Диалог Платона - Парменид. Гипотезы 1-9

Первая Гипотеза. ОДНО И СВЕРХ-ОДНО.




"Изъяснимое Дао не может быть Вечным Дао
Произносимое имя не может быть Вечным Именем.

Неизреченное, безымянное - начало Земле и Небу.

Имеющее имя рождает десять тысяч вещей.
..........................................
Лишь имена разнятся, но источник один.
Его называют: "Тьма".

Тьма, окружённая тьмой. Врата к Разумению".

(Дао Дэ Цзин. Пер. Б. Херсонского)



Сначала несколько слов о самОм "главном действующем лице" платоновского диалога. Парменид - величайший из философов-Досократиков, основатель так наз. "Элейской школы". Я бы выделил у него три главных момента:

Тезис 1: Необходимая и основная доминанта бытия - как такового: его мыслимость, поскольку немыслимое - и есть, по сути, - абсолютное небытие.

В мире, в котором мы живём, нет ничего, о чём нельзя было бы помыслить. Мыслим даже "круглый квадрат", даже произнося слово: "ничто", мы ведь, так или иначе, пускай смутно, но ПРЕДСТАВЛЯЕМ себе это самое "ничто", - как всё же некоторое "нечто". Условно разграничим эти два поня: небытие - отсутствие бытия вещи, НИЧТО - зияющая бездна невообразимого.

Отсюда - уже, в виде следствия: между Бытием и Ничто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ( в том смысле, как, скажем, между "виновным" и "невиновным" ). Противоположность имеет место только между тем, что относится к сущему, т.е. мыслимому. Ничто же - не существует. ( Т.е.,иначе говоря, - как может быть противоположностью то, о чём и помыслить-то невозможно? )


Тезис 2: Бытие есть, а Небытия нет. Тавтология? - Ничуть! Небытия ( здесь в смысле: "ничто" ) нет, поскольку это - немыслимая пропасть (а вовсе не образ вызванный соответствующим словом). Бытие же означает - существовать, быть тем, что "есть", "ествовать". Бытие - и есть это самое "есть", связывающее весь разноликий калейдоскоп мыслимых вещей ( реальны ли они или мнимы - это уже другой вопрос ). "Есть" пони в цирке, "есть" закат над городом, "есть" Парадоксы Зенона и Небесное воинство. Вот только "бытие" это - сущность такого рода, что её никоим образом невозможно "нащупать" и указать иное место пребывания, кроме как в мыслящем человеческом рассудке.
И далее:


Тезис 3: Бытие - одно для всего. Всё существует - как одно. Это "ОДНО" - одновременно и начало и подначальное. Утверждение о множественности - путь заблуждения. Наш мир - не есть истинно-сущий: он - мнимый, неподлинный. Существует только единое в себе бытие. Многое же - напротив всегда двоится: оно то есть, то не есть. В широком смысле, бытие Парменида представляет собой некий уникальный объект, по принципу "Предела", ограничивающий "Беспредельное". Философ описывает его в виде замкнутой сферы, не прерывающей своих границ в направлении внешней беспредельности материи.


Теперь, после краткого вступления, - о первой платоновской Гипотезе.

Исходя из предпосылки, что Начало всего не может быть никоим образом многим, Платон, под своим "Бытием-Единственно-Сущим", мыслит теперь нечто - и впрямь невообразимое, а именно - некое "ОДНО", КРОМЕ КОТОРОГО И НЕТ-ТО НИЧЕГО БОЛЕЕ ( т.е.: ничего абсолютно ). Таковая "Первая Единица" не способна и вовсе содержать в себе что-либо иное, что-либо ВТОРОЕ. Подобное "Одно" человеческий разум не способен ни представить, ни вообразить - разве что только - по предельно-обобщающей аналогии с простой математической цифрой 1 ( уже производной от этой Первой сущности ).*

Отличие двух концепций (Платона от Парменида) здесь в том, что для Парменида, его Бытие-Начало - Бытием-же-Началом и заканчивается (сущего - как мира отдельных вещей, для него, попросту говоря, не существует, ибо у него само Бытие и является тем самым истинно-сущим). Платон же видит в своём "ПЕРВО-ЕДИНОМ" - действительное Начало, а точнее сказать: именно - Пред-Начало (как "ЕДИНОЕ"{"i"}, служащее исходной точкой "Бытию"{"ii"}, а то - в свою очередь - пускай и идеальному, но всё же - "сущему"{"iii"}), которое он впоследствии, пока ещё вполне абстрактно (но всё-же не настолько абстрактно, как, скажем, у Пифагора) назовёт "МНОГИМ".

И далее, великий автор пытается здесь доказать ( поправляя Парменида ) - одновременно и существование и несуществование не просто развёрнутого множества, но даже и - самогО Изначального. Верно, что бытие являет собой - "Есть" того, чем "есть" потом всё остальное, всё другое бытию ( т.е. сущее: пускай и неподлинное ). Но также верно и то, что об этом "Есть" нельзя уже второй раз сказать, что оно также "есть", также существует (как это получается у Парменида: "Есть только Бытие"). Бытие - НЕЧТО ИНОЕ.

И вот теперь - следствия для Одного ( Единого ) - как Абсолютной Единственности. ( Всеми нижеследующими умозаключениями, Платон подводит нас к  доказательству парадокса своего Абсолюта: "ЕСЛИ ЕСТЬ ТОЛЬКО АБСОЛЮТНОЕ ОДНО, И БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕТ, ТО НЕТ И ЭТОГО ОДНОГО" **).
Ряд следствий-умозаключений:

1) У Абсолютного Одного не может быть частей.

2) Без частей нет целого, стало быть, оно не может быть и целым.
   А следовательно, не может иметь также начала, середины и конца.

3) Очертаний и формы. ( Т.к. форма охватывает собой то, что может быть
   разложено на "многие" фрагменты ).
   
4) Возможности находиться где либо. ( Т.е. "многими" своими частями
   располагаться в том или ином месте ).

5) Двигаться или пребывать в покое. ( Т.е. перемещаться через "многие" точки
   пространства ).

6) Быть тождественным и иным.
 
7) Быть подобным и неподобным. ( Любая противоположность {между тем-то и
   тем-то} в самом своём понятии подразумевает "множественность" ).   
   
8) Быть равным и неравным.

9) Пребывать во времени. ( Ибо время это также - исчисление, а стало быть
   вместилище "многого" ). 

"Но возможно ли, - спрашивает Платон, - чтобы нечто было причастно бытию иначе, нежели одним из этих способов?"

Следовательно, Абсолютное Одно никак не причастно бытию. О нём нельзя сказать, что оно существует.

Ибо, если мы ему ( как всякой обычной вещи ) даруем предикат, скажем: "огромное", то напротив него тут же появится "малое". А это уже не один, а два; если скажем о нём, что оно "белое" - появится "чёрное". А это уже не один, а два; наречём "красивым" - рядом окажется "безобразное". А это также больше, чем один. Но мы договорились, что наше Одно - Единственно в Абсолютном Смысле. И, по аналогии:  стоит нам назвать нечто "существующим", как тут же в языке и логике появится и к этому предикату его дуальная пара: а именно - "не-существование".

И, далее:

"Не существует оно, следовательно, - даже и как само по себе Одно ***, ибо в таком случае было бы уже "существующим" и причастным бытию [а бытие это уже не "один"(i) а "два"(ii)] ведь назвав нечто "единым", мы вынуждены будем признать возможность также и "не-единого". А, стало быть, наше Единое Одно способно сделаться и таковым, т.е. опять-таки удвоиться."

Но мы договорились, что оно - Единственно в Абсолютном Смысле.

"И вот оказывается: Одно не существует как одно, да и вообще не существует."

И, ещё далее:

"А если что не существует, то может ли что-либо принадлежать ему или исходить от него?"
( Т.е. это наше Высшее Единое, вследствие своей ( насколько это теперь выяснилось ) абсолютной пустоты, НЕ МОЖЕТ быть также - и источником возникновения миров, описываемых последующими восемью гипотезами. )

Но ( вопреки всему только что сказанному ) аналогичным образом ( согласно тем же, что и в первом случае соображениям ) мы не вправе приписать нашему Абсолюту также и все перечисленные сейчас отрицательные определения: не-существование, не-единство, не-начальность, ведь они по сути также определяют некую, теперь уже отрицательную, сущность. Мы ВООБЩЕ ничего не вправе о нём заявлять: "Следовательно, не существует ни имени, ни слова для него, ни знания о нем, ни чувственного его восприятия, ни мнения. Следовательно, нельзя ни назвать его, ни высказаться о нем, ни составить себе о нем мнения, ни познать его, и ничто из существующего не может чувственно воспринять его."

Мы вынуждены здесь признать, что "Единое" подобного несоизмеримо высокого порядка пребывает: КАК ЗА ПРЕДЕЛАМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ - ТАК И ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕ-СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕДИНСТВА - ТАК И ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕ-ЕДИНСТВА, КАК ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСТУПАТЬ В ВИДЕ НАЧАЛА, ТАК И ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ-СЛУЖИТЬ ИМ.

И, тем не менее... Первая платоновская Гипотеза стоит у Платона особняком от остальных восьми - как их Источник возникновения. Все остальные восемь "моделей мира" родились из неё. Это подтверждает и величайший из первых неоплатоников - Плотин:

"Единое { Сверх-сущее Одно } не есть сущее, но родитель его, и это - как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным, так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чём не нуждается, Оно как бы перелилось через край и, исполненное Собою, создало иное." [ Многое сущее ].

По этому поводу нужно сказать следующее: сам по себе смысл, вложенный в привычную для нас логическую форму речи: "порождение низшего высшим" - принадлежит ипостаси ИМЕННО НИЗШЕГО - как единственное для его умопостижения выражение того, что для него абсолютно непознаваемо. В силу своего несоизмеримого превосходства, ВЫСШЕЕ ЕДИНОЕ располагается далеко за пределами любых выводов о нём. Таким понятием, как: "возникновение", мы пытаемся помыслить нечто непостижимое силами нашего разума - то, сущность чего для нас закрыта. В этом, по-видимому, и состоит смысл положения: нахождение за пределами - как служения, так и не-служения Началом. И, тем самым, мы сейчас вновь вернулись к причастности Первой Гипотезы, под названием: СВЕРХ-СУЩЕЕ-ОДНО - следованию из неё остальных восьми через осознание ветхости нашего разума, приписывающего непознаваемой трансцендентности - имени: "возникновение".

Вследствие всего вышесказанного, неоплатоники и изобрели свой собственный термин - как замену знака речи: "производить на свет", "порождать". Этот термин звучит - как "гипостазирование" - от греч. hipostasis ( субстанция ). Теперь, говорящий: "Сверх-сущее Одно гипостазирует ( вместо: порождает ) многое сущее", - говорит, тем самым, как бы следующее: "Я опредмечиваю непостижимую для моего разума субстанцию возникновения видимых мною вещей, приписывая ей реальное предметное имя, с целью хоть как-то приблизиться своим жалким разумом к немыслимому".

Далее Платон показывает нам, как бы, два этапа. Первый этап: будущая Множественность, пока в скрытом виде, "накапливается" внутри Единичности. Второй этап: достигнув определённого "наполнения", Множественность прорывает границы Единства, и изливается наружу ( эманирует ) под видом некоего "творения".


* Математическая цифра 1 принадлежит уже развёрнутому "множеству", попросту являясь одной из его дискретных частей, хотя все эти внутри-множественные дискретные части и представляют теперь, внутри самих себя, - малые единства.


** Перефразирование цитаты из поэмы Парменида: "Есть только Одно и больше ничего нет." Т.е., согласно перефразированному, - не только Многого нет, но и самого Единого также. ( Не измышляя ничего нового, Платон здесь попросту доводит до логического завершения ракурс концепции, изложенной Парменидом. )


*** "Пифагорейцы же и Платон понимали единое как некоторую сущность, а не только как способ бытия или как свойство бытия."   – см. Аристотель, Метафизика  1053в 10-15.



2. Вторая Гипотеза. Единство ЕДИНСТВА И НЕ-ЕДИНСТВА.


Название второй гипотезы: ЕДИНОЕ МНОГОЕ. Объект: МИРОВОЙ УМ

Начиная с этого момента, перед нами предстаёт сложная диалектика платоново-пифагорейской "единицы" и "двойцы".

Находясь в пространстве "шестой Гипотезы", наш мир пребывает в процессе крайнего расслоения и распада первоначального Абсолютного Единства.
Эманация "Сверх-Сущей Единицы" инициировала "Двойцу", а "Двойца" -  множественность своих объектов; "Единица" же, т.е. "Одно", являет себя теперь в том, что это "многое" выступает не в рассеянности, как первичная материя, а  в собранности и "чтойности", как "Нечто" ( "Монады", отграниченные своим "целым" от других монад ). Иными словами, "Одно" переместилось внутрь бесконечного "Множества".
Их начальный, пока ещё неразвёрнутый переходный гибрид мы и видим в рассматриваемой ныне Гипотезе * ( КАЖДЫЙ ИЗ ОБЪЕКТОВ ЗДЕСЬ ПРЕДСТАЁТ КАК - ОДНОВРЕМЕННО И САМ ЭТОТ ОБЪЕКТ И ЦЕЛОЕ ВСЕХ ОБЪЕКТОВ ВООБЩЕ, ОДНОВРЕМЕННО - И КАК ОДНО И КАК МНОГОЕ.**)

* Т.е., нечто среднее между Самосовершенным единством и двоичностью.

** Здесь бросается в глаза явная параллель с христианским учением о Второй Божественной Ипостаси. ( В самом деле, первозданное  единство всех людей во Христе ( состояние до грехопадения ) представляет из себя, по-видимому, некое парадоксальное единство, в котором каждый его член - есть и он сам, и целое всех остальных членов, = самому Христу: "И вы вместе - тело Моё, а порознь - члены..." Т.е., являясь Его "телесными" частями, в то же время - во Христе - как в Духе. Аналогичным образом и Платон говорит в "Тимее" о "Всесовершенном живом существе", как объекте этой Гипотезы. ) Ещё одно подтверждение связи христианства с платонизмом.


Итак: "Вторая Картина Мира". "ПЕРВОЕ ЕДИНОЕ", которому Платон наконец присваивает окончательный титул: Сверх-сущее-Одно , гипостазируется в то, что в дальнейшем будет проименовано - как "ЕДИНОЕ МНОГОЕ" ( или "ЕДИНОЕ СУЩЕЕ" ). ***

И вновь - непостижимая для нас "картина". Только иначе. Платон, как бы так говорит: Мы рассмотрели "ПЕРВОЕ ЕДИНОЕ", и пришли к выводу о том, что оно находится - как за пределами существования, так и не-существования. Давайте же теперь посмотрим - как может выглядеть объект под названием: "ЕДИНОЕ ( ОДНО ), КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ". Сразу  повторю, что "существование", по Платону, имеет отношение уже не к "Перво-Сущности", а к гипостазированному от неё. Гипостазированное же - есть уже Иное по отношению к "Первому", т.е. "сущее", т.е. "многое", ибо лишь Первое Единое абсолютно-единственно; Сущее же - уже "тройца", как производное от "бытия-двойцы", иначе говоря: в свёрнутом виде - весь числовой ряд, который, однако, пока только "рождается" внутри некоей тотальной, хотя уже и не Абсолютной, как в Гип.№1, "Единицы". **** Таким образом, название этой 2-ой Гипотезы: ЕДИНОЕ МНОГОЕ. Объект - МИРОВОЙ УМ.

 
*** Таким образом, в целом понятие "единого" следует понимать как минимум в четырёх смыслах: 1) Абсолютная единственность (1г.); 2) Единство "единого" и "не-единого" (2г.); 3) Единственность каждой из "монад" (4г.); 4) Совокупное единство многих "монад" по тому или иному признаку (4г.).

**** Внимательно следя за ходом этих рассуждений, нетрудно понять, что, как только мы предполагаем "Одно" существующим, оно тут же, распадаясь, превращается в бесконечное "Множество" 'одних' ( картина мира, хорошо нам знакомая ).


Опять-таки, послушаем, чтО говорит нам по этому поводу Плотин:

"{ Первое } Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи - низшей границы. Процесс этого нисхождения ( и одновременно - творения всего сущего ) называют
"Эманацией" ( лат. emanatio - вытекание, проистечение ). Поскольку по мере этого движения происходит поэтапное отделение и отдаление от всеблагого Единого, этот процесс может быть также назван и "деградацией" ( от лат. gradus - шаг, ступень )".

"Вторая ипостась - Ум ( нус ) { объект Второй Гипотезы } - рождается как следствие этой эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом".

"Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о уже упомянутой "двоице", первом различии и "дерзости", ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум "дерзнул" отпасть от Единого, Душа ( предмет Третьей Гипотезы ) - от Ума."

Вторая Гипотеза включает в себя три "устроения": УМОПОСТИГАЕМОЕ, УМОПОСТИГАЕМО-УМНОЕ и УМНОЕ, которые - каждая делятся ещё на три "чина". Далее располагаются ещё так назыв.: УПОДОБЛЯЮЩЕЕ устроение; Устроение СВОБОДНЫХ ( сверхкосмически - внутрикосмических ) БОГОВ; ВНУТРИКОСМИЧЕСКОЕ устроение ( устроение НЕБЕСНЫХ БОГОВ ) и, наконец, Устроение ПОДЛУННЫХ БОГОВ.

В пределах Умопостигаемого, гипостазированная от Первоначала сущность, являет собой парадоксальное единство Одного и Многого ( Единицы и Двойцы ). Единство  это - тотальное, нерасторжимое. Одно ( Единое ), как бы "беременно" Многим, пока ещё не исторгая его из себя.

Теперь напомню, что в тексте, касающемся первой Гипотезы, я приводил целый ряд положений: "У Абсолютного Одного не может быть частей." ; "Без частей нет целого, стало быть, оно не может быть и целым."; "Следовательно, не может иметь также начала, середины и конца." и т.д. Тогда, в отношении этих положений, шла речь о том, что наше Первое Одно никоим образом не может обладать ими. Теперь же, Платон снова, последовательно озвучивая весь данный категориальный список, утверждает уже - необходимость обладания им для объекта своей второй Гипотезы ( ЕДИНОГО МНОГОГО ). Вот этот новый список, идущий по ходу развёртывания рассматриваемых здесь устроений и чинов. Здесь видно, как Единое Гипотезы №2, В ВЫХОДЕ ЗА СВОИ ПРЕДЕЛЫ, постепенно и последовательно приобретает все эти свойства.

УМОПОСТИГАЕМОЕ устроение
 
  Первый чин:  НЕРАСТОРЖИМОЕ ЕДИНСТВО Единого и Многого.

  Второй чин:  ЕДИНСТВО Единого и Многого.

  Третий чин:  ЕДИНСТВО Единого и Многого.

УМОПОСТИГАЕМО-УМНОЕ устроение

  Первый чин:  Единое и Многое впервые разделены, как ЧАСТИ.

  Второй чин:  Собранность этих ЧАСТЕЙ впервые становится ЦЕЛЫМ. Предел и Беспредельное. *

  Третий чин:  ЦЕЛОЕ ЧАСТЕЙ теперь только начинает обладать ОЧЕРТАНИЯМИ и         
              делиться на НАЧАЛО, СЕРЕДИНУ и КОНЕЦ.

УМНОЕ устроение

  Первый чин: Единое многое - как впервые НАХОДЯЩЕЕСЯ В СЕБЕ САМОМ И В ДРУГОМ.   

  Второй чин: Единое многое - как впервые ОБЛАДАЮЩЕЕ ДВИЖЕНИЕМ и ПОКОЕМ.      

  Третий чин: Единое многое - как впервые ТОЖДЕСТВЕННОЕ и ИНОЕ.


УПОДОБЛЯЮЩЕЕ устроение:   Единое многое - как впервые ПОДОБНОЕ и НЕПОДОБНОЕ.


Устроение СВОБОДНЫХ БОГОВ:  Единое многое - как впервые РАВНОЕ и НЕРАВНОЕ.


Устроение НЕБЕСНЫХ БОГОВ:   Единое многое - как пребывающее в СОПРИКОСНОВЕНИИ.


Устроение ПОДЛУННЫХ БОГОВ:  Единое многое - как впервые пребывающее во ВРЕМЕНИ.


 
* Это, собранное в единство "целое" безусловно отличается от "неразличимого", свойственной первому чину (а эта изначальная целостность в свою очередь также несоизмеримо отлична от Единого первой гипотезы, пребывающей и вовсе за её пределами). Всё дело в том, что в случае первого чина ещё и речи не может быть ни о каких частях. Они возникают лишь теперь - как следствие выхода "неразличимого" за свои пределы, в результате чего оно, как бы отрицая свой исходный посыл, впервые только и обогащается новым содержанием: "состоять из неких частей", обладающих - каждая своей собственной определённостью, отличной от первоначальной.


Теперь, рассмотрим вкратце некоторые из них: рассмотреть все и подробно - не представляется возможным.

Умозаключения движутся здесь по известной нам из трактатов Гегеля, "триадической" схеме: Тезис ----- Антитезис  ----- Синтез ( или: Пребывание ---- Выход за свои пределы ----- Возвращение ), что вместе описывает ЭМАНАЦИЮ.


                УМОПОСТИГАЕМОЕ

Так, если в чине №1 Умопостигаемого устроения мы видим тотальное единство Единого и Многого (Сущего) (Тезис),


то во чине №2 намечается уже будущее их разделение: это намечающееся разделение такого рода, что делящиеся объекты не являются ещё, в собственном смысле, - ни ЧАСТЯМИ, ни ЦЕЛЫМ, но каждая (условно говоря) часть, парадоксальным образом представляет из себя не эту отдельную часть, но обе части вместе взятые. Единое в них является Сущим, а Сущее -
Единым. (Антитезис).


Далее, чин №3: две условные "части" вновь соединяются, и весь объект: "Единое Сущее" распадается на БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО таких "единых сущих". Но при этом внутри каждого из них "единое" (одно) ещё не противоположно "сущему" ("многому"). "Сущее" здесь ещё скрыто в "едином". (Синтез). *

Третий чин Умопостигаемого представляет собой "Всесовершенное живое существо", рассматриваемое Платоном в "Тимее".**


* В этой платоновской схеме, "части" являются соотнесёнными друг с другом: "Единое" не может обойтись без "Сущего" и "Сущее" - без "Единого".  "Следовательно, - рассуждает Платон, - каждая из этих двух частей в свою очередь содержит и единое, и сущее, и любая часть опять-таки образуется по крайней мере из двух частей…[: "единое сущее" и "сущее единое"] Что ж, существующее единое не представляет ли собой, таким образом, бесконечное множество?"
{Данная сноска вначале по ошибке была отнесена к разбору третьего чина следующего, Умопостигаемо-умного устроения}.

** Приведенные здесь (а также - ранее и далее) утверждения разрушают законы логики, но по этому поводу нужно заметить, что настоящим показан, по сути, - процесс именно становления той самой логики, в которой мы ныне и пребываем.


                УМОПОСТИГАЕМО-УМНОЕ   

Чин №1. Только здесь (в результате окончательного разделения ЕДИНОГО СУЩЕГО на ЧАСТИ: отдельно "Единое" и отдельно "Сущее") впервые возникает "ИНАКОВОСТЬ"  и, как следствие, - "ЧИСЛО". Эти ЧИСЛА - есть Части гипостазировавшегося целого под названием "ЭЙДОС", появляющегося в УМНОМ устроении (о чём будет сказано в своём месте). Причём, если Эйдосы являются парадигмами зримых вещей, то о Числах можно сказать, что они - парадигмы Эйдосов.

Начиная с этого "устроения", Платон рассматривает "Единое", входящее в состав ЕДИНОГО СУЩЕГО, отдельно от рядоположенного ему "Сущего". При этом,  отделившееся "Единое" выйдет в Умном устроении за свои пределы в виде Материальных эйдосов, локализуется вовне (четвёртая Гипотеза) и, запечатлев свой отпечаток в Материи, породит в Гипотезе №6 множественный зримый космос (всё, что мы видим вокруг). "Сущее" же, покинет "изначальную матрицу" в "пятой" под видом Материи.

В данном чине властвует Никта - как разделяющее женское начало.


Чин №2. Этот чин вновь собирает вместе ЧАСТИ (теперь уже в виде ЦЕЛОГО), разделённые и выступающие в качестве дискретных Чисел первого чина, сообщая им НЕПРЕРЫВНОСТЬ, приводящую их в соприкосновение между собой. Таким образом, чин №1 - есть причина ЧИСЛА,  №2 - причина НЕПРЕРЫВНОСТИ, а №3 - причина ФИГУРЫ, слагающейся из числа и непрерывности.

Специфику данного чина составляет "Хранительное своеобразие" (Боги, располагающееся здесь, именуются Хранителями).


Чин №3. Третий чин, в выходе за свои пределы, доводит второй до СОВЕРШЕНСТВА.
И, если третий Умопостигаемого представал в виде БЕСКОНЕЧНОГО МНОЖЕСТВА ЕДИНЫХ СУЩИХ (монад ?)*, то этот воплощается в виде БЕСКОНЕЧНОГО МНОЖЕСТВА ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ФИГУР **. При этом, "бесконечное множество единых сущих" не только не было тогда ещё дискретным (отсутствовала "инаковость"), но и вовсе пребывало в неразличимости Одного и Многого (как уже было сказано).

Боги, располагающиеся в этом чине, именуются Телеоархами.


* Термин: "монада" здесь и в других местах, употреблён, конечно же метафорически, т.к. в умопостигаемом устроении, ни о каких монадах ещё не может быть и речи. Эти т.н. "монады" третьего чина умоп. не различаются ещё даже по числу, пребывая в чрезвычайной слитности. Неоплатоники называли их "генадами".

** Итак, Умопостигаемое - "генады"; Умоп-ум. - "числа" (чистые единичности: 1 чин) и далее - "формы" (единичные сущности: 3 чин); Умное - "эйдосы" (единичные сущности множеств). По ходу данного членения видно, как все эти моменты поочерёдно как бы всплывают в реальность из состояния максимальной слитности "единицы" и "двойцы" Умопостигаемого устроения, постепенно уменьшая эту концентрацию.


                УМНОЕ

Чин №1. В УМНОМ устроении в целом - доказывается существование "единого" второй Гипотезы - как находящегося "внутри" чего-либо ( "В СЕБЕ САМОМ" или "В ДРУГОМ" ). При этом: "находиться в себе" означает здесь: "пребывать в возвращении"; Характеристика же - "находиться в другом", относится к такому гипостазировавшемуся в этом же устроении объекту, как ЭЙДОС.

"Роды, предшествующие "Умным"("Умопостигаемое", "Умопостигаемо-Умное") не располагаются в "другом": сохраняя свои специфические черты, они пребывают в предшествующем, образуя с ним единство. Напротив, рассматриваемый "Ум" - есть первое, находящееся в "другом", и при этом сохраняющее собственную специфику, будучи чем-то другим тому "другому", в котором он находится." ( Дамаский ).

Всё дело в том, что УМ, в отличии от предыдущих устроений, выходит за собственные пределы - именно в ДРУГОЕ, а не как более высокие чины, - развиваясь внутри самого ЕДИНОГО МНОГОГО ( объекта второй Гипотезы ). Под ДРУГИМ подразумевается здесь нечто, уже порождённое на свет, т.е. выведенное за пределы всей "МАТЕРИНСКОЙ МОНАДЫ" в целом, т.е. - Материальные Эйдосы и Материя. Но, хотя об этом "Другом" и идёт сейчас речь, заявляют о себе подобные сущности ( М.Э.) только начиная с четвёртой Гипотезы, т.е. с того момента, когда они "прорывают" границы первоначального Единства.

Иными словами, ЕДИНОЕ МНОГОЕ уже не пребывает всецело в рамках "для-себя-бытия", а дарит теперь свою изначальную цельность последующим единствам *, призванным зажечь живой огонь Мироздания, и взявшими своё начало от "чисел" предыдущего УМОПОСТИГАЕМО-УМНОГО, на которые распалось ещё более раннее, цельное "единое" - в виде УМОПОСТИГАЕМОГО Второй Гипотезы.

Теперь несколько слов о понятии "Эйдоса".
"Эйдос" у Платона, в отличии от неистинных, мнимых объектов так называемого  реального мира, - есть ( исключительно в сравнении с ними ) - единственный ИСТИННО СУЩИЙ ОБЪЕКТ ( точнее - объекты, ибо "Эйдос" этот есть "матрица", парадигма для каждой из групп предметов иллюзорной реальности ). В нашей вселенной данная сущность представляется нам "идеальной", т.е. пребывающей исключительно в идее, но, по Платону, это не просто действительность - а самая, что ни на есть высшая. Узники, прикованные цепями в его мифической "Пещере", видят лишь тени на стене. Эти тени - и есть всё, что находится в нашем мире. Однако, то реальное, ЧТО отбрасывает эти тени: люди из плоти и крови, предметы, события - в нашем вместилище, остаются за пределами досягаемости. Мало того: вся эта, так называемая "бутафория", лишь только потому имеет своё существование, что "эйдосы" даруют себя "материи", порождая собой вещи зримого Космоса. Такие объекты носят название "материальных э.". Однако в настоящей Гипотезе о них речь ещё не идёт ( они займут своё место в Гипотезе №4, как уже было сказано ). Ныне же идёт речь о сущностях ещё более высокого порядка: о т.н. "Божественных" эйдосах, своеобразных эйдо-родителях. 

Итак, характеристика исследуемого сейчас, первого чина: НАХОЖДЕНИЕ В СЕБЕ САМОМ.

Здесь, в первом чине, имеет место возвращение ЧАСТЕЙ к ЦЕЛОМУ и раздельности - вновь к единству, т.к. "Умное" в целом - есть единство внутри разделённого. "Раздельность, в которой существует всё потомство целого, - и есть все части, выступающие в виде целого, т.е. Отца. В этом и состоит суть мифа о Кроне, глотающем своих детей. Только тогда, когда УМ достигает совершенства и [утверждается], располагаясь В СЕБЕ [чин №1], он превращается в предмет участия ДЛЯ ДРУГОГО [чин №2]." ( Чего нельзя было сказать о более высоких чинах. О них можно было сказать лишь то, что они существуют ).

Бог, властвующий в этом чине, именуется Неумолимым.


Чин №2. Характеристика чина - ДВИЖЕНИЕ и ПОКОЙ.

" Бытие в себе самом и в другом - есть своего рода цели, способ же достижения этих целей - есть ДВИЖЕНИЕ и ПОКОЙ. Действительно, любая вещь движется для того, чтобы оказаться либо в другом, либо в самой себе, и останавливается она с той же целью." ( Дамаский ).

И, ещё: " УМ, будучи "всеми частями", [чин №1] предпочитает ПРЕБЫВАТЬ В СЕБЕ САМОМ, а как "целое" [чин №2], он РАСПОЛАГАЕТСЯ В ДРУГОМ, ибо совершает выход за свои пределы - в "другое". Крон изрыгает своих детей, поскольку он пресытился ими. Сперва он создал их в СЕБЕ САМОМ, а затем - в ДРУГОМ."

И, далее: " "Бытие в другом" подразумевает нахождение лучшего в худшем, о котором это лучшее вершит свой промысел. Мы должны прийти к выводу, что "ДВИЖУЩЕЕСЯ К ДРУГОМУ" подразумевает движение по направлению к лучшему, а отправной точкой такого движения оказывается "ПОКОЙ В САМОМ СЕБЕ."


Чин №3. Характеристика чина - ТОЖДЕСТВЕННОЕ и ИНОЕ.

Дамаский замечает: "ТОЖДЕСТВЕННОЕ" и "ИНОЕ" [уже] не РАСПОЛАГАЕТСЯ В СЕБЕ, и не ДВИЖЕТСЯ по направлению К ДРУГОМУ, оно уже само в каком-то смысле является ДРУГИМ, будучи тождественным ему, хотя бы оно и сохраняло тождественность самому себе. И, будучи иным другому, оно оказывается иным и самому себе, потому что словно содержит в себе самом множество другого.

Пожалуй, тождественность и инаковость подразумевают наличие всех прочих отношений отношений между вещами, типа: подобие и неподобие, равенство и неравенство, "моложе" и "старше". Подобие, напр., представляет собой свойство в каком-то отношении тождественным, а неподобие - свойство быть в каком-то отношении иным."

Располагающийся в этом чине бог - Фанет.


* Божественным эйдосам.



3. Третья Гипотеза. ОДНО И МНОГОЕ.


Название третьей Гипотезы: :"ЕДИНОЕ И МНОГОЕ". Объект - МИРОВАЯ ДУША.

Опять-таки позволю себе привести несколько цитат из Плотина:

"Вторая ипостась - Ум ( нус ) - рождается как следствие эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом".

"Третья ипостась - Мировая Душа (псюхе) - следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает {материальные эйдосы и} материю - начало физического и чувственного мира". {В целом "душа" - есть смысловое функционирование Ума за его пределами, "логос ума"}.

"Каждая последующая ипостась, всё более отдаляющаяся от источника, несёт в себе всё меньше активности и потенциальности. Крайняя стадия "деградации" - материя - представляет собой лишь полностью лишённую формы пассивность".

Данная Гипотеза занимает среднее ( центральное ) положение в платоновской таблице из пяти основных ( канонических ) гипотез. Об остальные четырёх также  пойдёт речь в своём месте.

Она является описанием уникального, в своём роде, "промежуточного" мира - между, собственно, "Бытием-ещё-не-созданного-Другого", пребывающего целиком в себе ( Гипотеза №2 ), и выходом ( эманацией ) этого "единого бытия сущего" 2-ой Гипотезы за свои пределы - в образе некоего творения.
Как писал тот же Плотин: "Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в иное".

Всё предшествующее развитие платоновского миротворения, привело наконец к возникновению выше-упомянутых "Эйдосов", которые чуть позже ( в 4-ой Гипотезе ) породят свои чувственно воспринимаемые копии вовне, в материальном мире, удел коих - навеки покинуть "отчий дом". Что же касается нашего Единства, под названием: "Мировая Душа", то это, по сути, и есть те самые "Эйдо-родители", достигшие максимальной своей реализации - в пределах изначальной "Матрицы".

Единое "Мировой Души" как-будто испытывает родовые муки младенца в утробе матери, и мечется, томясь желанием отправится в путь, но пока ещё не обладая силами покинуть "родной причал".

Дамаский пишет: "Душа должна сперва отпасть от [высшей] сущности, затем прийти в становление, потом в этом становлении разделиться, затем соединиться со становящимися вещами, уподобиться им и сделаться неразумной или телесной душой и, наконец воплотиться в сфере рождённой природы и начать измеряться той же мерой, что и эта природа. Таково нисхождение души. При восхождении, она проходит те же самые этапы в обратном порядке".

"Парменид" Платона констатирует, что изучаемый в рамках данной гипотезы объект, является в разное время - то единым, то не-единым, то многим, то не-многим. Мировая душа, погружаясь в становление в материальном мире, разделяется, умирая и вместо единого делается многим ( или, иными словами: из Единого Многого 2-й Гипотезы превращается в Материальный Эйдос 4-й ( Многое Единое ) ) ; Но, в следующий момент времени - словно отступает назад и, воскресая,  собирается воедино и из многого вновь возвращается в единое ( из состояния Многого Единого - вновь в Единое Многое ).

Становясь равным "Другому", как многому, она уподобляется ему и отпадает от себя самой. Аналогичным образом представляется и обратный путь.
И, таким образом, объект третьей Гипотезы - есть СТАНОВЛЕНИЕ внутрикосмического "Другого".

По образу и подобию "Мировой Души" - и наша душа - уходит и возвращается.



4. Четвёртая Гипотеза.  ОДНО ВО МНОГОМ.


Название этой Гипотезы: "МНОГОЕ ЕДИНОЕ". Объект - Материальный эйдос.*

"Единое" и "Многое" окончательно разделены. В конце концов они прорывают свою "оболочку": начинается, согласно интерпретации неоплатоников, процесс Эманации - как Творения. Сначала "за пределы" выходит "Единое". Отрываясь от своего Благого Источника, становясь теперь всего-лишь причастным Высшему Единому, его блеклым подобием, "внешним изображением", оно теряет своё своеобразие, превращаясь попросту - в "свойства" порождаемого им в последующих Гипотезах, уже непосредственно сущего (напр.: вещи бывают тёплые, сладкие, твёрдые и т.п. ); либо же - в сами "сущности" этих вещей ( "стол", "дом", "человек", "лошадь") . В терминологии Платона - это "Материальные эйдосы предметов материального мира" - высшие единства и порождающие модели материальных предметов.

Кто-то из древних заметил, что подобный эйдос так же отличается от Высшего Единого, как картина, изображающая пейзаж, от самого пейзажа.

Дамаский пишет: "В отличии от "Божественного эйдоса", изучаемого в более высоких устроениях, в возникающем и гибнущем "материальном эйдосе" - "единое" это оказывается уже чем-то привходящим, как привходящим для камня, является тепло, свойственное ему."

В Четвёртой гипотезе "Многого" - как материального Космоса, эманировавшего за пределы "Единого многого", ещё нет: выходят вовне пока Эйдосы, именуемые теперь "материальными" и представляющие из себя уже более низкую ступень Единства. "Многого" - как Космоса нет в том смысле, что нет пока Материи, в которой Эйдосы могли бы проявить своё участие. Итак, эти сущности теперь выступают наружу, и Платон называет их "Другим" ( другим "Единому многому" 2 и 3 гипотез ). Так они названы потому что являют собой уже не Изначально-само-по-себе-сущее, а - Творимое ( Творение ), по-Платону, т.е. - совершенно иной порядок бытия.

Итак, предметом четвёртой Гипотезы выступает данный производный объект, который Дамаский трактует - как нечто ( в соединении с материей ) образующее вещи нашего мира. Такой "эйдос" не является ещё самОй этой вещью, чем-то атомарным, предметом материальной действительности. С другой стороны, он не будет и "Божественным эйдосом" Гипотезы №2, а будет, попросту говоря, - "другим", потускневшей копией подлинного "Единого".

Нужно отметить, что изначальный парадокс "Первого Единого" продолжает и здесь иметь своё место, хотя уже и не в столь грандиозном масштабе. Дело в том, что "Единое", само по себе, не просто противоположное, но и вовсе - чуждое "Многому", также и в данном случае порождает ( эманирует )его из себя - только теперь уже вовне. Именно поэтому это "Другое" (в данном случае исключительно в сравнении с Единым более высоких порядков) Платон и называет: "не-единым".

По мере развития платоновской модели миротворения, мы видим, как постепенно "деградируют" и, как бы, сходят на нет его "единства", начиная от "Первого Единого", через "Единое Многое", "Единое и Многое", и вот теперь - "МНОГОЕ ЕДИНОЕ" ( таково название этой Гипотезы ) , воплощённое в понятии "Материального эйдоса".


* "Единство" здесь - в смысле "единства" каждой из "многих" (окончательно разделённых) монад. ( О видах платоновых единств см. пояснение ко второй Гипотезе).



5. Пятая Гипотеза. ДРУГОЕ.


Название этой гипотезы: МНОГОЕ. Объект: Материя

Итак, эманирует вовне теперь уже "Сущее" ( "Многое" ) приняв облик материи. Платон именует этот объект "Другим" ( также как и вышедший ранее за свои пределы эйдос ). Упомянутое "Другое" - есть сущее, уже окончательно лишённое всех своих сущностных определений, и прежде всего - единства. Как антитеза ЕДИНОМУ, оно есть прежде всего апофеоз МНОГОГО, или ни что иное, как "Хора" ( Кормилица и восприемница всякого рождения ) - "первая материя" из платоновского "Тимея". Без-образность её подразумевает прежде всего тот момент, что с Эйдосами она пока никак не связана.

Здесь небезынтерестно отметить, что постепенный и последовательный переход ЕДИНОГО во МНОГОЕ намечается ещё у Эмпедокла в его главном сочинении: "О природе вещей". Когда сила "Любви" у него уступает место силе "Вражды", ЕДИНСТВО четырёх стихий распадается, образуя мир МНОГИХ вещей. Примечательно, что у Неоплатоников переход этот выступает теперь в форме своеобразного расслоения первоначальной слитности "Единицы" и "Двойцы": Единение - Разделение - Вновь Единение, но уже с меньшей плотностью Первоначального Единства, и т.д., и снова и снова. И таким образом корни "Вражды" (т.е МНОГОЕ) зарождаются у них ещё во Второй Гипотезе, хотя пока и внутри "Любви" (т.е. ЕДИНСТВА): древо познания Добра и Зла было насажено ещё до грехопадения. В конечном же итоге всё нарастающая "Вражда" побеждает.

Именно здесь, во Второй Ипостаси, с необходимостью появляется сдерживающая сила Архе-Логоса Христа, что однако не мешает Мировым Душам-Архангелам "замыслить" известное отпадение, произведя на свет Частные Эйдо-Логосы, разверзшие собою Ta Pavta ("Всё"). Что же касается видимого мира Шестой Гипотезы, и далее - вплоть до Девятой, то большинство как греческих, так и римских неоплатоников и вовсе обходят молчанием эту "мёртвую" зону, не воздавая ей должное, как некой реальной сущности (Платон, как известно, не считал реальный космос чем-то вполне сущим на том основании, что каждая вещь в нём не может быть всеми вещами вместе). Из комментариев Прокла до нас дошли лишь таковые к Гипотезе №1, так что в этом смысле остаётся довольствоваться толкованием Дамаского.

Название пятой Гипотезы: "МНОГОЕ". Такое именование приводится (как уже было сказано) исключительно в смысле отсутствующего единства. * Однако совершенно очевидно, что материя - не есть многое таким же образом, каким может восприниматься многим напр. груда разноликого хлама, ибо последнюю мы называем "совокупностью" (см. разбор г.№8).

Материя, по-видимому, есть небытие в том смысле в каком напр., строительные материалы - есть небытие дома: ведь дом слагается из кирпичей и брёвен, а не из маленьких домиков, как полагал Анаксагор. И, если дом - это сущее в предельно обобщающем смысле, которое только впервые сейчас возникает, то что же тогда субстрат? Эта проблема не давала покоя, в своё время, Аристотелю, и, тем не менее, в его "Метафизике" мы не находим однозначного ответа. Можно сказать и иначе: материя есть (образно выражаясь) - пустота, а все вещи - её наполненность.

Вот общий вывод из пяти основных платоновских Гипотез:

ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНО, ОНО НЕ СУЩЕСТВУЕТ КАК ОДНО - ГЛАСЯТ ПЕРВАЯ И ПЯТАЯ;

ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНО, ОНО СУЩЕСТВУЕТ КАК МНОГОЕ - УТВЕРЖДАЮТ ВТОРАЯ И ЧЕТВЁРТАЯ;

ЕСЛИ ЕСТЬ ОДНО, ОНО СУЩЕСТВУЕТ И НЕ СУЩЕСТВУЕТ- ГОВОРИТ ТРЕТЬЯ.

Из этого членения видно, что Гипотезы №1 и №5, соответственно начиная и заканчивая основной цикл, являют нам апофатические (отрицающие нечто) выводы по всем, без исключения, пунктам платоновой аналитики:

 Целое и части.

 Очертания и форма.

 Нахождение где либо.

 Движение и покой.

 Тождественность и инаковость.
 
 Подобие и неподобие.

 Равенство и неравенство.

 Соприкасаемость и несоприкасаемость.

 Пребывание во времени.

Иными словами, они в некотором смысле, очерчивая верхнюю и нижнюю границы, описывают собой небытие, хотя и "смысл" этот для обоих случаев различен. И если о Сверх-сущем (т.е. о не имеющей ни в чём своего основания, "пустоте наполненности" Дао) можно сказать, что всё, стремясь к нему, существует ради него, то материя (как олицетворение вселенской нужды в лучшем), это, по-видимому то, что само существует в высшей степени ради другого.


* В любом из четырёх упомянутых ранее смыслов.



6. Шестая Гипотеза. ИНОЕ ДРУГОМУ.


Название эта гипотеза не имеет. Её объект - Тело.

Итак, рассмотрев первые четыре из восьми платоновских Гипотез ( говорю: четыре из восьми, т.к. "ПЕРВОЕ СВЕРХ-СУЩЕЕ ЕДИНОЕ", описываемое Гипотезой №1, стоит у нас особняком, ибо находится ещё за пределами, как существования, так и не существования ). Итак, рассмотрев их, мы пришли к следующему выводу: все описываемые в "Пармениде" модели мира, начиная со второй Гипотезы, под названием: "ЕДИНОЕ МНОГОЕ", где понятие о "существовании", как таковом, собственно, только впервые и появляется - постепенно и неотвратимо деградируют и саморазлагаются.

В конце Гипотезы №2 мы были свидетелями того, как "Единое", пребывавшее в самом начале в неразрывном единстве с "Сущим", не просто полностью отделилось от него, но и каждый из вновь образовавшихся объектов, разбился ещё и на бесконечное множество атомарных единиц - отдельно "Единого", и отдельно "Сущего". При этом, монады "единого", различавшиеся поначалу лишь количественно ( "Числом" ) , впоследствии обрели и качественную инаковость, преобразовавшись в "Эйдосы".

Далее, в Гипотезе №3, мы видели, как вышеупомянутые атомарные элементы попеременно превращались друг в друга: Пытаясь покинуть пределы изначального "контура", "Единое", в процессе становления, погибало, превращаясь во "Многое"(т.е. в "Сущее"), а возвращаясь от становления назад - вновь обретало свою первоначальную сущность "единого".

В четвёртой Гипотезе, регрессирующее "единое" ( в виде "Божественных эйдосов" )  наконец разорвало границы "бытийного целого", и эманировало вовне под видом: "Материальных эйдосов"- первых "творений".

Соответственно, в пятой Гипотезе, распавшееся ранее на отдельные элементы, "многое", также покинуло положенные ему пределы и локализовалось вовне - в виде субстрата этого "творения" - Материи.

Для большей наглядности, представлю здесь две своеобразные схемы:


1) Первая Гипотеза: ВЫСШЕЕ ЕДИНОЕ ( невыразимое )


2) Вторая Гипотеза: ЕДИНОЕ МНОГОЕ ( единое-уже-существующее )

3) Третья Гипотеза: ЕДИНОЕ И МНОГОЕ ( единое и многое, пытающиеся покинуть свой замкнутый бытийный контур )

4) Четвёртая гипотеза: МНОГОЕ ЕДИНОЕ ( эманация "единого" вовне; "материальный эйдос"; ЕДИНОЕ МНОГОЕ теряет своё своеобразие и превращается в "свойства" будущих вещей )

5) Пятая Гипотеза: МНОГОЕ ( эманация вовне - "сущего" под видом "материи" )


Однако на этом регресс "единого сущего" не заканчивается. Последующие четыре модели мира доводят этот регресс до его крайней стадии, превращая, по сути, весь процесс миротворения - в небытие:


1) ПЕРВОЕ ЕДИНОЕ


2) УМ-НОЕ ЕДИНОЕ СУЩЕЕ ( "единое сущее" в абсолютном смысле )

3) ДУШЕВНОЕ ЕДИНОЕ СУЩЕЕ( "единое сущее" в относительном смысле )

4) НЕ-ЕДИНОЕ СУЩЕЕ ( "другое единому сущему"; "не-единое" в относительном смысле )

5) НЕ-ЕДИНОЕ СУЩЕЕ ( "другое единому сущему"; "не-единое" в абсолютном смысле )


6) ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "иное другому"; "не-сущее" в относительном смысле )

7) ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "иное другому"; "не-сущее" в абсолютном смысле )

8) НЕ-ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "другое иному другого"; "не-единое не-сущее" в относительном смысле )

9) НЕ-ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ ( "другое иному другого"; "не-единое не-сущее" в абсолютном смысле )


Из этой, второй схемы видно, что, берущая своё начало от "Абсолютной Единицы", следующая за ней "Двойца", изживает себя, по сути, в восемь этапов.


Итак, продолжим далее, касательно непосредственно шестой Гипотезы.
"Составной объект" Гипотезы №6 Платон считает относительно не-сущим ( сущим лишь по видимости, как некая кажимость ) , по той причине, что в нём имеет место уже не истинное, а чисто механическое объединение основополагающих частей. Самым примитивным образом эмитируя Единство высших образцов миротворения, высших "чинов" неизреченного ЕДИНОГО СУЩЕГО, подобные модели попросту складываются ( наподобие конструктора ) из "материи" и "материального эйдоса" - в то, что потом принимает вид человеческих существ, звёзд, планет, чёрных дыр и проч. Этот мир, напоминающий камуфляж, Платон называет "иное", употребляя это слово в одном из производных значений, поскольку ИНЫМ в подлинном смысле, для него является изначальная инаковость "Сверх-Сущей Единицы" - по отношению к гипостазировавшейся из неё "Двойцы", инаковость Единого Бытия - по отношению к Множественному Сущему. Плачевное положение дел осложняется ещё и тем, что ведь данное "Иное" - это даже ещё не первое подражание Истинно-Сущему: до этого было ещё некое "Другое" - материальный эйдос, который и сам, в своё время, лишь внешним образом уподобился "ЕДИНОМУ" 2-ой и 3-ей Гипотез, потеряв при этом подлинное своеобразие. И таким образом, мы  имеем здесь дело, попросту говоря, - с "иным другому" - другому, который и сам уже , будучи иным, давно забыл своё Настоящее ( т.е. - с копией копии, оригинал которой утерян ).

Тот факт, что речь в шестой Гипотезе идёт о действительном предмете, обладающем ипостасью, Платон демонстрирует, называя этот предмет познаваемым, и давая ему другие катафатические [ утверждающие нечто ] определения.

"Единое здесь оказывается не вообще не-сущим, а лишь не во всех отношениях сущим, и ОТРИЦАНИЕ, В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ, ТАКЖЕ И САМОГО ЕДИНОГО, ПОДРАЗУМЕВАЕТ НЕ ПОЛНОЕ ЕГО ОТВЕРЖЕНИЕ, НО, НАПРОТИВ, КОНСТАТАЦИЮ ТОГО ФАКТА, ЧТО РАССМАТРИВАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОБЪЕКТОВ В СФЕРЕ "ДРУГОГО"[ имитирующих "Единое" 2-ой и 3-ей Гипотез ], ИБО ОН ЕСТЬ - "ИНОЕ ДРУГОМУ" [ т.е., его имитация "единого" представляет собой уже некую имитацию второго порядка ] ,СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИЗУЧАЕМЫЙ ОБЪЕКТ НЕ БУДЕТ - НИ "ЕДИНЫМ", НИ "ДРУГИМ", ИБО ОН ЕСТЬ "ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ, ИНОЕ ДРУГОМУ". ИНЫМИ СЛОВАМИ, В НЁМ ОТВЕРГАЕТСЯ БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ "ЕДИНОЕ", ХОТЯ И ПРИЗНАЁТСЯ "единое" - КАК СОСТАВНОГО ОБЪЕКТА, ИЗОБРАЖАЮЩЕГО СОБОЙ ИСТИННОЕ ЕДИНСТВО."

И поскольку единое не-сущее в относительном смысле шестой Гипотезы является составным, распадение его частей означает, по-видемому, также и прекращение его бытия.



7. Седьмая Гипотеза. НЕБЫТИЕ.

Итак, в предыдущей главе мы рассмотрели "иное другому" - как "не-сущее в относительном смысле". Теперь же рассмотрим, что представляет собой "абсолютный смысл", вложенный в понятие обсуждаемого ныне объекта.

Совершенно очевидно, что исследуемый в данной Гипотезе объект коренным образом отличается от ПЕРВОГО ЕДИНОГО, которое, хотя и олицетворяет собой "даосскую" Пустоту, но эта пустота, вне всякого сомнения, является продуктивной, ибо пробуждает к жизни все последующие циклы нисходящих ступеней бытия. Не будет наше ЕДИНОЕ НЕ-СУЩЕЕ представлять из себя также и нечто похожее на относительный смысл небытия Материи - только впервые и слагающей из себя нечто такое, как "определённое нечто". Несоизмеримо более высокое положение ВЫСШЕГО ЕДИНОГО ПЕРВОЙ ГИПОТЕЗЫ определяется и тем, что внутри него вообще отсутствует понятие о "существовании", в то время, как Гипотеза, обсуждаемая ныне, вероятно находит своё место тогда, когда "единое сущее" уже давно обрело свою силу. И только после этого, в её ( Гип.№7 ) рамках, появляется возможность говорить уже и о том, что можно теперь, в принципе, и не существовать, рАвно, как и не быть единым.

Но это заблуждение. Мы можем рассуждать о некотором нечто - в том смысле, что оно оказалось лишённым бытия. Однако в рассматриваемом ныне случая, небытия, по видимому, больше. Мы должны здесь говорить также и о лишённости всего того, что наделяло этим бытием изначально, т.е. вернуться к истоку и подвергнуть небытию сам исток. Мы должны здесь признать, что Седьмая Гипотеза описывает то, что ПРОТИВОРЕЧИТ ВСЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЕЩЕЙ, БЕРУЩЕЙ СВОЁ НАЧАЛО ОТ СВЕРХ-СУЩЕГО. ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ - НИ В ОДНОМ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ.


И далее. Если исследуемый теперь объект является прямо противоположным АБСОЛЮТУ ( Г.№1 ) как небытие - бытию, то необходимо констатировать, что он ( так же, как и ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ), должен располагаться ЗА ПРЕДЕЛАМИ всех возможных предикатов, в том числе также и - за пределами, в качестве которых выступают начало и конец сущего как таковые, иными словами, - как утверждения, так и отрицания. Дамаский: "Если в предыдущей, шестой Гипотезе, описывающей "единое не-сущее" в относительном смысле, мы понимали, что распадение и рассеяние его объектов означает их окончательное уничтожение, то теперешнее, "никоим-образом-не-существующее" ( т.е., "единое не-сущее" в абсолютном смысле ), представляет собой ПОЛНУЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДАЖЕ РАССЕЯНИЮ И ГИБЕЛИ, ПОСКОЛЬКУ ОНО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОЛНУЮ ЛИШЁННОСТЬ ВСЕХ КАЧЕСТВ - В ТОМ ЧИСЛЕ, И ВОЗМОЖНОСТИ УНИЧТОЖЕНИЯ."
"Значит оно, по сути, не будет лишённостью в строгом смысле этого слова, которая всегда свойственна сущему, как, напр., слепота в глазу. НАПРОТИВ, БУДУЧИ ЛИШЁННОСТЬЮ ДАЖЕ И НЕ-СУЩЕГО, "НИКОИМ-ОБРАЗОМ-НЕ-СУЩЕЕ" - ЕСТЬ ВОВСЕ И НЕ ЛИШЁННОСТЬ."

И, если в случае Первой Гипотезы, речь шла о том, что, в её рамках, все мыслимые логические выводы ( как утверждения, так и параллельные им опровержения ) были нами опровергнуты под предлогом несоизмеримо более высокого статуса ПЕРВО-ЕДИНСТВА, то в теперешнем случае мы должны согласиться с тем, что аналогичным образом ОТВЕРГАЕТСЯ ТАКЖЕ И ДЛЯ ГИПОТЕЗЫ№7 УТВЕРЖДЕНИЕ О ТОТАЛЬНОЙ ЛИШЁННОСТИ ВСЕХ КАЧЕСТВ В ОТНОШЕНИИ ЕЁ ОБЪЕКТА - только теперь уже на основании его вопиющей ничтожности. Разница лишь в том, что в первом размышлении отвержение было направлено, если так можно выразится, - в сторону Бытия ( в сверх-положительном смысле ), во втором же - в сторону Небытия ( в смысле - сверх-отрицательном ).

Дамаский констатирует: "Седьмая Гипотеза противоположна Первой, поскольку она ОПРОВЕРГАЕТ НАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕИЗРЕЧЕННОМ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В ТОМ, ЧТО ВСЁ В НАШЕМ МИРЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СВЫШЕ, И ЗДЕСЬ ГИБНЕТ."

Так, смерть человека есть одновременно - и присутствие небытия и его отсутствие, знаменуя собой  не просто исчезновение прошлой жизни: она означает, что этой жизни и вовсе не было.



8. Восьмая Гипотеза. ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО.

Я вижу, пришло время привести в окончательный порядок, хотя бы схематически, все предыдущие спекулятивные измышления и выкладки.

Исторический Парменид высказал всего три положения: "Бытие Есть; Небытия Нет; Космос - Иллюзия". Платон же выстроил на всём этом весьма, надо сказать, парадоксальную казуистику, вопиющая парадоксальность которой заключается, по сути, - в последующем самоуничтожении СВОЕЙ ЖЕ СОБСТВЕННОЙ ОНТО-КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ: КАК ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТАК И ГИБЕЛИ, КАК КОСМОСА, ТАК И НЕ-КОСМОСА, КАК БЫТИЯ, ТАК И НЕБЫТИЯ.

Итак:

1) СВЕРХ-СУЩАЯ ЕДИНИЦА (абсолютное единство, ПРЕД-БЫТИЕ) (здесь и сказать нечего, ибо и слов-то нет)



2) ПРЕД-КОСМИЧЕСКАЯ, ПОКА ЕЩЁ ЕДИНАЯ ДВОЙЦА, КАК ЕДИНОЕ МНОГОЕ ( единое двойственное БЫТИЕ в абсолютном смысле. Божественный эйдос. )

3) ПРЕД-КОСМИЧЕСКАЯ, УЖЕ РАЗДЕЛЁННАЯ ВНУТРИ, НО ВСЁ ЕЩЁ ЕДИНАЯ В СВОИХ ГРАНИЦАХ, ДВОЙЦА, ПЫТАЮЩАЯСЯ ВЫЙТИ НАРУЖУ ( единое двойственное БЫТИЕ, в относительном смысле )

4) ЛОКАЛЬНОЕ ЕДИНОЕ ПОКИДАЕТ ГРАНИЦЫ ЕДИНОГО МНОГОГО. ВОЗНИКАЕТ ПОКА ИДЕАЛЬНЫЙ КОСМОС - КАК "ДРУГОЕ" ПО ОТНОШЕНИЮ К БЫТИЮ ( "не-единый", разделённый на отдельные "нечто", двойственный КОСМОС, отличается относительным смыслом неподлинности, в сравнении с "бытием". Материальный эйдос )

5) СУЩЕЕ, ПОД ВИДОМ МАТЕРИИ, ПОКИДАЕТ ГРАНИЦЫ ЕДИНОГО МНОГОГО. ОНА - ТАКЖЕ УЖЕ "ДРУГОЕ" ПО ОТНОШЕНИЮ К БЫТИЮ ( "не-единый" КОСМОС представляет собой абсолютный смысл "небытия" на данном уровне. Но материя здесь - не просто "небытие", а субстрат для эйдосов )


6) МНОЖЕСТВЕННЫЙ МИР - КАК КОСМОС ЕДИНСТВА МАТЕРИИ И ЭЙДОСА. ТАКОЙ МИР НАЗЫВАЕТСЯ ТЕПЕРЬ: "ИНОЕ ДРУГОМУ БЫТИЯ". ДЛЯ ПЛАТОНА ОН УЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДАЖЕ ВПОЛНЕ "СУЩИМ" ( "не-сущее" в относительном смысле: люди, звёзды, планеты )

7) НЕБЫТИЕ, КАК СВЕРХ-НЕГАЦИЯ. ПО-ПРЕЖНЕМУ - "ИНОЕ ДРУГОМУ БЫТИЯ". ОТСУТСТВИЕ САМОГО ОТСУТСТВИЯ( "не-сущее" в абсолютном смысле )

8) МИР, В КОТОРОМ ОТСУТСТВУЕТ УЖЕ НЕ ПРОСТО "СУЩЕЕ", НО И САМО "ЕДИНСТВО": "ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО" ( "не-единое не-сущее" в относительном смысле: хаотическая совокупность частей из объектов гипотезы 6))

9) АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ - КАК "СУЩЕГО", ТАК И "САМОГО ПО СЕБЕ ЕДИНСТВА": "ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО" ( "не-единое не-сущее" в абсолютном смысле: НИЧТО )


                Из этой таблицы видно, что:

Платоновская сверх-идеальная концепция представляет собой довольно сложную иерархию четырёх "подразделений", вмещающих в себя восемь сущностно-иных друг другу СПОСОБОВ Бытия, началом генезиса которых выступает невыразимое СВЕРХ-СУЩЕЕ (i):


(i)    1)ПЕРВО-ЕДИНСТВО


(ii)   2)Мировой Ум
       3)Мировая Душа

(iii)  4)Другое
       5)Другое

(iiii) 6)Иное Другому
       7)Иное Другому

(iiiii)8)Другое иному Другого
       9)Другое иному Другого

И, наконец, собственно, о Гипотезе 8): А здесь уже - последнее из возможных максимально-механических единств, предельно удалённых от истинного Перво-Единства, ибо подобные объекты ( "другое иному другого" в относительном смысле ), не "единятся", и даже не соединяются между собой ( как в Гип.6 ), а и вовсе - "совокупляются" ( ибо попросту являют собой совокупности уже составных, из эйдоса и материи, объектов, - как частей "другого" - других друг другу ). Такими частями могут быть, напр., для астронома, - невообразимо-фантастические, пылающие всевозможными цветами, фигуры космических туманностей - всего-лишь совокупный зримый облик "не-единого" в ОТНОСИТЕЛЬНОМ СМЫСЛЕ.



9. Девятая Гипотеза. АБСОЛЮТНОЕ НИЧТО.

В нашей предыдущей таблице, предмету этому соответствовало, также как и предмету №8, следующее определение:
"ДРУГОЕ ИНОМУ ДРУГОГО". Только уже не в относительном, а в абсолютном смысле.

"Сначала Платон вновь упоминает об объекте шестой Гипотезы ( составное из Материи и Эйдоса ), о котором говорит, что он будет "Единым" не в плане бытия, а лишь по видимости, и добавляет к этому, что, напротив, "Единое" следующей за ним, седьмой Гипотезы есть - "ни-коим-образом-не-сущее": не зримое, и даже не кажущееся. Точно в таком же разрезе рассуждает он далее - и о предмете Гипотезы №9, окончательно и абсолютно отвергая его бытие - и в первую очередь, как некоего относительно-зримого бытия Гипотезы №8."

Теперь Платон задаёт вопрос:

"Если Единого [Седьмой Гипотезы] не существует, то чем должно быть другое ему?"

При этом, в первую очередь, он отмечает, что упомянутое другое, противостоящее Гипотезе №7 не может быть не только "Единым", но, по-видимому, и Многим ( наподобие аналогичным образом лишённой "Единства" Материи пятой Гипотезы ). Ведь там, где находится "Многое", должно непременно присутствовать и "Единое", ибо Многое невозможно вне категории единства.

И далее Платон заостряет своё внимание на том, что исследуемая ныне Гипотеза, пребывает в таком положении, что является Другим, по сути, - Небытию. О чём же в таком случае, можно утверждать в её рамках?

По этому поводу нужно заметить следующее. Если это "небытие" седьмой Гипотезы  означало у нас лишённость всех, без исключения, качеств ( равно, как и самОй по себе лишённости ) мы должны были бы тогда хотя-бы принять за возможное, что, по крайней мере, в отношении представляющего рассудка, "лишённость" эта всё же способна являть некоторый, хотя и весьма смутный образ. В самом деле, само по себе утверждение о нахождении за пределами: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, НАЧАЛА И НЕ-НАЧАЛА, УНИЧТОЖЕНИЯ И НЕ-УНИЧТОЖЕНИЯ И КАКИХ-БЫ ТО НИ БЫЛО ЛОГИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ ВООБЩЕ, представляет собой, очевидно, некоторое, хотя и весьма умалённое единство ментальной структуры. Теперь же, исследуя наше НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ЕДИНОЕ И НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ СУЩЕЕ ( исключительно условно проименованное в начале этой работы - как "Ничто" ) необходимо сознавать, что даже в "родовых муках мысли" ( даровавшей нам отдалённый образ идеи Абсолюта, в случае Первой Гипотезы ) ныне не в наших силах вообразить немыслимое.

И если во время обсуждения "седьмой" мы говорили о том, что её объект во всех отношениях противоположен объекту "первой", то здесь даже о такой вещи, как противоположность, судя по всему, не может быть и речи, ибо мы не в состоянии представить противоположность тому, что располагается - и вовсе за пределами способности представления. 

Последние слова Платона, высказанные устами Парменида, гласят:
-Ибо сказав: Если "единого" не существует, то ничего не существует - правы ли мы будем?..


Что ж, подведём краткий итог темы небытия, держащийся на весьма тонких нитях.

"Сверх-Сущая" Гипотеза говорит о невыразимом, - как об Изначальном Абсолютном Единстве. И её "небытие" имеется в виду именно в этом смысле.

"Небытие" материи пятой Гипотезы ведёт речь о "небытии" - как, всё же, о возможности некоего, хотя и "не-единого", но существования.

Гипотеза №7 повествует о Небытии в сверх-отрицательном смысле. Она констатирует одновременно - и отрицание бытия, и отрицание самого этого отрицания.

Наша же теперешняя простирается, кажется, ещё дальше...


Итак, "небытие" четырёх платоновых Гипотез:


Первая Гипотеза:  ИДЕАЛЬНОЕ

Пятая Гипотеза:   МАТЕРИАЛЬНОЕ

Седьмая Гипотеза: АНТИНОМИЧЕСКОЕ *



Девятая Гипотеза: АБСОЛЮТНОЕ



В целом же ( общую таблицу Гипотез ) можно изобразить ( в отношении предикативности ) ещё и следующим образом:


1. Апофатическая ( отрицающая нечто )



2. Катафатическая ( утверждающая нечто )

3. Катафатическая и апофатическая


4. Катафатическая

5. Апофатическая


6. Катафатическая и апофатическая

7. Отсутствие предикатов


8. Апофатическая и катафатическая

9. Отсутствие предикатов



Или - циклически:



i АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО ( А-летейя, Источник Света ) --



-- ii ВТОРОЕ ЕДИНСТВО ( Освещённое Светом ) --

-- iii ЕДИНСТВО - НЕ-ЕДИНСТВО --


-- iiii ОТНОСИТЕЛЬНОЕ НЕ-ЕДИНСТВО ( первое искажение Света, Материальный Эйдос ) --

-- iiiii АБСОЛЮТНОЕ НЕ-ЕДИНСТВО ( первое небытие, Материя ) --


-- iiiiii НЕЧТО СОСТАВНОЕ ( искажение искажения, симулякры ) --

-- iiiiiii НЕБЫТИЕ НЕБЫТИЯ ( второе небытие ) --


-- iiiiiiii НЕЧТО СМЕШАННОЕ ( третье искажение ) --

-- iiiiiiiii АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ ( третье небытие, ничто, Лета ) --



-- i АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО --



-- И вновь далее...



* От терм. "Антиномия" ( см. )




 
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ПЛАТОН. "Сочинения в 3-х томах и 4-х книгах." Изд. "Философское наследие" под редакцией А.Ф.Лосева. ( 1968-1972 ).

ПРОКЛ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2006 )

ДАМАСКИЙ. "Комментарии к "Пармениду" Платона". ( Перевод Л.Ю.Лукомского. СПб.2008 )

ПЛОТИН. "Эннеады. В 7 т." / Перевод Т. Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. ( Серия "Plotiniana" ). — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004—2005.


Рецензии