Он парил вровень с орлами ч. 23

Получив бумагу, чернила и ручку, он в течение полученного срока, в лагерных условиях, написал: «Военная психология и необходимость воспитания народов в связи с военно-психологическими требованиями» 1-я книга (1946-1948 гг.); «Анализ исторического развития авиации» (1948-1949 гг.). В исследовании автор обобщил весь опыт мировой авиации до 1941 г., кроме СССР. Приходилось писать только по памяти, поэтому не исключены были неточности. Тогда же Ткачёв работает над рукописью «Военный лётчик штабс-капитан Нестеров» (1951-1954 гг.), полагая, что этим трудом «ставит покойному герою памятник», иначе говоря, исполняет свой «долг, как друга юности, как сослуживца по 11-му корпусному авиаотряду и как правой руки Нестерова». Находясь ещё в неволе за колючей проволокой, В.М. Ткачеву попалась книжка Денисова о Валерии Чкалове, всколыхнувшая душу герою авиации. Дело в том, что 1-я авиационная истребительная эскадрилья была сформирована на базе одной из старейших в России лётных частей - 11-го корпусного авиаотряда, которым в своё время командовал капитан П.Н. Нестеров. Когда Чкалов пришёл в указанную 1-ю эскадрилью, то там ещё свежи были воспоминания о Нестерове и заведённые им традиции отечественной авиации свято хранились. Ткачев же летал там со дня формирования авиаотряда до весны 1917 г. Вячеслав Матвеевич отбыл свой срок «от звонка до звонка» и вышел на свободу 11 февраля 1955 г. «с поражением в правах», без права жить в больших городах. Его судьба стала частью огромной трагедии высшего русского офицерства.

Из ссылки он направлял письмо И. Сталину с просьбой разрешить ему работать по специальности, но ответа не получил. Богатейший теоретический и практический опыт генерала русской авиации не был востребован. После 35-летних скитаний В. Ткачёв вернулся на родную Кубань. Горьким было это возвращение в одном арестантском ватнике, но жизнь продолжалась. Его приютила в Краснодаре племянница - Мария Александровна Ткачёва. Позже, его поселили в однокомнатном сыром полуподвальном помещении, по Шаумяна д. № 82 (улице возвращено её прежнее название - Рашпилевская), из которого он так и не смог больше никуда переехать. Поначалу Ткачёв устроился работать в контору «Горсвет», диспечером городского уличного освещения. С 31 мая 1955 г. продолжал трудиться сдельно в артели инвалидов им. Чапаева переплётчиком 2-го разряда, получая мизерную зарплату в день - 9 руб. 68 коп. (то есть 97 коп. после денежной реформы 1961 г.). На протяжении долгого времени В. Ткачев клеил папки и прочее, зарабатывая на кусок хлеба и кров. Его трудолюбие, добросовестность и старательность не раз отмечались благодарностями и похвальными грамотами. В августе 1957 г. Вячеславу Матвеевичу назначают пенсию по инвалидности - 246 руб. 28 коп. (24 руб. 63 коп.) в месяц, а в 1962 г. она составила 42 руб. 50 коп. Ещё он подрабатывал незатейливым ремеслом - плёл сетки, писал заметки в газеты и продолжал заниматься литературным трудом. Враждебное отношение властей к белому генералу продолжало ощущаться до конца его дней - как и ответная неприязнь Ткачёва.

Тяжёлая жизнь, а точнее нищенское существование, подорванное в ГУЛАГе здоровье, не сломило его волю и, он продолжал исследования в области истории авиации в России и написал две книги о русской авиации. Для этого В.М. Ткачеву приходилось выкраивать какие-то деньги на поездки в Центральный государственный военно-исторический архив (с 1992 г. - РГВИА). В период с 6 июня 1961 г. по 25 мая 1963 г. он занимался в читальном зале, выявляя в библиотечных фондах документы по теме: «Прошлое русской авиации 1910-1917 гг.». Интересовался Вячеслав Матвеевич и историей развития авиации Советской России. Изучив, специальную литературу, ряд других источников он смог в полном объёме представить полную картину создания ВВС и гражданского воздушного флота страны Советов. В 1964 г., будучи в Волгограде, Вячеслав Матвеевич подарил книгу о своём друге - Петре Нестерове - «Русский Сокол» с дарственной надписью Качинскому авиаучилищу. Она была издана 15-тысячным тиражом Краснодарским книжным издательством в 1961 г. и вызвала массу откликов читателей. Другая его книга, «Крылья России», была частично опубликована в журнале «Кубань» в 1962 г. Полностью же мемуары были изданы небольшим тиражом только в 2007 г. в Санкт-Петербурге и по оценкам исследователей дают уникальную, поистине панорамную картину строительства отечественного воздушного флота. В.М. Ткачёв пережил тяжелейшую личную драму. За годы ссылки утратилась связь с женой Надеждой Алексеевной. Тогда в конце октября 1944 г. ей удалось избежать ареста и пройти долгий путь разного рода мытарств.

Только в 1956 г., уже находясь в доме престарелых под Парижем, она разыскала мужа и стала добиваться разрешения на его выезд во Францию. Обивали пороги вместе с ней члены объединения лётчиков, кубанцы-эмигранты, политкомиссар по делам эмиграции Г.Г. Алексинский. Французские власти дали соответствующее согласие. Сам Шарль де Голль приглашал его на жительство во Францию. Однако советские власти, без ведома Вячеслава Матвеевича, объявили его гражданином СССР и не разрешили уже пожилому и больному Ткачёву покинуть страну. Так супруги больше и не встретились. Мечта ген. В. Ткачева, дававшая ему силы выжить в советских лагерях - уехать из некогда родной Кубани, увидеть опять жену и уцелевших боевых друзей, - осталась неосуществимой. Со слов очевидца известно, что отказ Москвы на выезд Вячеслава Матвеевича «буквально сразил» его: «После стольких месяцев напряжённого, трепетного ожидания, после того, как французы в три месяца всё оформили... - красные бесы в Кремле одним ударом всё разрушили. Вячеслав Матвеевич начал угасать на глазах. Почти ничего не ел. Выходил из дома во второй половине дня, с окружающими перестал разговаривать. Сидел на скамейке в кустах малины и часами смотрел на забор...». Бесконечно любящая своего мужа Надежда Алексеевна Ткачёва умерла 8 июля 1996 г. в Гани, в 170 км от Парижа в пансионате для престарелых людей. С марта и до середины августа 1964 г. Ткачёв лежал в больнице, где перенёс две тяжёлые операции. Он по - прежнему бедствовал и проживал в одной комнатке полуподвального помещения по ул. Шаумяна.

Вначале весны 1965 г. "легендарный герой", "человек потрясающей смелости", как говорил о нём кубанский романист Г.Г. Степанов, решил слетать рейсом аэрофлота в Киев - колыбель его авиационной юности. Стояли туманы и была нелётная погода. Трое суток Ткачёв ездил на рейсовом автобусе в аэропорт (вылет переносился) и оттуда к себе в холодную и сырую комнату, сильно простудился и слёг. Его земной путь окончился 25 марта 1965 г. Хоронили выдающегося лётчика человек 60-70, прямо из больницы. Он никогда не искал, где легче, безопаснее и спокойнее. Не перекладывал на чужие плечи, трудов и тягот во благо России. Время вернуло из забвения имя В.М. Ткачёва , прославленного русского генерала авиации. Большую роль в восстановлении исторической правды в отношении земляка сыграло Всекубанское казачье войско. 30 лет спустя после его кончины Родина наконец воздала первому Георгиевскому кавалеру, лётчику по заслугам. 23 сентября 1995 г. в связи со 110-летием со дня рождения первого главкома ВВС России, на доме № 82 по ул. Рашпилевской в Краснодаре, Главком ВВС РФ генерал-полковник авиации Пётр Дейнекин торжественно открыл мемориальную доску работы скульптора А.А. Аполлонова. На митинге выступили атаман Союза казаков России А. Мартынов, глава администрации Краснодарского края Е. Харитонов, курсант Краснодарского ВВАУЛ А. Дьяченко и др. Были отданы воинские почести. В небе над центральной площадью города в чётком парадном строю продемонстрировали своё летное мастерство пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи».

Решением Городской Думы от 10 января 1995 г. в пос. Северном г. Краснодара появилась улица им. лётчика В.М. Ткачева. В ст-це Келермесской Гиагинского р-на Вячеславу Ткачёву также открыта мемориальная доска. В 2000 г. на Славянском кладбище столицы Кубани, на 2-м участке, нулевого квартала, во втором ряду, знаменитому лётчику-казаку В.М. Ткачёву поставлен памятник. Однако лучшим памятником ему стали его книги, которые изданы и находят своего читателя. Потомки должны помнить таких людей, так как по высказыванию Сенеки, воспоминание о великих людях столь же благотворно, как само присутствие их. В 2015 г. на митинге, посвященном 130-летию со дня рождения и одновременно 50-летию смерти В. Ткачёва - кубанского казака, общественность г. Краснодара попросила вернуть его в небо, т.е. присвоить его имя стратегическому бомбардировщику ВКС России (газета "Краснодарские известия" 13 октября 2015 г.). В ответном письме Главкома ВКС РФ В.Н. Бондарева сообщается, что с возобновлением производства ТУ-60 обращение будет рассмотрено в установленном порядке. Примечательно, что весной 2016 г. у одного знакомого подполковника ВКС России автор поинтересовался, что он знает о первом Георгиевском кавалере в русской авиации. Ответ поразил, лётчик честно ответил, что ничего не знает о Ткачёве и слышит о нём впервые. Данный материал направлялся в дар, единственному в России частному музею (расположен в усадьбе, в трёхэтажном здании, автору довелось там побывать дважды) антибольшевистского сопротивления в г. Подольске Московской обл., принадлежащему В.П. Мелехову - известному донскому казаку, постоянно и незаконно гонимому властями. Также этот материал направлялся в Госархив Краснодарского края.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. ГАКК, ф. Р-1559, оп. 1, д. 18, л. 36                2. Спатарель И.К. Против черного барона. Кишинев. 1972, с. 21                3. Журнал Кубань, 1962 г., № 2, с. 36                4. ГАКК, ф. Р-1559, оп. 1, д. 2, ч. 3, л. 206                5. ГАКК, ф. Р-1559, оп. 1, д. 58, л. 40                6. ГАКК, ф. Р-1559, оп. 1, д. 59, л. 61                7. См. Спатарель И.К.  Против черного барона, М. Воениздат, 1967 (переиздана в Кишиневе, 1972).                8. «Сполох», № 10. 22 июня 1920 г.                9. Генерал барон П.Н. Врангель. Воспоминания. «Терра». М. 1992, т. 2. с. 183.  10. РГВА Ф. 39540, д. 251; л. 78                11. Генерал барон П.Н. Врангель. Указ. соч., с. 185                12. Врангель П.Н. Записки, ноябрь 1916 - ноябрь 1920. Мн., 2002. т. 2. с. 146    13. Слащёв - Крымский Я.А. Указ. соч. с. 95                14. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., Вече, 2013 г.               
15. РГВА Ф. 39540, д. 251;
16. П.Н. Врангель. Указ. соч. с. 2043.
17. С. Жуков. Операции Русской Армии в Северной Таврии. Разгром конной группы Жлобы. Военный сборник, кн. 1. Белград 1921, с. 144
18. Критский М.А. Корниловский Ударный полк. Париж 1936, с. 176
13. РГВА Ф. 39686, д. 54; л. 64
15. РГВА Ф. 39540, д. 274; л. 89
15. РГВА Ф. 39686, д. 54; л. 8
16. Критский М.А. Указ. соч., стр. 177-178
17. РГВА Ф. 39540, д. 182; л. 311
18. РГВА Ф. 39686, д. 55; л. 12, 13
19. РГВА Ф. 39686, д. 55; л. 14-18
20. См. Науменко В.Г. Великое предательство. СПБ, 2003, с. 345
21. Кравченко В. - Дроздовцы от Ясс до Галлиполи - Мюнхен 1975, т. 2, с. 62
22. Полковник Рубцов. Петроградские Уланы в Гражданской войне на юге России 1918-1920 /Первопоходник № 7 (1972), с. 28
23. Н. Нагиев. Некоторые особенности гражданской войны на юге России в 1918-1920 гг. (Ездящая пехота) / Военный сборник, кн. 2. 1921. Белград, с. 119-120
24. Павлов В.Е. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920 гг. Париж 1964, т. 2, с. 251
25. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 2010. - 304 с.
26. Ткачёв В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг. - Изд-во: Новое культурное пространство Санкт-Петербург, 2007.
27. Науменко В.Г. Великое Предательство: Казачество во Второй мировой войне.
28. Ф.В. Пульхарский. Разгром сводного корпуса тов. Жлобы в Северной Таврии 20 июня 1920 г. /Первопоходник № 6 (1972), с. 48.
29. А.А. Валентинов. Крымская эпопея // АРР Берлин 1922. т. 5. стр. 21
30. Ткачев. Вопросы тактического применения авиации в гражданской войне (маневренной) // Военный сборник, кн. 1. Белград 1921, с. 133.
31. Полковник М. Левитов. Мои впечатления о разгроме конного корпуса Жлобы 19 и 20 июня 1920 г. в Северной Таврии по должности помощника командира 2-го Корниловского Ударного полка по строевой части / Первопоходник № 8 (1972), с. 18
32. Генерал-майор Голубинцев. Русская Вандея. Мюнхен 1959 г., с. 194

Николай Мринский. 2014 г., 2021 г.


Рецензии