Гегель и Альтюссер. Потерянная бесконечность

Гегель и Альтюссер. Потерянная бесконечность (набросок)

В абстракцию! Cнова и снова в абстракцию, вот куда нужно изгнать гегелевскую философию, что бы вздохнуть спокойно и предоставить себе возможность с трубкой в зубах выступить с очередной её критикой так, словно бы Гегель и сам не был противником бессодержательной и рассудочной метафизики.

Всем ведь понятно, что есть простота, категория, сущность, субъект, нечто бессодержательное с одной стороны, а с дрогой есть наличное бытие, структуры, гетерогенности, множества и т.д. Ну вот,- Гегель это про простоту; что же она такое? Она- это простое противоречие сущности и бытия, это одно простое противоречие. Можно ли нам попытаться извлечь из него пользу? Ну разумеется нет! Вы посмотрите вокруг, вслушайтесь в скрежет структур и сосчитайте количество противоречий в каждой из них.

Сколько у вас получилось? Так вот в Логике Гегеля нет речи о том, что единое это процесс со множеством противоречий, с регрессом или прогрессом противоречий во множественность. У Гегеля это «простой процесс с двумя противоположностями, в котором Единое разделяется на две [лишь две] противоречащие друг другу части…» (Л. Альтюссер «За Маркса»[1])

Отсюда, из этого дыма только и можно критиковать Логику Гегеля. Во первых нужно сказать, что противоречие только одно, а во вторых, что это противоречие, так как оно одно, -конечно и есть пустая и непригодная ни на что абстракция, ибо мы знаем, что в мире и даже в какой- то одной его части или определенности – много противоречий. Из этого также выводят что Гегель был стоик, индифферентный к реальности и защищающий всякое «статус-кво» в государстве.

Однако у Гегеля истинное в определениях бытия есть единство конечного и бесконечного, снятие в бесконечном конечного. Только из этой посылки, что бесконечность есть множество определенных конечностей, стало быть есть множество противоречий, множество разделений следует вывод противоположный наивным критическим заверениям структуралистов о Положительной философии.

Понятие в Гегелевской Философии различается на субъект и объект. Как единство того и другого оно есть идея. Будучи всей совокупной реальностью объективность сама есть различение на субъект и объект; это прогресс в бесконечность деления на субъект и объект. Поскольку понятие есть единство Всеобщего Особенного и Единичного то и само по себе особенное различается как всеобщее и другое особенное и единичное и т.д. до бесконечности [2].

То есть другим словами в гегелевской философии существует двоякий прогресс понятия в истинную бесконечность и в бесконечность дурную. С одной стороны бесконечное различение и регресс постижения в различенном особенном собственного понятия, а с другой стороны  целевое движение к жизни всех различенных субъект- объектных позиций, к Единству.

Раздробленность мира тем самым вполне подчинена гегелевскому понятию со стороны регресса понятия, то есть со стороны его разделения и дробления всякой определенной особенности на диспозицию новой всеобщности и особенности и т.д. до бесконечности. Этот момент регрессии – хаос в понятии. Противостоящий ему момент есть прогресс из дурной бесконечности разделения к жизни,- реализация внутренних самоцелей каждого из понятий и тем самым реализация общей им Самоцели.

Порядок и хаос, как жизнь и смерть, как реализация цели и как забвение истинной цели, все эти моменты, в противоположность тем заверениям, что якобы хаос, упадок, дробление и катастрофа в истории общества и природы не соответствуют строю понятия в философии Гегеля, в противоположность таким заверениям все эти моменты являются неотъемлемой частью Логики Гегеля.

Если вы только не изгоняете собственный ум в ничто, если динамика вашего осознания не остается голой апофатичностью или самим этим регрессом поиска абсолютной конечности, этой расплющенностью сознания, безрефлексивностью и неспособностью чувствовать цель, внутреннее и всеобщность некоторых единичных, если вы только не заставляете ум впасть в полное оцепенение: - нет ничего, в чем бы не находилась возможность или само всегда пребывавшее здесь понятие.

Не существует поэтому критики Гегеля кроме той, что-бы схватившись за нечто оцепеневшее сделать свой ум столь же безжизненным и неподвижным как этот искомый для критика труп.

Примечания:

[1] "И в самом деле, если мы понимаем гегелевскую модель не в метафорическом, но в строгом смысле, то мы констатируем, что она действительно требует этого простого процесса с двумя противоположностями, этого простого изначального единства, разделяющегося на две противоположности»; «…в реальности мы никогда не имеем дела с чистым существованием простоты, будь то сущности или категории, но лишь с существованием конкретного, т. е. сложных и структурированных вещей и процессов.»; «Ясно, что если дело обстоит именно так, то с матрицей гегелевской диалектики покончено…» (Л. Альтюссер «За Маркса»)

[2] "Каждый момент понятия сам есть целое понятие..." (Г. Гегель "ЭФН" 1 Том); "Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как процесс устранения границы, будь она качественной или количественной, когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки отрицанию возникает все вновь и вновь."; "В истинно бесконечном [наоборот] выход за пределы конечного уже не приводит к установлению какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению наличного бытия в равенстве с собой." (Г. Гегель "Философская пропедевтика" § 28)


Рецензии