О рассказе Ларисы Шараповой За три дня до этого
Внутренний мир обычных людей всегда был объектом самого пристального внимания классиков русской литературы. Герои их произведений искали путь к своему духовному преображению, внутреннему перерождению и видели в этом единственную возможность спасения.
Здесь, по-видимому, уместно обратить внимание на особенности общепринятой терминологии.
Нравственность имеет в своей основе систему приоритетов и набор жизненных ценностей человека. Она проявляется в суждениях и оценках и, в конечном итоге, в поведении. Нередко понятия «этика» и «мораль», имеющие греческое и латинское происхождение, рассматриваются как синонимы понятия «нравственность».
Духовность и нравственность также часто приводятся как синонимы, но это не совсем верно. Духовность определяется мерой приближения человека к Богу. Нравственность не имеет к этому отношения, так как её идеи реализуются в пределах земной жизни.
Мы видим что, наблюдая с дочерью закат, отливающий всеми оттенками ярко-малинового цвета, героиня рассказа – Магда, замечает, что мир, в котором они живут, напоминает аквариум. Она соглашается с Агнией, что небо выглядит так, как будто в него вылили марганцовку.
И уже про себя, беззвучно, она добавляет: «Чтобы мы, его маленькие рыбки, поправились и больше не болели».
Таким образом, автор ненавязчиво сообщает читателю, как героиня рассказа приходит к мыслям о Боге.
Поэтому, рассуждая об основной идее рассказа Ларисы Шараповой «За три дня до этого», следует, на мой взгляд, говорить и о духовном и о нравственном перерождении героини – Магды.
По-моему, сцена заката является одной из самых сильных и волнующих в рассказе. Здесь не только зримо и красочно описано само действие, но и подробно передано внутреннее состояние героини: «Магда стояла на берегу, прижимая к себе Агнию, и боялась пошевелиться, чтобы не нарушить эту величественную красоту. Кроме них на набережной никого не было. Это было странно: знать, что всего в нескольких метрах, в каких-то десяти минутах отсюда спешат и суетятся люди, о чем-то безостановочно хлопочут, надрываются от непосильной ноши и страдают, терзаемые своими страстями и навязанными другими желаниями, а здесь, на берегу реки тишина, покой и простор».
На мой взгляд, рассказ «За три дня до этого» не только о проблемах Магды и её нравственных и духовных исканиях. Его тема значительно шире. Автор описывает мир окружающий героиню и обращает внимание читателя на сложившуюся в нём систему ценностей.
Ведь в начале повествования Магда слепо следует устоявшимся в обществе традициям, и в соответствии с ними стремиться стать успешным человеком. Лишь попав в беду, она понимает, что в её окружении нельзя рассчитывать на чью-либо помощь и приходит к необходимости переоценки ценностей.
Рассказ сравнительно несложен по сюжету и композиции и полностью соответствует своему жанровому определению. Он содержит одну чёткую сюжетную линию, имеет небольшое число персонажей и основную проблему которая, так или иначе, разрешается.
В произведении присутствуют все черты свойственные литературе эпического рода. Повествование ведётся от третьего лица, в тексте содержаться диалоги героев, персонажам даны конкретные характеристики, есть описания интерьеров, приводятся краткие рассуждения. Главенствующую роль занимает повествование, основанное на сквозном действии.
Образная система рассказа содержит главного героя, а так же второстепенных персонажей – положительных и отрицательных. Образный ряд, характеризующий второстепенных персонажей, по-моему, очень важен. Он позволяет яснее показать настроение и душевное состояние главной героини в различные моменты времени. При этом автор наглядно демонстрирует, что после того как Магда попадает в беду, она начинает воспринимать людей и окружающей мир несколько иначе, с более объективных позиций.
Так, например, в начале повествования Магда восхищается директором фирмы – своей начальницей: «…Мужчины и женщины влюблялись в ее кукольную внешность, нежную красоту больших глаз, длинные блестящие волосы, холеные руки с тонкими пальцами в кольцах, кажущуюся простой, даже скромной, но очень дорогую одежду и никогда не покидающую лица, навечно приклеенную улыбку доброжелательности…»
Позже Магда видит её уже в другом свете: «…Но только сейчас Магда разглядела ее глаза, раньше казавшиеся из-за длинных полуопущенных ресниц чуть ли не детскими, кукольными. Эти огромные глаза, сейчас смотревшие на нее в упор, были мутно-голубоватого цвета зимней стеклоомывающей автомобильной жидкости…»
Таким образом, в целом положительные персонажи – Мара Анатольевна и Алексей, на глазах у читателя превращаются в отрицательных. На мой взгляд, это создаёт интересную, дополнительную интригу. При этом бывший муж Олег, прежде вызывавший лишь раздражение, проявляет себя чутким и внимательным человеком.
Описания обстановки, диалоги персонажей, настроение героев всё в рассказе работает на раскрытие замысла автора.
Так, например, Лариса Шарапова приводит два совершенно различных описания картины Саврасова «Грачи прилетели» через необъективное, меняющиеся в зависимости от обстоятельств, восприятие Магды. Этот приём, по-моему, как нельзя лучше позволяет раскрыть состояние героини в динамике.
Несколько неожиданно оформлена концовка произведения. Автор уже от первого лица сообщает, что рассказ автобиографичен и описывает дальнейшие результаты духовного перерождения. Это важная часть текста но, по-моему, её лучше конкретно назвать эпилогом и написать, так же как и весь предшествующий текст, от третьего лица. По-моему, это больше соответствует общепринятому подходу. Кроме того, если рассказ получит широкую известность, читателю незнакомому с автором лично не так важно отождествляет автор себя с главным героем или нет.
В названии рассказа обращает на себя внимание слово – «этого». Видимо оттого что оно занимает ключевое место в названии, но является лишь указательным местоимением.
Поднятые в рассказе «За три дня до этого» проблемы, несомненно, современны и актуальны, и вдумчивый читатель найдёт немало пищи для размышлений.
Рассказ вполне соответствует устоявшимся канонам жанра и, на мой взгляд, Лариса Шарапова является успешным продолжателем классических традиций отечественной литературы.
Свидетельство о публикации №221052901688