Арцеулов Константин Константинович

День рождения Героя

Арцеулов Константин Константинович (17 [29] мая 1891 – 18 марта 1980), лётчик, планерист, художник-иллюстратор. Первым в мире в 1916 г. разработал и намеренно испытал метод вывода самолёта из штопора. Пионер русского и советского планеризма.

Родился в Ялте. Из дворян, православного вероисповедания. Сын служившего в Севастополе потомственного моряка, генерал-майора Корпуса корабельных инженеров Константина Николаевича Арцеулова, и дочери выдающегося художника-мариниста И. К. Айвазовского – Жанны Ивановны Арцеуловой. Детство провёл в Феодосии, в доме своего дедушки Ивана Айвазовского, проявив незаурядные способности к рисованию и живописи.

Окончил Севастопольское реальное училище, затем три года учился в Санкт-Петербурге в Морском кадетском корпусе, однако по состоянию здоровья одногодичную учебную практику корабельным гардемарином на кораблях Флота проходить не стал. Учёбу закончил в 1908 г. без производства в офицерские чины. После неудачной попытки поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, в 1908–1909 гг. обучался в студиях известных художников К. Ф. Юона и Е. Н. Званцевой.

С 1910 г. работал слесарем-сборщиком на первом специализированном авиационном предприятии в России – заводе С. С. Щетинина в Санкт-Петербурге. Одновременно учился в платной лётной школе «Гамаюн» и занимался планеризмом, которым увлекался с юных лет (первый планёр собственной конструкции построил в 1904 г. и поднимался на нём в воздух). В 1910 г. научился летать на аэропланах и в сентябре 1911 г. получил международный диплом пилота-авиатора. В 1912 г. возвратился в Крым, работал пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе.

По достижении призывного возраста, 30 сентября 1912 г., вступил на военную службу в Крымский конный полк на правах вольноопределяющегося. Одногодичную действительную службу в нижних чинах проходил в Симферополе. В октябре 1913 г., в унтер-офицерском звании, уволен в запас с производством в офицерский чин прапорщика кавалерии. После увольнения продолжал работать пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе.

Участник Первой мировой войны. В июле 1914 г. по всеобщей мобилизации призван из запаса на действительную службу и назначен в 12-й уланский Белгородский полк на должность младшего офицера эскадрона. В составе полка принимал участие в Галицийской битве, затем в наступлении в Карпатах, командовал взводом. Был ранен. Находясь в госпитале, обратился к командованию о переводе его, как имеющего диплом пилота-авиатора, в авиационную часть. В марте 1915 г. командирован на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу. В июле 1915 г. получил квалификацию «военный лётчик» и был прикомандирован к 18-му корпусному авиационному отряду 11-й Армии Юго-Западного фронта.

За время службы в 18-м КАО совершил 21 разведывательный полёт. Летал на аэроплане «Фарман». В воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос С.III». Немецкий лётчик был пленён, трофейный самолёт отремонтирован и на нём Арцеулов совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника.

С мая 1916 по июль 1916 г. был в командировке на московском авиазаводе «Дукс», на испытании самолётов-истребителей отечественной сборки; одновременно обучался в авиационной школе «Парасоль» управлению истребителем «Ньюпор-11».

С июля 1916 г. – лётчик-истребитель, прикомандированный к 8-му авиационному отряду истребителей 8-го авиационного дивизиона 8-й Армии Юго-Западного фронта. В условиях подавляющего численного превосходства авиации противника совершил в районе Луцка и Ковеля, во время второго этапа Брусиловского наступления, 17 полётов и провёл 7 воздушных боёв с аэропланами противника. С 30 августа 1916 г. прапорщик Арцеулов переведён из авиационного отряда действующей армии в постоянный состав Севастопольской военной авиационной школы на должность обучающего офицера. Вскоре был назначен заведующим истребительным отделением.

Осенью 1916 г. Арцеулов продумал и испытал на практике метод вывода самолёта из штопора – особого критического режима полёта самолёта, заключающегося в его неуправляемом снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса. В начале ХХ века подавляющее большинство происшествий со сваливанием самолёта в штопор заканчивалось катастрофой. Первый случайный выход из штопора осуществил британский авиатор Уилфред Парк в августе 1912 г. Впервые в истории преднамеренный ввод самолёта в штопор осуществил 24 сентября 1916 г. на аэроплане «Ньюпор-21» российский военный лётчик Константин Арцеулов. На высоте 2000 м он два раза подряд вводил машину в штопор и благополучно выводил её из этого режима полёта, что стало революционным достижением в практической авиации. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Февральскую и Октябрьскую революции Арцеулов встретил в Крыму, в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. Во время гражданской войны 1918–1922 гг. участия в боевых действиях не принимал. В 1918 г., выполняя поручение солдатского комитета, формировал на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации царской армии 1-й Красный социалистический авиационный отряд.

При занятии Крыма белогвардейцами, как бывший офицер, был мобилизован в Белую армию, оставаясь на должности лётчика-инструктора Севастопольской (Качинской) авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 г. Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С прибытием командования был официально зачислен в РККА и оставлен на прежней должности.

В декабре 1920 г. получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 г. испытывал прототип первого советского истребителя И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова; ввиду ошибки в конструкции самолёт, пилотируемый Арцеуловым, разбился в первом полёте, лётчик чудом уцелел. Был пионером советского планеризма, в 1923 г. получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. На I Всесоюзных планёрных испытаниях (7 ноября 1923, Коктебель) на А-5 лётчиком-испытателем Леонидом Юнгмейстером был установлен всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 1 ч 20 мин 30 сек. Планёр был удостоен главных призов, и его конструкция впоследствии была повторена либо полностью, либо с некоторыми изменениями. На II Всесоюзных планёрных испытаниях в 1924 г. эта конструкция была представлена четырьмя экземплярами.

В 1927 г. Арцеулов был переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба. Осенью 1929 г. на лётном поле VI Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле испытывал планёр конструкции Королёва и Люшина.

В 1933 г. был репрессирован – по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии осуждён к высылке в Архангельск. В ссылке работал мотористом на катере. В 1937 г. у Арцеулова закончился срок ссылки, но на 10 лет он оставался «пораженным в правах». До 1942 г. не мог выезжать за пределы Архангельской области, затем ему разрешили поселиться в Можайске и только в 1947 г. – в Москве. Реабилитирован в 1956 г.

По причине большого перерыва в лётном стаже в авиацию не вернулся. Занялся художественным творчеством: работал художником-иллюстратором. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника – молодёжи», в редакции которого работал ведущим художником, иллюстрировал также журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе. Искусствоведы относят творчество Арцеулова к Киммерийской школе живописи – региональной школе пейзажистов, сложившейся в конце XIX – начале XX века; к ней относят художников, работавших на южном побережье Крыма. Автор воспоминаний: «На заре советского планеризма», 1973.

Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени («Аннинским оружием») с надписью «За храбрость» и Георгиевским оружием.

К столетию со дня рождения К. К. Арцеулова Почтой СССР была выпущена почтовая карточка (1991). Имя К. К. Арцеулова присвоено аллее в Приморском районе Санкт-Петербурга (Арцеуловская аллея). Мемориальная доска, посвящённая Арцеулову, установлена в г. Луцке. О жизни К. Арцеулова и его роли в становлении отечественной авиации писали выдающиеся отечественные лётчики-испытатели: М. Громов – «Победитель штопора», 1971 г., и М. Галлай – «Жизнь Арцеулова», 1985 г. В 1987 г. режиссёр Юлий Файт снял документальный фильм «Дорога в облаках», посвящённый деятельности Арцеулова.


Иллюстрации.
Слева: К. К. Арцеулов – офицер Русской императорской армии.
В центре: Константин Арцеулов – гражданский пилот. 1911 г.
Справа: Константин Константинович Арцеулов в последние годы жизни.
Все фото – неизвестных авторов, взяты из открытых источников.
Подбор иллюстраций, композиция: Герои Российской Истории.


Рецензии