кабардино-Балкарской Республики. Из-за таких горе историков страдают другие честные историки, исследователи, которых мажут одним именем – Кабардино-Балкария, где практически каждая работа, написанная об истории кабардинского этноса, написана с искажениями от предыдущего фальсификатора: Думанова, Бгажнокова, Унежева, Сокурова и др.

Думанов, 2009 год:


Начальнику Кабардинского округа от жителей аула Кучмазукина Герандуко и Ха(ж)бия Киларовых


Прошение

Покойный  отец  наш (наш-перестановка) Кил(л)ар во время стояния на Кавказе лагерем с 8  по 11 июля 1829 ( г.,) командовавшего (командовавшего- новый термин), ( войск под командованием начальника- эти слова исключены)  Кавказской лини(ей) генерал(а)  от кавалерии Георгия (Э)мануеля   10 июля в(о)сходил на Эльбрус вместе с посланным(и) (Российским) правительством (русским правительством-исключаются) академиками(:) Купфером, Ленцем и Мейером, (Менетрие-добавляется) (и) чиновником горного корпуса Вансовичем, архитектором Минеральных (В)од (Иосифом-имя добавляется) Бернад(а)цци и венгерским путешественником Иваном Бесс(е). Но из них вершины Эльбруса достиг только отец наш Кил(л)ар.

Имена(,) как отца нашего Кил(л)ара, так и бывших с ним академиков, отлиты  на чугунной плите(,) как первых(,) проложивших путь к достижению до этого
времени почитавшегося неприступным Эльбруса, (которая- исключается) (и) привезена в Пятигорск. За эту услугу отца нашего русскому правительству он  (был - добавление) награждён 100 рублями. Кроме того, по предложению начальства, отец наш(,) Киллар поступил на службу в Кавказский горский дивизион в Варшаве и прослужил в  не(й) более  9 лет. А потому покорнейше просим ходатайствовать,  Ваше Высокоблагородие, о наделении нас землею в частную собственность по усмотрению начальства, не по происхождению нашему, а за услуги, оказанные покойным отцом нашим  русскому правительству».

К ранее выявленным противоречиям и искажениям мы добавляем предложение: «во время стояния на Кавказе лагерем с 8 по 11 июля 1829 года войск под командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля…»
Как ранее мы отметили Думанов, Хаширов и Компания в силу своей особой грамотности и одарённости:
Первые Думанов, Эльмесов придумали, Хаширов (2007), продолжили, то, что должность генерала Емануеля написали неправильно:

«командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля…»

Правильно пишется следующим образом: «командующим войсками на Кавказской линии и начальником Кавказской области…»

Это и есть фальсификация, их много, которая показывает, когда исправляют так называемый архивный документ, то это уже не архивный документ. А ссылки якобы на прошение детей Килара Хаширова, если не глупость, то уже ограниченность к сожалению.

Сегодня нас интересует, как мы подчеркнули предложение «во время стояния на Кавказе лагерем с 8 по 11 июля 1829 года войск под командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля…»

Как известно создатели этого прошения Думанов и Эльмесов исходили из  известных им текстов Плит, где имелись записи, что «Здесь стоял лагерем… с Иваном Бессе и т. д…»

Тема «Плитный вопрос» у нас будет отдельной главой. Мы всего лишь подчёркнем, что «Плитных текстов», как и текстов «Прошения» не один и не два.

Возьмём текст кабардинский: « Стоял  здесь лагеремъ съ 8 по 11 июля 1829 года Командующий на Кавказской Линии генералъ от кавалерии Георгiй Емануель…»

Казалось бы, здесь текст у фальсификаторов должен быть аналогично этому тексту.

А если взять, как написано: «во время стояния на Кавказе лагерем…», как бы нелогично?

 Это как Думанов написал: «10 июля 1829 года кабардинец Киллар (Чылар) Хаширов первым в мире поднялся на западную вершину высочайшей горы в Европе…» Нелогично.
Но именно это и подчёркивает Х.М. Думанов.

Что вопреки всем и всему мы, кабардинцы поднялись вершину высочайшей вершины, на западную, а балкарцы на восточную вершину…

 Мы кабардинцы, балкарцы олицетворяем два народа объединивших в единую республику Кабардино-Балкария. А раз это так, то кабардинцы должны подняться на гору повыше…

А Карачай, карачаевцы?

Это всё территория Кабарды! И не страшно?

Это же шаг за шагом ведёт к межнациональным конфликтам. Или кабардинские деятели всё время надеются на свои многочисленные подмётные письма по поводу и без повода?

Вернёмся к логике. Ведь эту точку зрения о самой высокой вершине утверждает другой фигурант этого дела, некий А. Щ-въ, придуманный нашими кабардинскими историками, который, якобы вещает из газеты «Тифлисские Ведомости», Пятница, Августа 23-го дня 1829 года  под номером 34  в следующих эпитетах:

 «Удалец, решившийся одниb взобраться на самую высокую точку Эльборуса…»

  Чем не Думанов? Одни мысли, одно выражение.

Сей герой, удостоен, чтобы о нём сказать отдельно, и мы покажем документально, что «А. Щ-въ», дитя Думановых и Хашировых. А подсказку нам дала ошибка самого Думанова…

«во время стояния на Кавказе лагерем…» напрашиваются мысли:

«Мы стояли насмерть за Кавказ. Помнишь, товарищ, белые снега ...

Пример мужества показывал сам командир этого полка капитан Эмиров….» , «kislovodsk-cbs.ru›vystavky/70-victory/1088-oni-…»

Или «Как только назначение Ермолова на Кавказ было решено, Цицианов стал ... «9 июля 1818. Лагерь на Сунже. Таким образом исчезли все предприятия славного и необыкновенного Цицианова. Злоба и невежество Гудовича изгладили до самых признаков», «avkaz-history.ru›yakov-gordin-kavkaz-zemlya-i-…»

А можно и так: «Видно, что раньше здесь стояло лагерем крупное подразделение, минимум батальон, может, больше. Сергей Тармашев,

Экспедиция Оюнсу, 2018. Кровавое солнце пробивалось сквозь чёрные тучи – его красные лучи падали на землю, освещая поле сражения.

Ещё вчера здесь стоял лагерь альянса… Валентина Спирина, Дуэт. Валентина Иванова (Спирина) & Олен Лисичка. ... Уже неделю экспедиция стоит лагерем на берегу небольшой реки, скованной льдом, что течёт на юго-восток и впадает в океан. Николай Побережник, Падение терратоса, 2015…», kartaslov.ru›предложения-со…стоять лагерем.

Нет, не угадали. Бери выше. Кажется вот это ближе, горячо: «Можно было бы, и забыть про всё это, но вот ородцы стоят лагерем прямо тут, и сколько ещё будут это делать – неизвестно.
Андрей Сергеевич Абабков, Самый злой вид. В начале дел кровавых, 2017…»
Наши герои мыслили символами. Если уж стоять на Кавказе, то чем мы хуже кабардинцы-черкесы, русских, что стояли на Угре в том далёком 1480 году, за независимость всея Руси. А мы стояли на Кавказе за независимость всея Черкесии…

Придумали же версию 101 летней «Кабардино-Русской войне», вот и подтекст «Стояния на Кавказе», когда настанет час «Икс», все вспомнят наше «Стояния на Кавказе» и потом, мы ещё узнаем, что ещё тогда на самой высокой вершине Эльборуса Килар Хаширов – поднял наш флаг свободы…»
И чего только не придумают эти нелогичные историки…


Справка

«Стояние на реке; Угре; — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, завершившее свержение монголо-татарского ига на Руси, в частности на её на северо-восточной части, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое обрело полную независимость…», Материалы Википедии.
В итоге:
«1—2 июля 2017 года на берегах Угры воссоздали картину Великого стояния. Тогда же на территории Владимирского скита состоялось торжественное открытие первого в России памятника Иоанну III. Его создателями являются санкт-петербургские скульпторы. Бронзовая фигура великого князя установлена на гранитном постаменте. Высота памятника составляет 4,5 м; он входит в композицию музейного комплекса, состоящего из храма, поклонного креста и диорамы художника П.В. Рыженко33.
В 2017 году на первой сессии Законодательного собрания Калужской области 11 ноября, дню победного окончания Великого стояния, был присвоен статус регионального праздника34.
12 ноября 2017 года в Калуге, на площади Старый Торг, состоялось торжественное открытие памятника великому князю Московскому Ивану III. Памятник находится перед зданием правительства Калужской области. Великий князь изображён припавшим на одно колено и устремившим вперёд правую руку, в его левой руке находится посох с крупным орлом, расправившим могучие крылья. На монументе в виде большого белого камня имеется надпись: «ИВАН III / ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ /ОБЪЕДИНИЛ РУССКИЕ ЗЕМЛИ / ВОКРУГ МОСКВЫ / ПОКОНЧИЛ С ОРДЫНСКИМ ИГОМ / ИЗДАЛ СВОД ЗАКОНОВ — СУДЕБНИК/ ПОСТРОИЛ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ / УЧРЕДИЛ ГЕРБ РОССИИ / - ДВУГЛАВОГО ОРЛА». И.В. МАРКИНА «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА РЕКЕ УГРЕ», (г. Калуга. E-mail: irimarka79@mail.ru).
Наш итог: «термин «Стояние на Кавказе…», искусственный, придуманный авторами составителями прошения, не  мнимых  детей «Герандуко и Хашбия», а теми, кто ещё придумал назвать генерала Емануеля, якобы простецки по крестьянски «Мануэл», таковым нам вычеркивают генерала Центральный Государственный архив КБР, не согласивший с выдумками Думанова и Хаширова, они сами решили тоже выдумать свое собственное произведение….

Продолжение следует


Хадис Тетуев, 29.05.2021г.


Рецензии