Курганы Азербайджана являются археологическими пам

Курганы Азербайджана являются археологическими памятниками  исторического прошлого азербайджанцев.
Недавно мы узнали, что интересные артефакты обнаружены в ходе археологических раскопок яйлаге Хошбулаг в Дашкесанском районе Азербайджана. Раскопки проводили члены Дашкесанской археологической экспедиции Института археологии и этнографии Национальной академии наук АР недалеко от яйлага Хошбулаг на высоте 2000 метров над уровнем моря, говорится на сайте НАНА.
В ходе экспедиции был раскопан и изучен обнаруженный ранее в этом районе археологический памятник курганного типа, рассказал руководитель экспедиции доктор философии по истории, доцент Бахтияр Джалилов. На вершине кургана по всему периметру располагался кромлех (каменное сооружение сакрального характера), состоящий из крупных камней. Погребальная камера внутри кургана представляет собой каменный ящик. Камера четырехугольной формы уложена крупными валунами, сверху также покрыта каменными плитами. На основании найденных в могильной камере останков человеческого скелета и образцов материальной культуры установлено, что курган принадлежал женщине. Она была похоронена лицом на восток в полусогнутом положении на правом боку. Артефакты в камере кургана в основном представлены украшениями из металла и минеральных камней. Сравнительный анализ обнаруженных в могиле образцов материальной культуры показал, что курган относится к эпохе поздней бронзы - раннего железного века и является частью Ходжалы-Гедабейской археологической культуры.
Особое внимание археологов привлекли остатки строения, обнаруженного в ходе раскопок между двумя курганами, расположенными на расстоянии 20 метров друг от друга. По предварительным данным, это строение квадратной формы, построенное из крупных камней скальной породы, скорее всего было местом поклонения, либо предназначалось для проведения религиозных ритуалов. Обнаруженные здесь образцы материальной культуры указывают на то, что строение относится к тому же периоду, что и курганы. Внутри остатков культового ритуального сооружения найдены следы очагов и специальных каменных келий. Высота уцелевшей стены постройки составляет около метра.
Работа над изучением найденных в ходе раскопок артефактов продолжается. Обнаруженные в археологических памятниках образцы были доставлены в Институт археологии и этнографии для лабораторных исследований. Специалисты считают, что проводимые в этом районе археологические раскопки и полученные на них научные результаты имеют важное значение для изучения религиозного мировоззрения, погребальных обычаев и в целом истории племен, относящихся к Ходжалы-Гедабейской культуре.
Об азербайджанских курганах я в 1998 году написал
книгу "Забытые курганы". Основная моя цель при написании данной книги было то, что я хотел довести до сведения моих читателей роль древнетюркских курганов в
деле изучения исторического прошлого азербайджанцев,
а также всех братских тюркских народов.
Возмём, к примеру,  знаменитый учиепмнский курган. Учтепе это три больших «кургана вождей» в степной зоне Восточного Азербайджана, на Мильской равнине, у села Салманбейли в Агджабединском районе, близ городища Галатепе и кургана Янтепе, в 20 километрах к северо-западу от Орен-Калы. Памятник эпохи ранней бронзы (3 -е тысячелетие до н. э.)
Группа Учтепе из трёх курганов обнаружена американской экспедицией Рафаэля Пумпелли. Памятник был изучен в 1958—1960 гг. Уч-Тепинским отрядом совместной экспедиции Института археологии АН СССР и Института истории АН Азербайджанской ССР под руководством Александра Иессена.
Конусообразная насыпь кургана № 3 в урочище Учтепе имеет высоту 13,1—13,2 метра при диаметре 130 метров. Для погребения кургана № 3 могильника Учтепе были издалека привезены около 100 брёвен можжевельника длиной 8 метров. В могиле покоится влиятельный племенной вождь. В погребении, которое датируется VIII веком, в кургане № 3 могильника Учтепе, на глубине 13 метров, при раскопках 19 июля 1960 года найдена золотая монета-подвеска, солид Юстиниана I (527—565) с двумя отверстиями выше и ниже изображения головы императора, а также золотая шейная гривна из четырёхгранной проволоки и поясной набор.
Поселение Учтепе датируется Х—IХ вв. до н. э. и было основано  тюркскимии скотоводами. Небольшие прямоугольные землянки использовалось лишь в зимний сезон, а весной население и скот перебирались в горы. Поселение Учтепе — первый и достаточно исследованный бытовой памятник Карабаха указанного периода.
На территории села Кюракчи Ярдымлинского района также ведутся археологические раскопки курганов. Исследования курганов на территории Ярдымлинского района начались в последние годы. На яйлагах Команы, Сарыбулаг, Шахнишин имеются сотни курганов. На территории уже исследованы более 5 курганов. Эти курганы, принадлежали нашим предкам , которые также занимались животноводством. По мнению археологов, данные курганы отражают разные периоды истории нашей страны, начиная с Раннего бронзового века. На так называемом яйлаге Команы, на территории, расположеного на высоте 2100 метров выше уровня моря, проводятся очередные раскопки кургана, который относится к Раннему бронзовому веку. Курган – среднего размера, глубина кургана - примерно 2 метра. В кургане, который имеет 5000-летнюю историю, человек погребен лицом в направлении юго-запада в полусогнутом положении. При раскопках этого кургана был обнаружен и изготовленный из кости наконечник веретена. Этот предмет используется в прядении и его обнаружение лишний раз свидетельствует о том, что в регионе было широко развито скотоводство. Руководитель археологической экспедиции, ведущий научный работник Института археологии и этнографии НАНА, доктор философии по истории, доцент Анар Агаларзаде сообщил АПА, что все эти исследования позволяют говорить о том, что регион имеет очень древнюю, богатую историю. Главной целью археологических исследований является доказательство факта проживания  предков современных азербайджанцев, древних тюрков, в высокогорной местности с раннего бронзового века и того, как они осваивали эти территории. После горной местности Ярдымлы будет начато исследование архитектурных памятников в низменной зоне и были обнаружены поселения древних скотоводов на равнинах.
Журналист Г.Ф. Джафаров пишет:
- В эпоху поздней бронзы и раннего железа среди памятников Карабахской зоны Азербайджана по сравнению поселениями ведущее место принадлежат погребальным сооружениям. В числе последних выделяются курганы.
Объяснение этому, видимо, надо искать прежде всего в сложившемся хозяйственном укладе региона указанного периода, то есть, в окончательном становлении отгонной, или же как ее иначе именуют, яйлажной форме скотоводства. Надо, отметить, что в исследуемом регионе курганы, как тип погребального сооружения возникают с начала III тысячелетия до н.э. и по имеющимся данным существуют до принятия ислама предками азербайджанцев. По хронологии это тот исторический отрезок времени, когда происходило становление и развитие отгонной формы скотоводства в основных регионах Центрального и Восточного Закавказья. Археологическими изысканиями конца ХIХ в., а также раскопками в тридцатые, пятидесятые и особенно восьмидесятые годы ХХ столетия в горном и равнинном Карабахе были выявлены и обследованы многочисленные курганные памятники. Наиболее примечательными, с научной точки зрения, из них являются курганы Ходжалы, Ахмахы, Довшанлы-Арчадзор, Карабулах, Ханкенди, Борсунлу, Беимсаров, Сарычобан и т.д. Курганы имеют различные формы и величины, чаще это правильные конусо- образные (земляные или каменные, в ряде случаях смешанные) холмы, под которыми обычно находятся усыпальницы для покойников, захороненных различными обрядами и образцами материальной культуры.
Как правило, в каждом могильнике курганы, предназначенные для племенной знати и вождей внешне, по конструкции могильной камеры и по обряду захоронений, резко отличаются от основной массы памятников. В таких могильниках более ощутимо прослеживается возникновение и углубление имущественного и социального расслоения. Этот процесс особенно четко иллюстрируется в многослойных могильниках эпохи бронзы и раннего железа, отражающих длительную историческую эпоху. Ярким представителем такого типа памятников является Борсунлинский курганный могильник, обнаруженный у села Борсунлу Тертерского района. Некрополь дал новейшие образцы материальных и духовных ценностей, позволяющих восстановить социально-экономические, культурные и др. стороны жизни древнего населения края. Здесь зафиксированы каменные (малой и средней величины) и земляные (большого размера) курганы, как бы отражающие социальное положение иерархических сословий в составе древнего общества данного региона. Погребальный обряд, состав погребального инвентаря, а также качество и назначение некоторых предметов позволяют придти к заключению о выделении племенной аристократии в исследуемом регионе уже в эпоху ранней бронзы. Помимо Борсунлинского некрополя, этот факт хорошо документируется данными известного Учтепинского кургана (южная окраина Карабахской равнины).
В эпоху средней бронзы благодаря интенсивному развитию различных отраслей хозяйства происходит дальнейшая стратификация общественного механизма. В могилах Борсунлинского некрополя этого периода, были найдены различные атрибуты, выделяющие племенного вождя от остальных членов общества. Интересно и то, что некоторые поселения указанного времени (Узерликтепе, Чинартепе) находящиеся в предгорье Карабаха, были обведены мощными оборонительными стенами из сырцового кирпича на каменном цоколе. В качестве параллели можно упомянуть и соседние Ханларские, Гянджачайские и Мингечаурские курганы. Первый борсунлинский курган был раскопан в 1982 г. на восточной окраине села Борсунлу Тертерского района. Под насыпью была выявлена грандиозная могильная камера, которая была перекрыта более двумястами бревнами из твердых сосновых пород в два и три (местами – в четыре) наката, между которыми сохранился толстый слой настила из камыша и хвороста.
Здесь было захоронено лицо, органически соединявшее в себе светскую, военную и духовную власть. В «потусторонний» мир его сопровождали девять покойников – видимо дружинники, слуги и наложницы. Там же было захоронено восемь лошадей с уздечками и богатыми украшениями. Также, там были найдены костяные остатки крупного и мелкого рогатого скота.
Образцы материальной культуры из Борсунлинского кургана состояли из керамических сосудов, бронзового оружия и орудий труда, конских уздечек и снаряжение, бронзовых котлов, украшений из раковины моллюсков, из слоновой кости, золота, пасты, стекла, сердолика, камня и т.д. Особняком среди керамических сосудов из Борсунлинского кургана стоит глазурованная чаша, расписанная бирюзовой краской. Она принадлежит к т.н. сосудам «ассирийского типа», считающимися привозными из стран Передней Азии, вероятно, всего, из Ассирии.
Такие сосуды известны также из других памятников Азербайджана – из Ходжалы, Мингечаура, Гянджачайского бассейна, Ленкорани, Нахичевани и Хошбулага. Самые ранние памятники с глазурованными сосудами датируются концом II тысячелетия до н.э. Металлические предметы были представлены бронзовыми топором-секирой и плоскими топорами, удилами различных типов, долотом, стамеской, бронзовыми бляхами и пуговицами, наконечниками копий и стрел, бляхами, панцирными пластинками, гвоздями, различными узлами от конской узды и т.д.
Курганы Узерлик-тепе. Узерлик-тепе  это  гышлаг, осенне-зимнее поселение эпохи средней бронзы (I половина II тыс. до н. э.) на восточной окраине города Агдам в Азербайджане. В результате раскопок были обнаружены остатки стены с контрфорсами из крупного сырцового кирпича, очаги, хозяйственные ямы, посуда с орнаментом, орудия для занятий сельским хозяйством и ткачеством, костяные и мелкие бронзовые предметы, зёрна пшеницы и ячменя, виноградные косточки, кости домашних животных. На данной территории также были обнаружены семена винограда столового сорта, возраст которого достигает около трех с половиной тысяч лет; костяная игла, используемая в ткацком ремесле. Найденные при раскопках остатки туш мелкого, а также крупного рогатого скота свидетельствуют о том, что Узерлик-тепе являлось поселением древних скотоводов в эпоху бронзы. Население занималось также земледелием, садоводством, металлообработкой и гончарством.
В детстве я, как и все мои сверстники, ничего не знал о курганах, но на яйлаге Хошбулаг бывал каждый год. Там же всё лето отдыхали  большинство жителей моего родного города Гянджи. К тому времени умер мой отец и меня воспитывала мать, которой приходилось работать круглый год без отпусков. Поэтому на яйлаге я был с бабушкой, а также с тетей и многочисленными двоюродными братьями и сестрами. По приезду в Хошбулаг первым делом местные сельчане ставили две юрты, затем они копали две ямы (тендир и туалет). Тендир для хлеба и печеной картошки. Обед готовили на костре (казан устанавливали на три камня). Мы дети всё лето собирали ягоды, горные травы и грибы. Воду брали с родника.  Иногда с соседями покупали вскладчину баранину (алышма). Для купания воду подогревали в больших казанах. В воду для купания клали дикую мяту (ярпыз). На зиму консервировали  жареную баранину (говурма). Куски жареной баранины укладывали в большие глиняные кувшины (кюп). Затем мясо заливали курдючным жиром. Кувшины открывали зимой, когда цены на баранину росли. Готовили курут (сушеный сыр). За сыром мотал (готовился в овечьей шкуре) мы поднимались к пастухам, которые пасли свои стада на высокогорных альпийских лугах. Там впервые увидел я курганы предков.  В Азербайджане их называют "тепе" - холм. С далёкого прошлого в горах Хошбулага до сих пор сохранились каменные ограды-араны (загоны для овец).
А само  слово "аран" я впервые услышал в Хошбулаге от моей бабушки Шарабаны (Шарги-бану -"принцесса востока"), которая за три летних месяца, по Гяндже, часто говорила: "Скоро наступит осень и здесь вечерами будет очень холодно, поэтому скоро вернёмся домой в Аран (Араном она называла Гянджу). С тех пор прошло 70 лет, однако я все события тех лет помню очень хорошо.


 


Рецензии