О рассказе Ларисы Шараповой За три дня до этого

       В рассказе Ларисы Шараповой «За три дня до этого» поднимается важнейшая проблема – нравственное и духовное перерождение современного человека. На мой взгляд, автор убедительно обосновал необходимость такого перерождения. И, кроме того, подробно описал один из реальный путей ведущих нему.
       Внутренний мир обычных людей всегда был объектом самого пристального внимания классиков русской литературы. Герои их произведений искали путь к своему духовному преображению, внутреннему перерождению и видели в этом единственную возможность спасения.
       Здесь, по-видимому, уместно обратить внимание на особенности общепринятой терминологии.
       Нравственность имеет в своей основе систему приоритетов и набор жизненных ценностей человека. Она проявляется в суждениях и оценках и, в конечном итоге, в поведении. Нередко понятия «этика» и «мораль», имеющие греческое и латинское происхождение, рассматриваются как синонимы понятия «нравственность».
       Духовность и нравственность также часто приводятся как синонимы, но это не совсем верно. Духовность определяется мерой приближения человека к Богу. Нравственность не имеет к этому отношения, так как её идеи реализуются в пределах земной жизни.
       Мы видим что, наблюдая с дочерью закат, отливающий всеми оттенками ярко-малинового цвета, героиня рассказа – Магда, замечает, что мир, в котором они живут, напоминает аквариум. Она соглашается с Агнией, что небо выглядит так, как будто в него вылили марганцовку.
       И уже про себя, беззвучно, она добавляет: «Чтобы мы, его маленькие рыбки, поправились и больше не болели».
       Таким образом, автор ненавязчиво сообщает читателю, как героиня рассказа приходит к мыслям о Боге.
       Поэтому, рассуждая об основной идее рассказа Ларисы Шараповой «За три дня до этого», следует, на мой взгляд, говорить и о духовном и о нравственном перерождении героини – Магды.
       По-моему, сцена заката является одной из самых сильных и волнующих в рассказе. Здесь не только зримо и красочно описано само действие, но и подробно передано внутреннее состояние героини: «Магда стояла на берегу, прижимая к себе Агнию, и боялась пошевелиться, чтобы не нарушить эту величественную красоту. Кроме них на набережной никого не было. Это было странно: знать, что всего в нескольких метрах, в каких-то десяти минутах отсюда спешат и суетятся люди, о чем-то безостановочно хлопочут, надрываются от непосильной ноши и страдают, терзаемые своими страстями и навязанными другими желаниями, а здесь, на берегу реки тишина, покой и простор».
       На мой взгляд, рассказ «За три дня до этого» не только о проблемах Магды и её нравственных и духовных исканиях. Его тема значительно шире. Автор описывает мир окружающий героиню и обращает внимание читателя на сложившуюся в нём систему ценностей.
       Ведь в начале повествования Магда слепо следует устоявшимся в обществе традициям, и в соответствии с ними стремиться стать успешным человеком. Лишь попав в беду, она понимает, что в её окружении нельзя рассчитывать на чью-либо помощь и приходит к необходимости переоценки ценностей.

       Рассказ сравнительно несложен по сюжету и композиции и полностью соответствует своему жанровому определению. Он содержит одну чёткую сюжетную линию, имеет небольшое число персонажей и основную проблему которая, так или иначе, разрешается.
       В произведении присутствуют все черты свойственные литературе эпического рода. Повествование ведётся от третьего лица, в тексте содержаться диалоги героев, персонажам даны конкретные характеристики, есть описания интерьеров, приводятся краткие рассуждения. Главенствующую роль занимает повествование, основанное на сквозном действии.
       Образная система рассказа содержит главного героя, а так же второстепенных персонажей – положительных и отрицательных. Образный ряд, характеризующий второстепенных персонажей, по-моему, очень важен. Он позволяет яснее показать настроение и душевное состояние главной героини в различные моменты времени. При этом автор наглядно демонстрирует, что после того как Магда попадает в беду, она начинает воспринимать людей и окружающей мир несколько иначе, с более объективных позиций.
       Так, например, в начале повествования Магда восхищается директором фирмы – своей начальницей: «…Мужчины и женщины влюблялись в ее кукольную внешность, нежную красоту больших глаз, длинные блестящие волосы, холеные руки с тонкими пальцами в кольцах, кажущуюся простой, даже скромной, но очень дорогую одежду и никогда не покидающую лица, навечно приклеенную улыбку доброжелательности…»
       Позже Магда видит её уже в другом свете: «…Но только сейчас Магда разглядела ее глаза, раньше казавшиеся из-за длинных полуопущенных ресниц чуть ли не детскими, кукольными. Эти огромные глаза, сейчас смотревшие на нее в упор, были мутно-голубоватого цвета зимней стеклоомывающей автомобильной жидкости…»
       Таким образом, в целом положительные персонажи – Мара Анатольевна и Алексей, на глазах у читателя превращаются в отрицательных. На мой взгляд, это создаёт интересную, дополнительную интригу. При этом бывший муж Олег, прежде вызывавший лишь раздражение, проявляет себя чутким и внимательным человеком.
       Описания обстановки, диалоги персонажей, настроение героев всё в рассказе работает на раскрытие замысла автора.
       Так, например, Лариса Шарапова приводит два совершенно различных описания картины Саврасова «Грачи прилетели» через необъективное, меняющиеся в зависимости от обстоятельств, восприятие Магды. Этот приём, по-моему, как нельзя лучше позволяет раскрыть состояние героини в динамике.

       Несколько неожиданно оформлена концовка произведения. Автор уже от первого лица сообщает, что рассказ автобиографичен и описывает дальнейшие результаты духовного перерождения. Это важная часть текста но, по-моему, её лучше конкретно назвать эпилогом и написать, так же как и весь предшествующий текст, от третьего лица. По-моему, это больше соответствует общепринятому подходу. Кроме того, если рассказ получит широкую известность, читателю незнакомому с автором лично не так важно отождествляет автор себя с главным героем или нет.
       В названии рассказа обращает на себя внимание слово – «этого». Видимо оттого что оно занимает ключевое место в названии, но является лишь указательным местоимением.

       Поднятые в рассказе «За три дня до этого» проблемы, несомненно, современны и актуальны, и вдумчивый читатель найдёт немало пищи для размышлений.
       Рассказ вполне соответствует устоявшимся канонам жанра и, на мой взгляд, Лариса Шарапова является успешным продолжателем классических традиций отечественной литературы.


Рецензии