Мэй Вест

ВЕСТ Мэй (West Mae; 1893-1980), американская киноактриса, певица, драматург.

Родилась 17 августа 1893 в Бушвике, Бруклин, Нью-Йорк. Урожденная Мери Джейн Вест (Mary Jane West). Старшая из выживших детей в семье Джона Патрика Веста и его жены Матильды (Тильды) Делкер Делгер. Отец – профессиональный боксер, известный как Баттлин Джек Вест, впоследствии частный детектив и владелец сыскного агентства. По некоторым данным, дед девочки со стороны отца, возможно, был афроамериканцем, женившимся на ирландской католичке. Мать – частично еврейского происхождения, иммигрировавшая в США из Баварии. В молодости работала рекламной моделью корсетов и нижнего белья.

Вместе с родителями девочка часто переезжали с места на  место, из-за чего не получила систематического образования. Некоторое время посещала занятия бруклинской Эразмус Холл Хай скул. С пяти лет участвовала в любительских театральных представлениях, занимала призовые места на конкурсах местных талантов. В 1907 дебютировала на профессиональной сцене под псевдонимом Малышка Мэй (Baby Mae). В 1911-1912 выступала в ряде бродвейских шоу («A La Broadway», «Vera Violetta», «A Winsome Widow»).  Получила известность как исполнительница модных в то время танцев. Популярности молодой актрисы также способствовала публикация ее фотографий в журнале «Ev’rybody Shimmies Now» в 1918.

В 1926 М. Вест  написала свою первую пьесу «Sex», которая со скандалом была снята с репертуара после нескольких представлений. 19 апреля 1927 М. Вест получила десять суток ареста за «моральное развращение молодежи». На волне скандальной шумихи в 1927 М. Вест  создала новое произведение – пьесу «Drag», посвященную судьбе борца за права сексуальных меньшинств К.-Г.Ульрихса. Пьеса была запрещена к показу в Нью-Йорке, но с полным аншлагом прошла в Коннектикуте и Нью-Джерси. В дальнейшем М. Вест неоднократно обращалась к гомосексуальной тематике, благодаря чему заслужила репутацию сторонницы однополой любви.

В 1932 М. Вест  начала сниматься в кино. За дебютом в фильме «Night After Night» последовали ленты «She Done Him Wrong», снятая по ее собственному сценарию и  «A’m No Angel».  Обе они имели огромный кассовый успех и номинировались на премию Оскар. М. Вест стала одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. Однако, фильмы с ее участием постоянно вызывали резкую критику поборников морали. Они неоднократно подвергались цензурированию и редактуре.

Всего М. Вест снялась в двенадцати кинофильмах, наиболее значительными среди которых являются «Goin’ to Tawn» (1935), «Klondike Annie» (1936), «Go West, Young Men» (1936), «My Little Chickadee» (1940) и др. В 1943 после фильма «The Heat’s On» М. Вест  ушла из кинематографа почти на тридцать лет. В 1940-ые она  много и успешно выступала на радио. В 1944 сыграла роль Екатерины II в бродвейской постановке. В 1958 на вручении высшей музыкальной премии исполнила  песню «Baby, It’s Cold Outside». В 1959 опубликовала книгу воспоминаний «Goodness Had Nothing to Do with It».

Личная жизнь М. Вест  протекала весьма бурно. В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за актера водевиля Френка Цаткуса, выступавшего под псевдонимом Фрэнк Уоллес.  Брак был зарегистрирован 11 апреля 1911 в Милуоки, штат Висконсин. Супруги прожили вместе очень недолго и вскоре расстались. Однако, в 1935 Ф.Уоллес в судебном порядке потребовал у М. Вест часть, якобы, совместно нажитого имущества. Вначале Мэй пыталась отрицать сам факт замужества. Затем вынуждена была признаться, но утверждала, что брак носил чисто формальный характер. Ей пришлось пойти на значительные финансовые уступки. Бракоразводное дело растянулось более чем на десять лет. Лишь 7 мая 1943 суд вынес окончательное решение о разводе.
 
Судя по всему, в середине 1910-ых М. Вест тайно вышла замуж за  итальянца Гвидо Дейро, аккордеониста-виртуоза из мюзик-холла. Они познакомились в августе 1913, близкие отношения начались в конце 1913 или начале 1914. Пара часто гастролировала вместе, что дало основание считать их мужем и женой. Впрочем, сама М. Вест по понятным причинам тщательно скрывала брак с Г.Дейро. Признание грозило ей солидным тюремным сроком за двоемужество.
 
Мнения исследователей и непосредственных участников событий расходятся. По словам сына Г.Дейро,  Мэй сделала аборт от его отца, из-за чего впоследствии не могла иметь детей. Биограф Генри Докторски  прямо утверждал, что М. Вест была женой Г.Дейро. Она, якобы, уличила его в неверности и 14 июля 1920 подала на развод. Ее иск был удовлетворен Верховным судом штата Нью-Йорк 9 ноября 1920. История загадочного замужества широко освещалась в прессе и надолго приковала внимание публики. М. Вест получила хороший урок и научилась быть более осторожной. Со свойственным ей юмором, она заявила: «Брак является слишком значительным событием. Я к нему не готова».

Тем не менее, М. Вест никогда не оставалась одна. На протяжении почти двадцати лет ее близким другом был  преуспевающий адвокат Джеймс Тимони. Они познакомились в 1916. Д.Тимони, который был старше Мэй на пятнадцать лет, многое сделал для ее карьеры. Некоторое время даже являлся ее продюсером и менеджером. Любовная связь прервалась только в середине 1930-ых, когда М. Вест уже добилась признания в Голливуде. Теплые товарищеские отношения между ними сохранились вплоть до смерти Д.Тимони в 1954.

В 1955 во время гастролей в Лас-Вегасе М. Вест познакомилась с Честером Рибонски. Бывший моряк торгового флота,  профессиональный борец и обладатель титула  Мистер Калифорния. Впоследствии изменил свое имя на Пол Новак. Ч.Рибонски находился с Мэй до самой ее  смерти. По всей вероятности, он действительно испытывал к ней глубокие искренние чувства. Однажды он признался: "Я полагаю, что послан на эту землю, чтобы заботиться о Мэй Вест".

Впрочем, сама М. Вест не отличалась постоянством в любви. После шестидесяти лет она отдавала предпочтение мощным, брутальным мужчинам, как правило, значительно моложе нее по возрасту. Одним из них был чемпион мира по боксу в среднем весе Уильям Джонс, более известный по прозвищу Горилла Джонс. По рассказам очевидцев, однажды у У.Джонса возник конфликт на расовой почве с управляющим домом, в котором он жил. М. Вест кардинально решила проблему, купив все здание  целиком в личную собственность. Она без стеснения признавалась в связях с главарями мафии. С восхищением вспоминала своего бывшего бой-френда, лидера манхеттенской группировки Оуни Мэддена: «Это было так сладко и так порочно!»

М. Вест  прославилась своим эпатажным поведением и весьма двусмысленными высказываниями. В феврале 1936 на вокзале в Лос-Анжелесе она спросила у встречавшего ее полицейского: «Это у вас что, пистолет в кармане? Или вы так рады меня видеть?».  Фраза имела огромный успех и в дальнейшем актриса не раз повторила ее в своих фильмах. О себе она отзывалась так: «Когда я хорошая, я очень хорошая, но когда я плохая, я ещё лучше». Не упускала случая отпустить двусмысленную шутку: «Моя левая нога  - Рождество, моя правая нога - Пасха, почему бы вам не зайти ко мне между этими праздниками?» Охотно подчеркивала свою сексуальность: «Вы говорите, десять мужчин ждут у моей двери? Одного можно отпустить домой, я сегодня устала».

До глубокой старости М. Вест продолжала выступать на театральной сцене, участвовала в телевизионных шоу, записывала музыкальные альбомы и т.п. Последний раз снялась в кино в 1978 в фильме режиссера Кена Хьюза «Sextette». Съемки дались ей с трудом из-за резкого ухудшения зрения и провалов памяти. В августе 1980 у М. Вест  случился инсульт, после которого она потеряла речь. В. Актриса была отправлена в больницу Доброго Самаритянина в Лос Анджелесе. Через месяц у нее случился новый удар, парализовавший правую сторону тела. Положение еще более осложнилось их-за развития пневмонии.

В безнадежном состоянии врачи отпустили М. Вест домой, где она скончалась 22 ноября 1980. Похоронена на семейном кладбище Кипресс Хиллз в Бруклине, Нью-Йорк.

За крупный вклад в развитие кинематографа  М. Вест удостоена звезды на Аллее славы в Голливуде. Ей  посвящено несколько песен Кола Портера в мюзиклах «Anything Goes» и  «You’re the Top». В 1937 Сальвадор Дали создал один из самых известных сюрреалистических объектов – «Диван Губы Мей Вест» («Mae West Lips Sofa»).

 Долгое время М. Вест являлась одним из самых популярных секс-символов Америки. В солдатском жаргоне времен Второй мировой войны ее именем назывались спасательные надувные жилеты и бракованные парашюты, которые горбились при раскрытии и по форме напоминали громадный бюстгальтер. Двухбашенная модификация легкого американского танка М2 также имела шутливое прозвище Мей Вест.


Рецензии