Эссе на тему Аркадий и Борис Стругатские

     Сказать, что я люблю всё творчество братьев Стругатских, значит не сказать ничего. Я не только их люблю, даже затрудняюсь подобрать нужное слово, которое могло ёмко озвучить те эмоции и чувства, которые я испытываю к их произведениям.
      Первое, что я из их книг прочитала, это была перепечатанная то ли с книги, то ли ещё, откуда рукопись. Называлась она “Улитка на склоне”. В ту пору купить хорошую книгу было практически не возможно, поэтому люди делали ксерокопии или распечатывали их на машинке. Это произведение повергло меня в шок. Трудно сказать почему. Тогда оно мне показалось очень необычным,  и прямо сказать за гранью фантастики.  Я не была знакома с книгами этих авторов, и мне захотелось узнать о них самих и об их творчестве, как можно больше.
     В каждой, прочитанной книге я открывала для себя мир совсем другой, их мир, и их восприятие мира. Может быть, я много на себя беру, но мне так кажется, что я их понимаю, как никто другой. Простите меня за такой пафос, наверняка есть люди, которые тоже их понимают, как и я, а может быть даже и лучше. Просто их произведения для меня стали  нечто большим, чем просто сюжеты из книг. Они стали необъятным полем для размышления. Надо сказать, что я увлекалась с юности фантастикой и такие авторы, как Беляев, Бредбери, Кларк, Азимов, Ефремов были моими любимыми.  Но когда я прочитала книги братьев Стругатских, то поняла в чём разница между ними. Если другие авторы описывали будущее или паранормальные сюжеты, то Стругатские заставляли своих читателей задуматься над сущностью своей и всей вселенной. 
     Сложные люди, необычные сюжеты, многосторонние размышления, это всё есть у них. И не зря, наверное, режиссёр  Тарковский рискнул поставить фильм по их сценарию “Сталкер”. Надо сказать, что я этот фильм очень долго не воспринимала. Читала сценарий к нему самих Стругатских  и, как мне показалось, он не соответствовал их прочтению. Тарковский всё же использовал своё видение, и оно отличалось от того о чём писали Стругатские. И когда я читала их отзыв об этом фильме, то уловила их, мягко сказать недопонимание. Через много лет я всё же ещё раз пересмотрела этот фильм, и он мне, как не странно понравился. В нём много смысла, но совсем другого. Не знаю, имею ли я право судить о творчестве Тарковского, я просто высказываю своё мнение.
     После того, когда я прочла книгу  "Пикник на обочине" три дня я ходила под впечатлением, размышляя над последними строчками. Да, что там три дня, всю жизнь.  С каким багажом заветных желаний человек живёт, что есть у него за душой? Именно за душой, а не в душе, потому как вне души находится наш разум. К чему он стремился и что он хочет от Вселенной. Какое его самое сокровенное желание, возможно о котором он даже и сам не знает. Познать себя, свою сущность призывают они  в этом произведении. Есть над, чем подумать и поразмыслить.  В самом конце книги сюжет повергает в шок. Артур погибает в тот момент, когда Редрик доходит с ним к золотому шару. Он бежит и кричит: “Хочу счастье всем людям”. А Редрик зная, что он погибнет (иначе нельзя было попасть к этому шару), смотрит ему в след и когда  дорога, казалось бы, открыта, иди и загадывай своё желание,  он цинично думает, что кроме дурацких слов Артура (я хочу счастья всем людям), ему в голову не приходит ни одна мысль. С чем идти, что просить? Даже желание вылечить свою дочь теперь ему кажется не существенной.
Пусть каждый человек задаст себе вопрос, а что он собственно от этой жизни хочет и какое у него есть заветное желание или мечта всей его жизни, но только, чтобы она не была меркантильной или уж совсем мелкой и глупой. Именно это я и увидела в этой книге.
     “Далёкая радуга” – это очень трогательное произведение. О нравственно красивых людях, которые в минуту серьёзного выбора – жизни или смерти, решают умереть на погибающей планете, отправив в другие миры тех, кто им дороже всего. Это дети, женщины и старики. На этой планете остаётся лишь один живой и это робот, который не способен понять человеческих чувств.
     “Жук в муравейнике”- перед человечеством стоит очень не простая проблема, что делать с неизвестными эмбрионами, попавшими на Землю. Из них выросли люди, но кто они и что в них заложено? Как поступить, чтобы возможно заложенная опасность в них не стала угрозой для человечества. А что если они безопасны и принесут людям только пользу?  Выбор не прост. Легче их убить. Это, как жук, попадая в муравейник, будет непременно ими съеден. Мы стремимся встретить чужие цивилизации, а кто знает, что они нам несут зло или добро? Никто на это не даст ответа.
    “Обитаемый остров” вновь мы встречаемся с не простой ситуацией, когда народом манипулируют, заставляя их жить по определённым правилам, навязывая им то, что нужно могущественной кучке. Врываясь в этот мир Максим, пытается исправить его, открыть глаза. Но у него это не получается, а вернее сказать получается путём разрушения. Правильно ли это? В конце идёт борьба, где он себя чувствует виноватым, но не сломленным.
Как это всё, похоже, с нашим современным миром, с его революциями, перестройками. К чему всё это приводит, судите сами. Но и нельзя, чтобы ты был марионеткой. Борьба, но борьба с умом, созиданием, а не с разрушением. В борьбе за право быть самим собой мы совершаем жуткие, а порой неисправимые ошибки, потому что бываем слишком доверчивы и управляемые другими. Мир переплетён множеством нам не видимых нитей, о которых мы даже не подозреваем, а мы неискушённые люди попадаем в ловушки, как муха в паутину паука.  Как с этим бороться?  Сложный вопрос.
      “Трудно  быть Богом” – действительно, трудно быть светлым и чистым человеком, среди лжи и обмана, грязи и смрада. Среди людей, которые не хотят жить по законам Божьим, а стремятся себя поставить на Его место. Власть и деньги превыше всего. Идя, буквально по головам,  к своей цели, они  хотят завладеть всем, не гнушаясь ничем, что поможет им приобрести желаемое. Совесть и стыд отсутствуют у этих людей. Как быть? Что делать с такими людьми? Что можно противопоставить? Проблема, над которой и заставляют задуматься авторы.
     “Хищные вещи века”- как много соблазнов в нашей жизни и если предположить, что всё есть и всё доступно, то,  что остаётся? Человек будет вынужден искать что-то новое, чтобы удовлетворить себя? Но что это? Никто не знает до чего можно докатиться. Но явно не до чего хорошего. Мир меняется и не всегда к лучшему, а хотелось бы наоборот. Опять вопрос, а ответ за вами.
    “Град обречённых”, “ Волны гасят ветер”, “Гадкие лебеди” и так далее, все эти книги для меня имеют особое значение. В них я находила для себя много вопросов, на которые искала ответы. Могу говорить о них часами.
     Я бесконечно благодарна авторам за этот дар, который они оставили нам в наследство. И мне хотелось, чтобы их читали, а главное понимали. Нередко, заводя  разговор о них, я слышала такие слова, да ну их, я их не понимаю, а потому они мне не нравятся.  Или фантастика – это для детей.  Не правда. Интересные сюжеты, не избитые мысли, удивительные миры и множество вопросов над которыми надо думать величайших фантастов Аркадия и Бориса Стругацких, будут интересны всегда. Светлая им память.
 


Рецензии