Русальная неделя - время, когда каждый может обрес

 Русальная неделя - время, когда каждый может обрести свою любовь и изменить свою жизнь к лучшему. В 2021 году празднуется с 17 по 23 июня.
 
  Русальная или Троицкая неделя (зелёные святки) — время, когда славяне чествуют Русалок. Славяне верили, что на русальной неделе (зелёной гряной) Русалки пребывают на земле - находятся в непосредственной близости от человеческого жилья и могут вступать с человеком в контакт. Зеленые святки, являются лучшим летним временем для гаданий, магии и приворотов. В народной традиции каждый день этой недели богат на самые разнообразные ритуалы и обряды, сохранившиеся в народе с древнейших времён.
 
 До принятия христианства Русалками (Водяными девами, Мавками, Навками) считали духов в женском обличии, которые оберегали поля, леса и воды - такие представления о Русалках до сих пор существуют среди коренных жителей Русского Севера, Урала и Западной Сибири. С принятием христианства, под влиянием церкви, все Боги и Духи природы, которым поклонялись славяне, были причислены к демонам, которые вредят людям. Тем не менее, комплекс магических ритуалов праздничных мероприятий Русальной недели, лишь слегка закамуфлированный под христианское благочестие в течении тысячелетия сохранил в себе все элементы древнеславянского культа.

  Славяне считали, что Первой Мавкой (Русалкой) стала богиня плодородия Кострома – покровительница влюблённых (читайте: «Сказ о Костроме и Купало»). Русалками (Мавками, Водяными девами) становятся умершие дети, утопленники, девушки, умершие до замужества, а также те, кто родился или умер на Русальной (Троицкой) неделе.
Празднование Русальной недели, знаменует окончание весны и в дохристианской Руси совпадали с празднованием Ярилы и Костромы, а в наши дни совпадает с праздником Троица, в период с четверга седьмой недели после Пасхи (праздник Семик) по среду восьмой недели после Пасхи[ (в некоторых местах с Духова дня до пятницы восьмой недели после Пасхи).
  Зелёные Святки начинаются с праздника Семик в народе называемый Пасхой Русалок, Троицей умерших или Великоденный четверг. В этот день (Семик) поминают заложенных покойников – умерших неправильной смертью (тех, кто не изжил своего века). Считается, что души заложенных покойников возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле. Их запрещено отпевать в церкви, и поминаются они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются не упокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы и обладают демоническими свойствами. Поминать заложенных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день является «отрадой» для их душ.

  Семик открывает обрядовые ритуалы Семицкого-Троицкого празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В некоторых местах этот процесс к XIX столетию полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность древнего праздника Семик, но в большинстве районов обрядовые действия продолжали раскладываться на Семик и Троицу.
  Народные поверья утверждают, что во время Русальной недели около водоемов, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах можно увидеть Русалок. Как любая нежить, Русалки считаются сущностями очень опасными для живых людей. Народная молва говорит, что они, подобно ведьмам, могут принимать разные обличья и залетать в дома через трубу.
  Считается, что перед праздником Семик Русалки выходят из воды и пребывают на земле. В течение всего периода русальной недели Русалки находятся в непосредственной близости от человека и могут вступать с ним в контакт. Русалки, по природе своей не злые, но капризные Духи вод, и если к ним отнестись без должного почтения, они могут принести немало неприятностей человеку и даже погубить его, защекотав до смерти. Потому с праздника Семик действовали многочисленные запреты и обычаи: запрет на большие работы, нельзя ходить в лес поодиночке, водить туда скот, В русальную неделю существовал запрет на женские работы - прядение, ткачество, шитьё, отбеливание холстов и прочие.
  Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что Русалки в это время топят и утаскивают купающихся к себе. В Русальную неделю следует задабривать Русалок — тогда можно рассчитывать на их помощь в решении всех своих проблем.
  В четверг на праздник Семик строго запрещалось рубить деревья, рвать цветы и травы, считалось, что всё к чему в этот день прикоснётся рука человека засохнет.
  Согласно народным представлениям, те, кто игнорировал предписанные традицией запреты и правила, испытают на себе неблагоприятное воздействие Русалок: тот, кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным.

  Чтобы избежать неприятностей и получить помощь от Водяных дев на Русальной неделе, Русалок необходимо задобрить. В основном для этого развешивали на деревьях старую одежду, обувь, холсты (чтобы Водяные девы приоделись), оставляли угощения возле водоемов, в полях, в лесу и обязательно возле собственных домов приговаривали:
«Прошу вас, Русалки,
Мой дар примите,
мне добра принесите».
  Молодые парни и девушки украшали голову веночками из цветов, отправлялись к озеру либо реке. Там организовывался хоровод в честь Русалок, проводили обряды вызывания дождя - обливая друг друга водой, просили Водяных дев позаботиться, что бы летом не было засухи.
   В среду перед праздником Семик в местах общих гуляний устанавливали Русалочью березку и украшали её цветными лентами. Русалочья берёзка до конца Святок была центром праздника: вокруг неё по ходу Солнца водили хороводы и пели обрядовые песни.
  Все жители украшали свои дома и дворы веточками березы, цветами и разнообразной зеленью, засохшую зелень по окончанию празднеств не выбрасывали – она, служила нашим предкам, служит и будет служить нам надёжным оберегом от злых сил для нас и нашего жилища.
  В первой половине Русальной недели (до дня схождения Святого Духа), молодёжь, в основном добрачного возраста проводили ритуал «вождение Куста», на роль Куста обычно выбирали самую красивую девочку, её наряжали ветками, берёзы, липы или клёна, так, что она становилась похожа на живое деревце, и с ритуальными песнями, сулящими богатый урожай и достаток водили по дворам своей деревни или селения. Приведя Куст на двор припевалочки песней спрашивали у хозяина:
Ой, мы были в большом лесу,
Свили Куста с зеленого клена,
Да и привели Куста к славному двору.
Выйди же, хозяин, из новой комнаты.
Да не здесь Кусту стоем стоять,
Надо нашему Кусту пить-есть дать.
Надо нашему Кусту с родничка водички,
Ему, надо чулочки, ботиночки.
Ой, день хорош, наш хозяин дома,
Ой, разрешишь ли нашему Кусту встать,
Бочку медочку припевалочкам дать,
Нам, молоденьким, на крыльце погулять.
 Обычно хозяин соглашался - считалось, что тот дом, который Куст обойдёт своим величанием, весь год будет жить в бедности. Получив разрешение от хозяина, припевалочки начинали песни с добрыми пожеланиями для всех членов семьи к примеру Дочке хозяина припевалочки пели:
Около того да зеленого Куста
Поросла сочевиченька густо.
А около дуба дубрава зеленая.
Да по той дубраве Агапка ходила,
Да на ней сукня в меленькие хванты,
Да любили ее богатые парни.
На ей сукня в дорогие пасаманы.
Да любим ее не шутя, но серьезно.

 Сыну хозяина пели такую песню:
Кто же эту сачавичанъку порвет,
Тот себе красную деву возьмет.
Наш Сымонка сачавичанъку порвет,
Он себе красную девицу возьмет.
  После того, как были пропеты все песни- пожелания, хозяин выносил Кусту угощение: хлеб, сыр, ветчину, мёд и прочее в зависимости от достатка дома, иногда давали и деньги. После обхода дворов припевалочки, приводили Куста с подарками в один из домов, и со словами: «Вот здесь Кусту есть, пить дали, вот здесь Кусту нашему и встать». В этом доме до утра устраивалась вечеринка.
  Семик и Троица считались в основном девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом. На Семик девушки шли в лес «завивать берёзу» и проводили обряд кумления - из веток заплетали венки, пели песни, водили хороводы (хороводы водили только по ходу солнца). Через завитые на берёзе венки, или подвешенные на ветвях сплетённые из цветов венки, девушки кумились (сестрились на время праздничных торжеств): на связанные в виде круга (венка) ветви берёз или, подвешенные на ветки венки из цветов, девушки вешали крестик и попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками, лентами) и после этого называли друг друга кумой.
  После обряда кумления, девушки иногда вместе с парнями, которые могли присоединялись к ним только после проведения девушками обряда кумления, трапезничали под берёзками принесённой с собой едой ( яичница была обязательным и главным блюдом этой трапезы). Часть еды оставляли под березкой, как угощение для Духов - это обещало покровительство Высших Сил на протяжении всего года.
 
  Начиная с утра четверга незамужние девушки пекли пирожки с мясом, а ровно в полночь бросали их в водоемы. Таким образом, девица задабривала Русалку и попросила у нее послать ей суженого, трижды повторялся такой текст: «Ах, кручинится девица красная, утомилась я жить без суженого, любимого. Мавонька, Русалонька, призови судьбу мою, чтобы сердечко не томилось, чтоб ко мне он тянулся, чтобы мы друг друга увидали и свадебку сыграли».
  Считалось, если девушка проведет такой ритуал, то уже в течение месяца она встретит свою любовь. Нередко молодые парни так же пользовались этим обрядом, изменив слова в заговоре («кручинится девица красная» на «кручинится молодец» ).
  Девушка желающая, чтобы возлюбленный, позвал её под венец, просила близкую подругу на Русальной неделе сделать ей большой венок из трав, вплести в него какой-нибудь предмет или нитку из одежды избранного ею юноши. После этого девушка, которая желает выйти замуж, надевала венок на себя и ровно в полночь шла на берег водоема опускала венок на воду, с шепотком: «Веночек, веночек, рученьками подруженьки моей ты сделан, да на радость мне она тебя дала. Ты плыви венок, плыви, да любимого моего покличь, чтобы с ним сели в этом году рядышком, да свадебку сыграли». Считалось, что после такого обряда парень скоро возьмет девушку в жены.
  По венкам из цветов и ветвей, сплетённым в среду перед праздником Семик гадали на судьбу. Если венок до Духова дня не увядал, то человека на которого он был свит ожидала счастливая любовь. А если увядал быстро, то значит, любовь будет короткой. Если веночек, пущенный по реке, плыл, то человека, на которого его свили ожидало исполнение желания и успех во всём. Если же веночек тонул, то человека, на которого он был свит, ожидало несчастье.
 
  С пятницы на Русальной неделе устраивались игрища Ярилы которые продолжались, весь день и всю ночь. Во время игрищ Ярилы люди плясали и веселились, мужчины и парни устраивали кулачные бои, вокруг костров водили хороводы, юноши и девушки стегали друг друга крапивой, играли в горелки.
  Во время игры в горелки допускалось более свободное, не позволительное в любое другое время, обращение молодежи обоего пола между собою, но всё проходило в пределах разумной благопристойности. Парни и девушки именно во время игры в горелки приглядывались друг к другу и часто сговаривались о свадьбах. Играли в горелки так:
  Парни, высмотревшие себе «невест», становятся попарно с приглянувшимися им девицами в колону  (здесь инициатива исходила всегда от парней); один из парней, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает девушка из ближней к горящему пары. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!» После этого пара бросается в разные стороны, стараясь обежать горящего, и  снова сойтись и схватиться руками со своим партнёром, а «горящий» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоявшим в паре с нею парнем. И здесь уже, чаще всего, девушка решала, кому подыграть.
   Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в дальнюю от горящего пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за девушками из других пар. Когда собиралась пара, в которой парень и девушка симпатизировали друг другу, эта пара могла прекратить игру и, укрывшись под сенью деревьев, побыть вместе наедине, но дальше разговоров, обнимания и целования, дело у них зайти не могло, девушка понимала, что, опозоренную девушку замуж никто, даже опозоривший её кавалер, не возьмёт. Тем не менее, именно во время игры в горелки молодёжь приглядывалась друг к другу, парни, заручившись симпатией девушки, понимали в какую избу посылать сватов.
  В Троицкую Субботу отмечаются Летние Деды (Родительская Суббота) - общие для всех православных славян поминки по умершим.
  В этот день, перед семейной поминальной трапезой, наводили порядок в доме, украшали жилище веточками берёзы и приглашали Духов Предков в гости и просили у них помощи и совета. Готовили поминальную трапезу для умерших предков и родственников.
  Перед трапезой, в «красном углу» дома, под иконами, зажигали столько свечей, сколько человек живёт в доме. Зажигая свечи, просили: «Батюшка Яр-Огонь помоги. Пусть в пламени свечей сгорят все хвори и беды (перечисляли всё, от чего хотели избавиться), пусть все бесы, лярвы и прочая злая нежить, что разрушают нас и нашу жизнь покинут все наши тела и это жилище. Да будет на то Воля Божья. Аминь».
  Зажигали отдельную свечу для Духов упокоившихся родственников, ставили её на подоконник, рядом с угощением для Духов и приглашали Дедов (Духов умерших родственников) принять участие в трапезе словами: «Деды приходите, с нами пейте, ядите, счастье, добро в дом наш несите». За трапезой вспомнили лучшее, что в своей жизни сделали покойные родственники и благодарили их за это. По окончании трапезы «Дедов» провожали со словами: «Прощайте Деды, идите, с собою хвори, печаль, беду заберите, нас долго не ждите».
  Воскресенье — Православный праздник Троица. Продолжаются Игрища Ярилы. Женщины и девушки в этот день водят хороводы по ходу солнца, мужчин и парней в хороводы обычно не допускают. Во время хороводов поют ритуальные песни:
«КАКО БЫЛО ДИВО ДИВНО ПО ВЕСНЕ — СЛАВА!
СОЕЗЖАЛ ЯРИЛА К ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА КОНЕ — СЛАВА!
СО НЕБЕС НА СЫРУ ЗЕМЛЮ СПУСКАЛСЯ — СЛАВА!
КРАСНЫМ СОЛНЫШКОМ ЯРОЙ РАЗГОРАЛСЯ — СЛАВА!
ЯРЫМ ВЕСЕНЕМ МЛАДОЙ НАЗЫВАЛСЯ — СЛАВА!
С ЛЕЛЕЙ-ДЕВОЮ ОГНЕМ ОБРУЧАЛСЯ — СЛАВА!
ПО СЫРОЙ ЗЕМЛЕ ВОДОЙ РАЗЛИВАЛСЯ — СЛАВА!
ДА ПО ВСЕЙ РУСИ СВЕТЛОЙ ПРОСЛАВЛЯЛСЯ — СЛАВА!
ГОЙ ЯРЕ-ЯР! СЛАВА!
КАКО БЫЛО ДИВО ДИВНО НА КУПАЛУ — СЛАВА!
ВЫХОДИЛ КО ЛЮДЯМ СТАРЕЦ СТАРЫЙ — СЛАВА!
СТАРЕЦ СТАРЫЙ ЯКО ВЕЛЕС МУДРЫЙ — СЛАВА!
РОСОЙ ОРОСИЛ КОЛОСЬЯ ПОУТРУ — СЛАВА!
КАК ЛОЖИЛСЯ ОН НА КРАДУ СВЯТУЮ — СЛАВА!
КАК РОНИЛСЯ ПЕПЛОМ В ЗЕМЛЮ СЫРУЮ — СЛАВА!
А ИЗ ПРАХА ЖИВЫМ ВНОВЬ ВОЗРОДИЛСЯ — СЛАВА!
УРОЖАЕМ ДОБРЫМ ОБОРОТИЛСЯ — СЛАВА!
ГОЙ ЯРЕ-ЯР! СЛАВА!
В НЕБЕСАХ СВЯТЫХ ЯРИЛУШКЕ — СЛАВА!
ВО РОДАХ ЗЕМНЫХ ЯРИЛУШКЕ — СЛАВА!
ВО ОГНЯХ ЯРЫХ ЯРИЛУШКЕ — СЛАВА!
НА ЗЕМЛЕ РОДНОЙ ЯРИЛУШКЕ — СЛАВА!
ВО ПОДЗЕМИИ ЯРИЛУШКЕ — СЛАВА!
ВО СНОПАХ ЗЛАТЫХ ЯРИЛУШКЕ — СЛАВА!
В УРОЖАЯХ ЯРОВЫХ ЯРУ — СЛАВА!
А ПРЕБОЛЕ ВО СЕРДЦАХ НАШИХ — СЛАВА!
ГОЙ ЯРЕ-ЯР! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!»

«Ярила, вставай рано, яр-яр вставай рано;
Ярила, мыйся бело, яр-яр мыйся бело;
Ярила, возьми ключи, яр-яр возьми ключи;
Ярила, седлай коня, яр-яр седлай коня;
Ярила, езди в поле, яр-яр езди в поле;
Ярила, отомкни Землю, яр-яр отомкни Землю;
Ярила, пусти росу, яр-яр пусти росу;
Ярила, медвяную, яр-яр медвяную;
Ярила, пусти траву, яр-яр пусти траву;
Ярила, зеленую, яр-яр зеленую;
Ярила, дай нам долю, яр-яр дай нам долю;
Ярила, счастливую, яр-яр счастливую!»
  Понедельник — Духов день. В народе верили, что перед восходом солнца в день Сошествия Святого Духа земля может поведать, где спрятаны клады, но только тем, кто имеет честные намерения, не был злым и алчным. Потому многие перед восходом солнца шли слушать землю, припадали ухом к земле и внимательно слушали зов спрятанных сокровищ.
  В Духов день несли в церковь, душистые цветы и травы, которые освещали, высушивали и хранили целый год, так как они обладали магическими свойствами, способными отогнать бурю и град. Выходя из церкви, было принято раздавать всю мелочь, что осталась в карманах, нищим, считалось, что это верное средство откупиться от болезней на целый год. В Духов день так же, как и все предыдущие дни русальной недели, пели песни и водили хороводы вокруг Русалочьей берёзки и костров. В Духов день полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя всё греховное и нечистое; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.
  В этот день к вечеру по берегам рек и озёр разводят обрядовые очистительные костры, водят вокруг них хороводы, перепрыгивают через костёр, купаются в реках и озёрах, очищая огнём и водой свои тела и души от скверны, которая пристала в течении прошедшего года.
  Вечером в Духов день у крестьян было приято идти на свои земельные участки и просить Русалок – хранительниц посевов и будущего урожая помочь вырастить урожай: На закате солнца хозяин или хозяйка выходили на свой земельный участок, кланялись на 4 стороны и просили с каждым поклоном вслух громко: «Девы ручьев, озер и рек, вы ко мне направьте бег, с урожаем помогите и ростки мои взрастите. Раз заговариваю, два заговариваю, три заговариваю. Именно!»
   Вторник — Конский праздник. Изгнание Русалок из селений в их стихию. Во вторник на русальной неделе отмечали «Конскую Пасху» в этот день на конях не работали, их мыли, расчёсывали, украшали цветами, а в конюшнях за здоровье лошадей зажигали свечи.
  В этот день из селений в их стихию изгоняли Русалок. Этот обряд совершался с целью изгнания Духов из Мира людей. В магическом ритуале девушек, обряженных Природными Духами, парни гнали из села до ближайшего поля. Там «Русалочки» прятались в траве и обещали всему селу плодородное, богатое лето.

 Среда — завершение Зелёных святок. В этот день прощались с Русалками; сжигали Русалку (Кострому) - за пределы деревни, селения выносили обрядовое деревце – Русалочью березку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Опускали свои венки в воду: потонет – к несчастью, поплывет – к счастью.
  Чтобы Водные девы наверняка покинули селения людей и не вредили людям, когда люди находились на территории Духов Природы, в конце зеленых Святок проводится обряд сожжение Мавки (Костромы). Смысл этого обряда заключался, не в том, что бы уничтожить Духов Природы, которые заботятся о процветании природы и человека, как части природы, а очистительным огнём освобождали Духов Природы от скверны (своенравия, надменности, капризности и прочих пороков, которые склоняют Духов Природы делать вред человеку).
 Для ритуала шьют куклу, олицетворяющую Русалку (Кострому), наряжают ее в белое платье и кладут на носилки. Потом куклу относят в поле или на холм и там сжигают. При этом каждый человек своими словами просит горящую Русалку (Кострому) забрать с собой все несчастья и невзгоды. Этим ритуальным действием Зелёные Святки завершались, Русаки до следующей Русальной недели оставались в своей стихии и несли своё служение природе, и человеку, живущему в единение с природой.
 
  В течении всей русальной недели можно увидеть вещие сны.
Чтобы в дни русальной недели увидеть правдивый сон, нужно сказать перед тем, как лечь спать:
«Русалки-сестрички, выйдите из водички, ко мне придите, правдивый сон мне нашлите. Судьбу мою мне покажите. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Запомните сон: ведь он непременно сбудется. Не пугайтесь, если сон приснится плохой. Просто произнесите такие слова:
«Добрый сон, воскресни, дурной, пополам тресни!».
 
 Поздравляю вас с Русальной неделей и Праздником Троица. Желаю вам счастья, любви и исполнения всех ваших добрых желаний.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.