Честный фантаст, или Завершённое Покушение...

     Текст эссе и заявки на сценарий даётся в сокращении.
     Автор написал, с удовольствием, несколько больших текстов, три первых романа цикла "Река Хронос". И хотел бы продолжить эпопею альтернативной истории четвёртым  томом, но пишет другие, детективные, а потому - конъюнктурные тексты, не создающие новые, высокие ожидания у читателей, а удовлетворяющие их не очень высокие вкусы.

    Среди детективных романов этого автора есть удачи. Например, прекрасная фраза:
   
 "Лидочка ушла тогда домой, одурманенная невозможностью поверить и бессилием не поверить". В то, что В.И. Ленин, невероятным образом, дожил до осени девятьсот девяносто первого года. В "Младенце Фрее" представлено омоложение В.И. Ленина, в романе Анатолия Маева "Генетик" -клонирование Владимира Ильича.

    А вот роман Кира Булычёва и, одновременно, профессионального историка Игоря Всеволодовича Можейко "Покушение" мало, кто читает, по причине того, что этот роман не завершён автором.

     В "Покушении" действуют Андрей Берестов со своей молодой женой Лидочкой и Коля Беккер, скрывающийся под именем своего гимназического знакомого - "Андрей Берестов". Беккер затесался в "Покушении" в ряды большевиков с помощью матёрой большевички Нины Островской.

     В романе "Покушение" честный фантаст К. Булычёв отказался назвать Ленина немецким шпионом, а сам Ленин, в этом романе, считает Председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, железного Феликса,опаснее многих, выступающих против похабного ленинского Брестского мира, левых коммунистов, потому что у Дзержинского "везде шпионы, у него карательный аппарат, организованный куда лучше нашей армии".

     Жаль, что роман "Покушение" остался незавершённым, потому что К. Булычёв знает отличия альтернативной истории от её фальсификации. В готовых страницах романа, который К. Булычёв в своих планах называл "Покушением на Ильича", есть покушение на немецкого посла Мирбаха, но нет покушения на Владимира Ильича Ленина, потому что "Покушение" не завершено.

     У фальсификаторов истории, и заказчиков её фальсификации, есть корыстные, например, политические цели, которых у Кира Булычёва не было, он лишь хотел, ярким текстом, привлечь внимание к событиям в России после октября семнадцатого года, по старому стилю.

     Инсценировка для театра или экранизация какого-то текста, осуществлённая так, будто этот текст доведён до финала, является способом завершения выдающегося литературного произведения. Плохие тексты продолжением или завершением улучшить нельзя, а вот "Покушение" достойно или театрального спектакля, или игрового фильма по нему.словии к
      
     Как пишут в своём "Предисловии" к "Покушению" М. Манаков и А. Щербак-Жуков, Кир Булычёв, в конце две тысячи второго года не хотел почивать на лаврах "Роскона! и сам надеялся завершить "Покушение", для чего ввёл в готовые страницы романа таинственный, мистический персонаж, - Коромыслова:
   
     "Следом за физиком Мельником-Миллером шагал незаметный человек. Незаметный настолько, что даже родная мать забывала ставить перед ним тарелку с супом". 

     И для левых, и для правых политиков, "Покушение" может оказаться текстом, написанным слишком честным фантастом, чтобы на его инсценировку или  экранизацию давать средства.

     Несмотря на видимую бесперспективность экранизации или постановки спектакля по "Покушению", или на то, что время "Покушения" уже ушло безвозвратно, всё-таки предлагаем его реконструкцию:

     1. НАТ. КРЫМ. НАБЕРЕЖНАЯ ГОРОДА ЯЛТЫ. НАЧАЛО ЯНВАРЯ ДЕВЯТЬСОТ ВОСЕМНАДЦАТОГО ГОДА. Полковник Пётр Николаевич, барон Врангель, спасает от преследований антисемита Альфреда Розенберга, а Коля Беккер знакомится с Дорой Ройтман, революционный псевдоним которой "Фанни Каплан".

     2. НАТ.КИЕВСКИЙ ВОКЗАЛ. ФЕВРАЛЬ ДЕВЯТЬСОТ ВОСЕМНАДЦАТОГО ГОДА. У Андрея Берестова и его жены два билета в мягкий вагон до Москвы. Переболевшую пневмонией   Лидочку провожает, заботящийся о ней, её лечащий врач, доктор Вальде. Сцену лучше снимать не в Киеве, даже если киевляне станут более гостеприимными к съёмочным группам из России.

     В эпизодах 3,4, 5 Лидочка и Андрей знакомятся с сотником Уссурийского казачьего войска Сабанеевым, Давидом Леонтьевичем Бронштейном, отцом Троцкого. Сотника Сабанеева расстреливают,ограбленный Д.Л  Бронштейн и Андрей приводят в своё купе Дору Ройтман )Ф. Каплан). Бронштейн опекает соотечественницу.

     6.НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА В МОСКВЕ.
    
     БРОНШТЕЙН. Дора! Послушай Андрея! Куда ты одна в Москве, с твоей близорукостью? Пойдём с нами, мы купим тебе новые очки!
    
     КАПЛАН. Теперь такие очки не достанешь!

     ЛИДОЧКА.Тем более вам лучше отправиться с нами!

     7. ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ МАРИИ ДМИТРИЕВНЫ, БАРОНЕсСЫ ВРАНГЕЛЬ. За Фанник Каплан приходит левый эсер, писатель, Сергей Дмитриевич Мстиславский (Масловский). Из  слов Мстиславского Андрей Берестов и Д.Л. Бронштейн узнают, что Дора Ройтман ещё и Фанни Каплан.

     КАПЛАН. (Андрею). Передайте привет вашей Лидочке. Успехов её в обучении у Туржанского, на курсах акварелистов. Больше мы, наверно, не увидимся.

     МСТИСЛАВСКИЙ. Ну, почему, Фанни? Ты сможешь приходить сюда!

     БРОНШТЕЙН. Приходи, девочка, к нам. Ты очень цельная натура. Таким сейчас очень тяжело. Мне будет спокойно, если я из первых уст буду знать, как у тебя дела.

     8. ИНТ. ЗАЛ СТОЛОВОЙ. Андрей ужинает скользким гуляшом и видит Дору-Фанни. Он подходит к ней, напоминает о ялтинском знакомстве и говорит ей, что служит в Чрезвычайной Комиссии.

     9. ИНТ. ДОПРОСНАЯ КОМНАТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ, В ЗДАНИИ НА РОЖДЕСТВЕНКЕ.

     БЛЮМКИН. Товарищ Андрей, знаешь, что за птицу ты видишь перед собой? Это племянник немецкого посла, графа Вильгельма Мирбаха.

     МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК.(С австрийским акцентом). Вы ошибаетесь. Я - австриец!

     БЛЮМКИН.Какая разница! Фамилия-то у вас, обоих, немецкая! А мой друг как услышит - Ганс, Шукер или Беккер, сразу хватается за револьвер. Правда, Коля, тьфу ты, Андрей?

    У Николя Беккера испуганное лицо, потому-что услышал, из уст Блюмкина, свои настоящие имя и фамилию.

     10.ИНТ. КУПАЛЬНЯ В ИМЕНИИ КНЯЗЕЙ ТРУБЕЦКИХ ПОД МОСКВОЙ.В воде купальни, внутри домика, в прорези для воды плавают и разговаривают В.И. Ленин и Я.М. Свердлов.

     СВЕРДЛОВ. Кому поручим, Владимир Ильич? Льву Давидовичу?

     ЛЕНИН. Пусть Лев продолжает заниматься Красной Армией. Без неё нам не обойтись, в борьбе с восставшими чехами и Деникиным. Не поручить ли нам организацию случая с левыми эсерами нашему горячо любимому, но холодному, Феликсу Эдмундовичу?

     СВЕРДЛОВ. Его руками - его союзников? Не слишком ли хитро?

     ЛЕНИН. Всё, я освежился! А теперь, - работать! Работать! И ещё раз, - работать!

     11, 12 НАТ. ЗАРОСЛИ ДЕРЕВЬЕВ НА ДРУГОЙ, ОТ КУПАЛЬНИ, СТОРОНЕ ПРУДА.

     КОРОМЫСЛОВ.(Негромко, глядя в бинокль). Ба! Среди охранников, пан Теодор, смежник или противник? Ловкий тип! Проник в охрану самого Ленина! И, наверное, записывает беседу в купально, по-видимому, на плёнку!
О
     12, 13. НАТ. УЛИЦА МОСКВЫ. ДОМ НА БОЛОТНОЙ ПЛОЩАДИ. Коля, купив папирос, возвращается за Фанни Каплан, и видит уменьшенного кота.

     МЕЛЬНИК-МИЛЛЕР. Вижу, вам понравился мой малышка!

     БЕККЕР. Заберите у меня вашего котёнка, а то своими миниатюрными коготками он порвёт мне и правую руку, а она у меня рабочая!

     МЕЛЬНИК-МИЛЛЕР. Это не котёнок, а взрослый котище!Благодаря моему открытию, связанному с управлением пустотой внутри атомного ядра, он ссохся до настоящих своих размеров?

     БЕККЕР. Вы гипнотизёр, шарлатан?

     МЕЛЬНИК-МИЛЛЕР. Я уже сказал, что физик, Григорий Мельник, или Миллер, в зависимости от того, с кем ваши политические симпатии - с Брестским миром или сторонниками единой и неделимой России. С кем имею честь беседовать?

     БЕККЕР. Андрей Берестов. У меня нет политических симпатий.
     14. ИНТ. КУХНЯ В ДОМЕ НА БОЛОТНОЙ ПЛОЩАДИ. Давид Леонтьевич Бронштейн уходит туда, где можно обменять сто долларов, крупная сумма, настоящего Андрея Берестова.

     16. ИНТ. КОМНАТА МЕЛЬНИКА-МИЛЛЕРА НА ЧЕТВЁРТОМ ЭТАЖЕ, С КЛЕТКАМИ, СОСТАВЛЕННЫМИ, ОДНА НА ОДНУ, ВДОЛЬ СТЕН.

     БЕККЕР. Вот если бы вы придумали, как увеличивать крыс до размеров английских танков! Кому нужно, - это ваше открытие?

     17. ИНТ. КАБИНЕТ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО В ЗДАНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ. ФЛЭШФОРВАРД. В сцене участвуют Блюмкин, докладывающий Дзержинскому о наблюдениях своего подчинённого, Андрея Берестова, бывшего адъютанта адмирала А.В. Колчака.

     ДЗЕРЖИНСКИЙ. Революции всё может пригодиться!

     19.ИНТ. КАБИНЕТ БЛЮМКИНА. Блюмкин читает надпись на рукояти наградного револьвера своего подчинённого, ставшего уже Николаем Андреевым, а не Андреем Берестовым.

     20. НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ. ПОЖАР СКЛАДОВ.ФЛЭШБЭК. Против Коли Беккера, товарища Андреева двое солдат-мародёров разворачиваю пулемёт, чтобы стрелять. Коля Беккер выстрелами в лоб, ещё из обычного нагана, убивает мародёров.

     22, 23, 24. ИНТЕРЬЕРЫ В ДОМЕ НА БОЛОТНОЙ, В КРЕМЛЕ,В ЗДАНИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ. Мария Дмитриевна успокаивает грустного, настоящего Андрей Берестова, говорит, что знает, куда и к кому обратиться, чтобы выручить Леонтия Давидовича Бронштейна.

     ТРОЦКИЙ (Лацису). Вы бы проверили, товарищ Лацис, как сюда, на эту должность попал этот Блюмкин! Боюсь, что фамилию Блюмкина мы ещё услышим, и нам не будет приятно.

     В кабинет Блюмкина в ЧеКа, входят, с избитым лицом Д.Л. Бронштейн, Лидочка и сам Блюмкин.

     ТРОЦКИЙ (Бронштейну). Отец! Тебя этот бил?
    
     Троцкий бьёт, пощёчиной, по лицу Я.Г. Блюмкина. 
    

     25.  ИНТ. КРАСНАЯ ГОСТИНИЦА В ПОСОЛЬСТВЕ КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ В МОСКВЕ. Коля Беккер, а, не вечно промахивающийся из револьвера, Блюмкин, стреляет в основание черепа послу, Вильгельму фон Мирбаху.

     26. ИНТ. КОМНАТА МЕЛЬНИКА-МИЛЛЕРА В ДОМЕ НА БОЛОТНОЙ ПЛОЩАДИ.

     ДЗЕРЖИНСКИЙ. Мы, большевики, для того и взяли власть, чтобы организовать государство по-другому. Вы переедете в более просторный дом, на Пречистенском бульваре, с богатой лабораторией. Но сначала вы примете здесь, на Болотной, одного человека. Мой шофёр Марек предупредит вас о его визите заранее. А мне пора! У вас тут такой воздух! Удушающий! И вонь!

     МЕЛЬНИК-МИЛЛЕР. Что вы хотите, Феликс Эдмундович? Животные! Хотя и очень мелкие, но их очень много! Для такой комнатёнки! До свидания, Феликс Эдмундович!

     44. ИНТ. БЫВШАЯ СПАЛЬНЯ, А ТЕПЕРЬ - КАБИНЕТ МЕЛЬНИКА-МИЛЛЕРА, В ОСОБНЯКЕ НА ПРЕЧИСТЕНСКОМ БУЛЬВАРЕ.

     МЕЛЬНИК-МИЛЛЕР. Тот, кого вы назвали Коромысловым, Феликс Эдмундович, мой Учитель.

     ДЗЕРЖИНСКИЙ.Что у вас нового, Гриша?

     45. ИНТ. ЦЕХ БЫВШЕГО ЗАВОДА МИХЕЛЬСОНА. Коля Беккер прицеливается в голову В.И. Ленина, но видит лицо Коромыслова, стреляет, и неудачно.

     46. НАТ. КИРПИЧНАЯ СТЕНА. ТРИДЦАТОЕ АВГУСТА ДЕВЯТЬСОТ ВОСЕМНАДЦАТОГО ГОДА. у стены стоит побитая Фанник Каплан. Её расстрелом командует чекист Малкин.
    
     47. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ВНУТРИ САРАЙЧИКА В ПОДЛИПКАХ. Коля Беккер, "товарищ Андреев" убивает одного агента, второй стреляет ему в руку, Коля роняет револьвер, а второй агент хочет задушить Колю Беккера подушкой.

     БЕККЕР. Я сам!

    Револьвер Беккера-Андреева, благодаря второму агенту, оказывается уже в левой руке Беккера, и тот стреляет себе в висок.
    

     48. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ В ОСОБНЯКЕ НА ПРЕЧИСТЕНСКОМ БУЛЬВАРЕ. Мельник-Миллер по приказу Коромыслова фотографирует приборы своей лаборатории, разливает керосин, поджигает и уходит, с чемоданом, в котором - его прибор, напоминающий то ли пушку, то ли телескоп.

     49. НАТ. ГОРЯЩИЙ ОСОБНЯК НА ПРЕЧИСТЕНСКОМ БУЛЬВАРЕ.
    

     51. НАТ. ЗИМНЯЯ МОСТОВАЯ ОКОЛО ЗДАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ НА РОЖДЕСТВЕНКЕ, А ЕЩЁ НЕ НА ЛУБЯНКЕ. Товарищ Лацис едет в чекисткой пролётке предупредить наркома по военным и морским делам  Троцкого о то, что в доме на Болотной площади, где живёт Д.Л. Бронштейн, должны взять в заложницы Марию Дмитриевну Врангель. 

     52. ИНТ. КРЫТАЯ ГАЛЕРЕЯ ПАНСИОНАТА В ФИНЛЯНДИИ. В креслах, в тёплой одежде, их ноги укрыты пледом, сидят Мария Дмитриевна Врангель и Давил Леонтьевич Бронштейн, которые нежно смотрит на арию Дмитриевну.

     54. ИНТ. ВНУТРЕННОСТЬ ВЕРТИКАЛЬНО РАСПОЛОЖЕННОГО ЧЕМОДАНА, УСТРОЕННОГО, КАК КУКОЛЬНЫЙ ДОМ. Иллюстрация слов из машинописи планов К. Булычёва: "А Ленин со Свердловым в чемодане, по льду, и попадают в Германию". По-видимому, через Финляндию.

     56.ИНТ. КУПЕ ПОЕЗДА, ОСТАНОВЛЕННОГО БАНДИТАМИ. Ротмистр Пальцев и поручик Семягин везут четыре чемодана с уменьшенными людьми и лошадями кавалерии Врангеля-Деникина.

     ПАЛЬЦЕВ. Не доехали до нужной станции, где нас подвода ждёт! Но ничего! Деревья вокруг. Побежим между ними.

     СЕМЯГИН. Дай, Бог, не зацепят нас! И груз не пострадает!
    

     57. ИНТ. САРАЙ В ПОДЛИПКАХ ИЛИ ЗАБРОШЕННЫЙ ДОМ. НАЧАЛО ЗИМЫ ВОСЕМНАДЦАТОГО-ДЕВЯТНАДЦАТОГО ГОДА. Завёрнутому в рваные одеяла,  снова живому, Коле Беккеру-Андрееву Блюмкин, из-за, двери предлагает отомстить за Фанни, убить Малкина, шофёра Дзержинского Марека и ещё одного чекиста. 

     58. НАТ. ЛЕСИСТЫЙ, ЗАСНЕЖЕННЫЙ УЧАСТОК МОСКВЫ. ПОД ДЕРЕВОМ В ШАПКАХ СНЕГА - ОПУСТОШЁННЫЙ ТАЙНИК МЕЛЬНИКА-МИЛЛЕРА. Лежат три тела, убитых Колей Беккером- Андреевым, чекистов, включая верного шофера, Ф.Э. Дзержинского, Марека.Ротмистр Пальцев и поручик Семягин, они расстроены, что зря тащили четыре чемодана с уменьшенной врангелевской кавалерией.

     БЛЮМКИН. Господа белогвардейцы! Вы что ищете? Случайно, не сосуды, что находятся в мой телеге?

     ПАЛЬЦЕВ. С кем имеем дело?

     БЛЮМКИН. Николай Беккер. Служил, до недавнего времени, в Чрезвычайной Комиссии под именем "Андрей Берестов".

     59. НАТ. УЛИЦЫ МОСКВЫ, на которых происходит то, что в планах К. Булычёва выглядит так: Врангель "берёт Москву. Разгул белых в Москве".


     60. ИНТ. КОМНАТА В БЫВШЕМ ДОМЕ МАРИИ ДМИТРИЕВНЫ ВРАНГЕЛЬ. Теодор рассказывает Лидочке и Андрею Берестовым, что предателем у белых, неожиданно оказавшихся в Москве, под именем "Андрей Берестов", служит Я.Г. Блюмкин, и почему им нужно разлучаться. Андрей отправится в тридцать второй год ответвления от основного русла реки Времени, а Лидочка, - в тот же год основного хода истории.

     61. ИНТ. КАБИНЕТ ФИЗИКА МЕЛЬНИКА-МИЛЛЕРА В СЕВАСТОПОЛЕ. НАЧАЛО НОЯБРЯ ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТОГО ГОДА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ВАРИАНТА ИСТОРИИ. Спустившийся с крыши, через окно в кабинет, Яков Блюмкин убивает Мельника-Миллера. Со словами: "Окажешься в аду, двуличный предатель, передавай наш пламенный, революционны привет твоему учителю Коромыслову!".

     62. ИНТ. КАБИНЕТА ПРЕЗИДЕНТА РУССКО-КАЗАХСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (РКДР) ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ПАЛЬЦЕВА. Тридцать второй год альтернативной реальности. Разговор с контрразведчиком, полковником Семягиным о последнем романе погибшего А.В. Чаянова.

     63.ИНТ.КУПЕ МЯГКОГО ВАГОНА "КАРАГАНДА-МОСКВА". Советские пограничники, на границе с Русско-Казахской Демократической Республикой изымают рукопись нового романа А.В Чаянова, которую хотел провезти Андрей Берестов.

     64.ИНТ. КАБИНЕТ И.В. СТАЛИНА В КРЕМЛЕ. КОНЕЦ ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ТРИДЦАТЬ ВТОРОГО ГОДА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. И.В. Сталин пролистывает и читает роман Чаянова. Иллюстрация слов К. Булычёва: "Возможно, это и есть мостик в будущее - к войне. Спасение романа Чаянова - и, если бы, я смог, я бы его написал. Но, может быть, из него только страницы".
    
     В романе Чаянова - предсказание прихода к власти нацистов в Германии и войны с СССР.

     65. ИНТ. КАБИНЕТ И.В. СТАЛИНА В КРЕМЛЕ. ЯНВАРЬ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОГО ГОДА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Секретарь читает И.В.Сталину очередное письмо В.И. Ленина из Европы, Сталин раздражён.

     66. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ КАФЕ. КОНЕЦ АПРЕЛЯ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОГО ГОДА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

     ЕВРОПЕЙСКИЙ КОММУНИСТ (растерянно бормочет). Я говорил, что пролетарское пиво лучше белого вина, даже сухого. Даже в возрасте шестидесяти семи лет!

     ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛИСТ. Причём тут белое вино?! Владимира Ильича отравили ваши, коммунистические агенты, только из-за границы!

     Кир Булычёв о Ленине: "...прожил там...до тридцать седьмого года и был счастлив. Его отравили агенты Сталина, потому что он не уставал учить оставшихся в России товарищей, как реорганизовать Рабкрин".

     Для связи с другими, возможными экранизациями, инсценировками текстов "Реки Хронос", можно включить в реконструкцию романа "Покушение" следующий эпизод:

     67.НАТ. ЗДАНИЕ ПОЛЯРНОГО ИНСТИТУТА. ИСПЫТЛАГ. ЗАКАНЧИВАЮЩАЯСЯ ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. МАРТ ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТОГО ГОДА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

     Из эпопеи "Река Хронос" совсем не написаны два романа "История с Рамзесом", о  свержении Хрущова и "Возлюбленные".

     О романе "Возлюбленные", М. Манаков и А. Щербак-Жуков  написали в своей статье "Вдоль по "Реке Хронос"":

     "С одной стороны жаль, что этот роман не был написан, а с другой - даже хорошо, пусть герои останутся живыми. Так же, как живым, в нашей памяти, навсегда останется сам Кир Булычёв".

     О путешествиях во времени уже много есть фильмов и спектаклей, но фильм по реконструкции романа "Покушение" мог бы стать живым мемориалом честному фантасту Киру Булычёву и , одновременно, выдающемуся историку Игорю Всеволодовичу Можейко, покинувшему наш мир почти восемнадцать лет назад, пятого сентября две тысячи третьего года.

         

       


      






   

   

    

      

 

       

    


Рецензии