Год Дракона. Глава 10
– Извини, княже, мы тебе кланяемся и уважаем. Послушали мы тебя, но по-своему сделаем, – сказал старому князю тезка его, Мстислав Удалый. – Я свою рать на хинови сам поведу, не взыщи.
Была весна, конец мая. В южных степях уже нещадно палило солнце, но стотысячная русская армия, глотая пыль и мучаясь от жажды, быстрым маршем продвигалась к реке Калке, где решено было дать бой туменам Субедея и Джэбэ.
Галицкое войско, погрузив на тысячу ладей конницу, провизию и снаряжение, продвигалось вниз по Днестру в Черное море. В устье Днепра в Огешье галичан встретило монгольское посольство.
После долгих, но бесплодных переговоров посол ханский Гуюк встал и с раздражением сказал:
– Вы послушали половцев, теперь идете на нас. Так идите! Мы вас не трогали. Над всеми нами Бог.
Послов выслушали и отпустили с миром, но путь продолжили. Затем Галицкое войско прошло вверх по Днепру до острова Хортица и соединилось с остальными войсками. Мстислав Старый и Мстислав Удалый со дня на день ожидали подхода новгородских, псковских, ростовских, смоленских, муромских, владимирских, тверских и других полков. Уже завязывались первые пробные сражения – суймы. Выйдя на левый берег Днепра, Галицкий полк легкой кавалерии обнаружил передовой отряд неприятеля. После короткого кровопролитного боя русские обратили монгол в бегство. Командующий татарским отрядом Ганибек был убит.
Князь Галицкий первым перешел Калку и лично выехал на разведку. Оглядев расположение противника, он приказал своему войску и половцам готовиться к бою. Фронт растянулся на пятьдесят с лишним километров, но резервы русских, казалось, были на подходе. Гонцы говорили о трех-четырех днях пути, потом о двух днях... об одном... Мстислав Старый Киевский и Мстислав Удалый Галицкий очень надеялись на помощь и не заводили брани, ожидая ее. Простые воины ворчали и рвались в бой.
– Нельзя более медлить, Мстислав, – князь Галицкий спрыгнул с коня, отдал браздо мечнику и вошел в комору Великого князя Киевского. – Бороня наша растянута, окормляти все тяжче. А ну, как ударит супостат? Не выдюжат пешцы!
– Придут, придут полки наши! На Библии святой роту давали крестоцелованием, – отвечал Мстислав Старый, сидя за столом и изучая пергамент местности.
– Воды у нас чистой по две логвицы на вои осталось... А из Калки пити я заборонил. Татары в реку тела человечицы и лошадей сбросили. Заразна вода стала.
– Лады! – тяжело вздохнув, сказал Мстислав Старый. – У нас овса сто киндерей всего, а трава еще не в соку. Но сегодня и завтра еще ожидаем. А потом, по утренней заре, в бой! Но я бы... Эх, ладно! Понапрасну глаголить не буду... Но князья Луцкий, Рыльский, Яновицкий должны уже быть тута.
– Будут, будут, не печалься, – отвечал князь Галицкий. – Я братим князя Рыльского. Присно выручал меня и сейчас не обадит.
– Дай-то Боже, – Мстислав перекрестился, глядя на икону Георгия Победоносца. – Туго меня гложет: зачем ты Яруну позволил Калку перейти?
– Захотел першим в бой встряти. Как его удержишь?
– Эх... – Мстислав махнул в сердцах рукой и развернул перед князем Галицким пергамент земли. – Ну, да что делать, поздно уже. Сюда смотри. Дружины, что на подмогу, по Черниговской дороге идут. Потому как нет другого пути. Вот здесь, – князь ткнул перстом в пергамент, – река Вожа. Тут пуща и дебри. Это место закрывает низина...
– Ну, шибче реки, Мстислав! Мне еще забот много, – нетерпеливо перебил Великого князя Киевского Мстислав Удалый.
– Все тебе не время, «шибче!». Доклали мне прелагатаи, что монголы тумен под началом хана Менге вчера ночью в это место направили. Прознали они, что помощь нам идет. Нашелся и у нас, видно, израдец. Хотят они в тыл подмоге нашей потяти.
– И что же делать, князь? До реки Вожа день пути, даже более. А ну, как и вправду успеют мунгиты? Да и как полки снять с брани?
– То-то и оно. Покумекать надо. А ты – «шибче»! Знаешь, что быстро робится? – князь Галицкий стоял, низко опустив голову и рассматривая карту. – Ладно, не кручинься, – сказал Мстислав Старый, видя замешательство Галицкого. – Окрест только один город стоит – Стародубск-на-Плесе. Я уже послал гонца к князю Александру, зятю моему, с ручальной грамотой выступить с ратью и удержать брод на Воже до прохода войск наших. Иди, поспешай. Готовься к битве, князь Мстислав.
_______________
Гашники – слуги на пиру.
Окормлять – управлять.
Пешцы – пешие воины.
Рота – клятва.
Пергамент местности (земли) – карта.
Логвица – чаша.
Туго – сомнения, тревога.
Потяти – ударить.
Свидетельство о публикации №221052901626