Год Дракона. Глава 2
– Так вы утверждаете, не было книги? – не дав ему закончить, повышая голос, закричал дознаватель, невысокий, плотный, с большими залысинами на крупной голове, немолодой уже человек. Он вынул из кармана несвежий платок и вытер им вспотевшие лоб и шею. – Ну и жарко сегодня, а? Май только начинается, и так печет... Отвечайте! – вновь ледяным тоном продолжил он, пряча платок обратно в нагрудный карман френча.
– Нет, не было.
– И, стало быть, никаких запрещенных старых книг вы никому не показывали? И даже не находили?
– Да... То есть нет, никому не показывал, конечно.
– Так да или нет?
– Ничего противозаконного я не совершал. Никаких книг никому не показывал.
– Ну, что ж, будем вас изобличать по ходу допроса... Но несколько позже. А сейчас расскажите о ваших отношениях с послом Миланского государства Пазалони.
– Ну, что сказать... даже не знаю... Отношения у нас только деловые. Пазалони несколько раз приходил ко мне, настаивал на увеличении поставок воды. Предлагал различные варианты бартерных сделок. Все разговоры протоколировались как положено. Все, вроде бы... было в соответствии с протоколом.
– Вы удовлетворяли его просьбы? Как часто?
– Все поставки воды осуществлялись в соответствии с подписанными соглашениями. Условия договоров они соблюдали неукоснительно. Оплачивали вовремя. Нас проверяли неоднократно, есть акты ревизий...
– Когда вы видели посла в последний раз?
– Э... по-моему, позавчера. Да, позавчера вечером.
– О чем говорили?
– Ну... посол согласовывал встречные поставки медикаментов, каких-то медицинских устройств, кажется... Говорили о модернизации труб и очистных водных станциях... – Александр запнулся и посмотрел на графин с водой, стоящий на тумбочке возле окна.
– Продолжайте, – повышая голос, почти закричал дознаватель. – О чем вы еще говорили с послом Пазалони?
Он проследил взгляд Александра, поднялся, вышел из-за стола и, подойдя к тумбочке, налил себе полный стакан воды. Медленно, смакуя, дознаватель выпил воду и, секунду подумав, вновь наполнил стакан до половины. Подняв руку, дознаватель поймал солнечный луч и несколько секунд любовался игрой света в стакане с водой.
– М-м-м... посол Пазалони сказал мне... Ну, это... как мне кажется, выразил свое мнение, свой взгляд, так сказать...
– Да говорите вы быстрее, четко и ясно! Какое мнение высказал Пазалони? Что предлагал вам лично, а? И сколько?
– Мне лично ничего он не предлагал. А для больниц я сам требовал у него ускорить поставки медикаментов. Разрешите мне попить хотя бы немного, гражданин дознаватель. Что-то горло дерет, язык к небу прилипает...
– Потом попьете, если заслужите! Ну! – дознаватель расстегнул верхнюю пуговицу голубого форменного френча и Александр увидел кусты черных волос на его жирной груди.
– Да, конечно, гражданин дознаватель первого класса... Пазалони сказал, что по его сведениям войска Срединной империи через два месяца вторгнутся в Дальневосточную Русскую Республику и аннексируют ее.
– Что?! – дознаватель, обмакнув перо в чернильницу, в изумлении застыл. – Что? – повторил он, роняя крупные капли синих чернил на красный мраморный письменный прибор. – Так прямо и сказал? Повторите точно, слово в слово, что сказал посол Пазалони!
– Можно мне глоток воды? Пожалуйста...
– Да, так и быть, пейте! Быстрее!
Александр схватил стакан, стоящий на столе дознавателя, и жадно осушил его в два глотка. Вода явно была фильтрованной и отдавала йодом: дознаватель боялся заболеть и соблюдал правила гигиены.
– Ну, продолжайте. Вспоминайте слова посла Пазалони как можно точнее, – дознаватель промокнул пролитые чернила массивным пресс-папье и, внимательно рассмотрев перо, приготовился записывать. Итак?..
– Так... М-м... Да, точно! Он сказал: «Вы не спешите отдавать деньги ДРР и подумайте о договорах, подписанных с ними. Скоро Срединная армия аннексирует всю Сибирь и Дальний Восток. К сожалению, дни Дальневосточной Русской Республики, по-видимому, сочтены». Ну, и выразил сожаление по этому поводу, – добавил Александр. – Да, точно, так и сказал.
– Кому вы рассказали об этом разговоре? – маленькие черные глазки дознавателя сверлили Александра. – Друзьям? Знакомым? Кому?
– Никому не рассказывал.
– А жене? Неужели не поделились новостью?
– Тем более нет. Я с ней деловые вопросы не обсуждаю.
– Кроме вас и посла кто-нибудь присутствовал в кабинете?
– Нет, никто. Мы были вдвоем. Посол хорошо говорит по-русски, и я миланский язык знаю немного.
– Ладно, – дознаватель закончил писать и отложил ручку. – Вернемся к чтению вами псевдоисторической книги. Известно ли вам, что все найденные печатные материалы подлежат немедленной сдаче компетентным органам? Да или нет?
– Я не читал никаких исторических книг. Это клевета! Где доказательства моей вины? Я не понимаю, чего вы от меня добиваетесь. Оговорил меня кто-то...
– Ах, клевета?! Оговор. Очень интересно! И кто же по-вашему на вас клевещет?
Александр понял, что сказал лишнее, и замолчал, покрываясь холодным потом.
– Мне неизвестно, – наконец сказал он, ерзая на стуле и пытаясь взять себя в руки.
– Я в последний раз предлагаю вам дать правдивые показания, гражданин чиновник второго класса. Этим вы облегчите свою участь. Еще раз: кому вы показывали вами найденный учебник истории, с кем читали его? Послушайте, ведь мое терпение небезгранично. А работа моя от ваших классов и чинов не зависит. Подумаешь, шишка большая – начальник Управления водных ресурсов! Не таких ломали! Мы поставлены сюда соблюдать законность, беречь государство, так сказать, как зеницу ока. Вам понятно? Мой вам совет: сознайтесь в содеянном. Поверьте, вам же легче будет.
– Понятно, – проговорил Александр, бледнея. Он вспомнил о страшных слухах о методах допросов, ходивших в коридорах его Управления. – Но добавить мне нечего. Я вас не обманываю. Не в чем мне признаваться.
– Хорошо, – дознаватель открыл верхний ящик письменного стола и достал тоненький «Свод законов и уложений Юго-Западного Русского Государства». – Вот, я хочу напомнить вам статью 47 часть 2 раздел 4, примечание Б, кажется, – он близоруко щурился, листая кодекс в поисках нужной статьи. – Ага, вот! – его толстый указательный палец блуждая по страницам наконец остановился, уткнувшись в нужную статью. – «...Строжайше запрещается всем подданным Юго-Западного Русского Государства в соответствии с договором с Великой Срединной империей читать, распространять, обсуждать и комментировать паче чаяния найденные псевдоисторические документы. Запрещается извлекать, цитировать, делать ссылки, копировать любую информацию с целью навсегда исключить малейшие поводы и казусы к взаимным претензиям и распрям с соседними державами. Найденные материалы должны быть немедленно сданы в распоряжение компетентных органов государства». Так-то вот. Вам понятно, что гласит закон?
– Да, понятно.
– И еще: «Домыслы, псевдонаучные выводы и слухи, обнародованные до момента столкновения планеты Земля с астероидом, свидетельствуют о необоснованных фантазиях и склонности к мифотворчеству некоторых индивидуумов, населявших нашу планету в те далекие времена. В настоящее время исторически сложившееся сообщество цивилизованных народов не должно иметь ни малейшего повода к пересмотру сложившихся и принятых планетарным сообществом границ, а также использования водных ресурсов». Ну, и так далее, – закончил читать дознаватель и с шумом захлопнул кодекс. – И закон предусматривает наказание за это преступление вплоть до... – дознаватель потянулся за пачкой сигарет, лежащей на краю стола. Он чиркнул спичкой, но в это время в дверь громко постучали.
Свидетельство о публикации №221052901587