Современный взгляд

В 1453 году рухнула Византийская империя.

"Фильм архимандрита Тихона «Гибель империи. Уроки Византии» очень важен сегодня, прежде всего, тем, что он приподнимает современного человека над его сегодняшними сиюминутными целями и показывает, куда течет река вселенской истории", - говорит Наталья Нарочницкая в своей статье «Споры вокруг Византии».

Ещё шесть веков назад Византийская империя была одной из величайших мировых цивилизаций. Юридическая система, являющаяся базовой основой для всех типов законов в большинстве современных государств - это колоссальное творение юриспруденции эпохи Юстиниана. Система школьного и высшего образования впервые в мире возникла в Византии; именно здесь в X в. появился первый университет. В Византии была создана самая стабильная в истории человечества финансовая система, просуществовавшая практически тысячу лет. Современная дипломатия с её базовыми принципами, правилами, этикетом, создавалась и оттачивалась именно в Византийской империи. Инженерное искусство и архитектура Византии не имели себе равных. Потому как по сей день шедевры византийских мастеров, такие как Купол Св. Софии, поражают совершенством технического исполнения. Ни одна другая империя не прожила столь долго, как Византия. Она просуществовала 1123 года. Богатства, красота и изысканность столицы империи Константинополя буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубоко варварства.Из сознания человека изъято вселенское значение Византийского наследия.

Но многим современниках кажется неправдоподобным, что в течение полутора тысячелетий Византия была культурной метрополией мира, а Запад – его задворками, где царили грубость нравов, грязь, вонь, плыли нечистоты прямо по улицам. Поэтому выходит фильма удивляет и ошемляет некоторых их тех, кто не согласен с тем, что Византия по уровню развития и культуры превосходила все остальные империи. Оценить правдивость и точность фильма - задача почти непосильная. В голове у современного человека нет достаточных знаний, и потому многое из подлинной истории кажется невероятным, притянутым, искаженным. Так, некоторые термины в фильме, над которыми подсмеиваются критики, по их мнению, искусственно опрокинуты из сегодняшнего дня в прошлое, но они-то как раз и пришли к нам из глубокой древности. К примеру, олигархия – власть группы, сопровождаемая всегда охлократией – властью толпы, управляемой через обработку сознания, – термин, введенный в оборот еще Аристотелем и Полибием 22 века назад как извращение демократии.

"Именно поэтому так необходим этот фильм", - заверяет доктор исторических Наталии Нарочницкой, - "И именно этим он так раздражает критиков, чьи придирки к деталям и упреки в схематизме так беспомощны и малосущественны. Конечно, определенный схематизм неизбежен в таком жанре. Иначе нужно было бы сопровождать каждый тезис томами документов. При известной плакатности фильм отличают глубокие и лаконичные формулировки. И он, несомненно, правдив".

Соглашаясь с Н. Нарочницкой, можно смело сказать, что Византия является прекрасным историческим примером, если люди сейчас хотят иметь будущее. Поглощенные хаосом, мы снова возвращаемся в состояние варварства и совершенно слепы к собственным безнравственным и низким действиям. Потому что того уровня культуры и развития жизни, как в ВИ, не будет уже никогда. Этим во многом и объясняются споры, возникшие после выхода фильма. Слишком уж несовместим его смысл с бытующими в этой среде стереотипами, с ориентацией человека на автономность личности от всех религиозных, нравственных, национальных и семейных устоев. Атомизация – черта современного сознания, которому свойственно отгораживаться от великих вопросов, замыкаться на потребительстве во всех сферах.
 
Но как иначе объяснить желание грубых и невежественных скандинавов, германцев, франков, англосаксов захватить и ограбить Константинополь. Ярчайшим примером чудовищности можно считать нападение войск европейцев, звавших себя крестоносцами, в 1204 году, вместо того, чтобы освобождать святую землю, вероломно ворвались в столицу ВИ и захватили этот прекрасный город. Они нескончаемым поток 50 лет вывозили оттуда сокровища Византии. Ни о какой высочайшей образованности и культуре, какая была присуща жителям Константинополя, речи и быть не могло.

И столь же достоверен фильм в той части, когда речь идет об источниках резкого обогащения Запада в результате ограбления Византии. До сих пор недооценивается масштаб вывезенных из Византии, а затем из Южной Америки в период Конкисты богатств, сопоставимых с многовековыми трудами поколений. Это для многих неудобная правда. И не только на Западе, но и среди наших отечественных либералов-западников. А можно ли сказать, что глупость порождает жестокость и зависть? Разве не зависть к хорошей жизни в Константинополе породила столь варварские набеги на столицу Византии?

Пусть и народ сегодня не способен принимать или обдумывать историческую правду, но всё же он способен почувствовать проблемы и жестокость того времени. Но народ должен знать, что Византия - праматерь России. Ведь даже признанный знаток всемирной истории в ее сравнении А. Тойнби прямо признавал, что Россия чужда Западу не из-за мнимых экспансионистских устремлений. «Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации, и вплоть до самой большевистской революции 1917 года этой русской “варварской отметиной” была Византийская цивилизация восточно-православного христианства», – признает Тойнби, который и опровергает «бытующее на Западе понятие, что Россия – агрессор».

"И все же: показательно, как заинтересованно принят в обществе этот фильм. Народ-то гораздо менее, чем интеллигенция, был проутюжен историческим материализмом. Фильм обсуждают даже в трамваях. Не надо оглуплять наш народ. Он принимает и понимает самые серьезные вызовы, способен почувствовать глубину действительно насущных проблем. Несмотря на то, что его усиленно кормят «Аншлагом» и бесконечными сериалами", - и опять же доктор исторических наук оказывается права.
Фильм носит не только исторический характер, но и поучительный.

Современности стоит полностью окунуться в проблематику того периода и понять, что далеко мы не ушли от образа жизни тех самых грубых и невежественных скандинавов, германцев, франков, англосаксов. Правда захватить и ограбить не возникает желания, ведь по сути грабить уже нечего, пусть даже мир достиг величайшего прорыва в инженерии, науке, архитектуре, возможно в финансовой системе и образовательной, чего нельзя сказать о юриспруденции, где защищать преступников не только их право, но и тенденция выгоды и возможности разбогатеть, но вот культурное развитие опускается намного ниже прежнего уровня. В особенности популярностью пользуется безграмотность.
 

Написано по мотивам фильма "Гибель империи: Византийский урок" и на основе статьи
доктора исторических Наталии Нарочницкой «Споры вокруг Византии» (http://www.vizantia.info/docs/51.htm). Многие примеры и высказывания взяты из статьи и фильма.


Рецензии