Глава 2. 5 лет безоблачного счастья

      Неожиданно в ноябре 1962 года в общежитии лесфака появились Рита и Зоя и передали Нине и Гале привет от Раи, которая уехала с ними по «распределению» после защиты диплома не в лесхоз, а в Экспедицию КАЛМЭ, в поселке Бармашино Кокчетавской области рядом с научно- исследовательским институтом лесного хозяйства – КАЗНИИЛХА.
        Нина и Галя с трудом узнали своих знакомых студенток четвёртого курса в хорошо одетых и уверенных в себе женщинах.

         Первой начала Зоя::
- Вы наверное помните, что Рая поехала с нами на работу в Казахскую агролесомелиоративную экспедицию - «Калмэ». Можем вам сообщить, что она вышла замуж за техника- геодезиста – местного жителя посёлка Бармашино и уже беременная! Просила передать вам привет и советует холостым девушкам после получения диплома распределиться в КАЛМЭ. Мы же вчетвером поехали в экспедицию без получения положенного отпуска после окончания лесфака с условием, что получим отпуск после завершения и сдачи приёмной комиссии полевых изыскательских работ. Поэтому Рая уехала с мужем в Джамбул – показать родителям своего мужа. Нам в экспедиции дали общежитие и попросили найти среди вас две семейные пары – 4 человека при распределении выпускников в следующем году.

        Потом слово взяла Рита:
- Зоя с Раей попали в нормальный отряд изыскателей, а я в ненормальный, где меня, как с корабля на бал назначили врио начальника отряда или изыскательской партии и автора проекта «Зелёная зона города Чимкент» – моей родины.
      Когда я в середине июня с чемоданом, и постелью кое как добралась до Бадамского лесхоза за границей города,то оказалось,что сюда с проверкой работы
начальника партии Новохацкого из Харьковской экспедиции приехал главный инженер Калмэ Леонид Иванович Степанов, он обнаружил много ошибок и решил его уволить, а вместо него автором проекта назначить меня - молодого специалиста. На следующий день Леонид Иванович вместе с Новохатским должны были уезжать в Калмэ, поэтому пол дня до поздненего вечера главный инженер объяснял мне мои обязанности не только инженера - лесомелиоратора, но и нач. партии.
       Скажу вам откровенно, что когда я не понимала, что мне делать, я подумывала о самоубийстве, потому что главный инженер сказал мне, что если я не справлюсь, меня уволят и лишат диплома по высшему образованию.  За первый полевой сезон, как автору проектов, кроме Зелёной зоны, мне пришлось собрать материалы по трём лесным орошаемым  питомникам. Но страшнее моей неграмотности в проектировании зелёных зон, для меня было согласование и утверждение основных положений в областных управлениях лесного хозяйства и получение в отделении банка денег на очередной объект вероятно из-за моего внешнего детского вида.
      Съёмку территории под питомник ели тяньшанской в высокогорье Кегенского лесхоза мы закончили в конце октября под снегом. Но вернулись в Бормашино на 3 дня раньше срока, установленного графиком. Через день приехали  остальные 3 партии и я вместе с другими начальниками партий сдала итоги полевых работ в приёмную комиссию, возглавляемую главным инженером Леонидом Ивановичем, который меня пугал в первый день, когда я приехала в Бадамский лесхоз, назначая врио. Я буквально тряслась от страха и плакала втихоря, но наш отряд занял 2-е место по итогам соцсоревнования между  отрядами и я перестала плакать и даже моя фотка оказалась на Доске почёта.
       Мы с Зоей сразу вспомнили о вас -  Юре с Галей и  Нине с нашим Вовкой и советуем при распределении после защиты диплома записаться в Калмэ. Работа очень интересная, можно сказать творческая, а коллектив молодёжный, знакомый из наших друзей, кто окончил лесфак раньше нас.. Леонид Иванович предложил выпускникам 1960 года, нашим друзьям получившим направление в КазНИИЛХА перейти в Калмэ. Твой Вовка их хорошо знает по охоте и рыбалке, а в НИИ им не понравилось пестики да тычинки подсчитывать.
       
         Галя обрадовалась и сказала, что Юре это предложение явно понравится,  а Нина пообещала подумать, но решила пока ничего Владимиру не говорить.
       Владимир получил распределение на работу в  лесхоз Восточно-Казахстанской области (ВКО), где у него была преддипломная практика. Нина получала письма от жениха со стихами и объяснениями в любви каждую неделю и даже чаще. Он писал, что получил должность начальника цеха ширпотреба и договорился, что Нине дадут должность заведующей лесным питомником.
       Но сама Нина уже давно решила не ехать в лесхоз и написала письмо Рите, чтобы она спросила у своего главного инженера,  не будет ли неприятностей у её жениха, если он не вернётся в лесхоз после трудового отпуска. Леонид Иванович объяснил Рите, что он может договориться с начальником областного управления ВКО, чтобы директор лесхоза его просто уволил. Единственной неприятностью для Владимира будет потеря трудовой книжки.         
 
       Владимир как договаривался, с Ниной приехал в своё родное общежитие за 20 дней до даты защиты дипломного проекта своей невесты с букетом цветов. И неожиданно для себя получил сюрприз о новом месте своей работы в «Калмэ», после чего  понял, что его красавица будущая жена настоящий лидер в семейных отношениях. Владимиру пришлось сообщить в Сарканд своим родителям, что его пригласили на работу в экспедицию начальником изыскательской партии и планы молодоженов изменились, свадьбу они отпразднуют в селе Кароегино у родителей Нины.

          После защиты диплома и распределения выпускников 1962 года, Нина, Галя, Юра и Роза получили «подёмные» и направление в посёлок Бармашино. Владимир заказал в ресторане столик на 4 персоны, чтобы отметить день получения регистрации в загсе  вместе с Юрой и Галей, которые пока не стали регистрироваться потому, что Юре предстояли 2-х месячные армейские сборы и участие в последних соревнованиях. Своё бракосочетание и свадьбу Галя с Юрой отпраздновали уже зимой, после окончания полевых работ под руководством Нины в кругу друзей.

        Через год коллектив экспедиции пополнился тремя семейными парами однокурсников Владимира, Риты и Зои, отрабовшими положенный срок в лесхозах. Друзья Владимира ещё по общежитию Борис и Саша, как и водитель грузовой машины в его изыскательской партии уже имели сыновей, названных одинаковым и модным в то время именем Андрей. Но Галя, как и Нина, родившая через год после Гали подарили своим мужьям дочек. Галя родила дочку в роддоме Алма – Аты и уволилась из экспедиции оставшись жить с родителями Юры. Юра попал в партию Бориса, а после сдачи полевых изыскательских работ уволился и освободил свой домик Владимиру с Ниной. Роды у Нины оказались очень тяжёлыми и врачи объяснили, что это из-за увлечения гимнастикой. Дочка родилась и у Бориса с Ларисой – однокурсников Владимира...Владимир назвал дочку Юлия и сказал, что больше не позволит своей жене так мучиться.

         Во время декретного отпуска, после рождения дочек Нина и Лариса перестали баловать своих мужей вкусными обедами и ужинами и занимались в основном детьми. Поэтому вечерами молодые отцы удалялись в актовый зал производственного здания, где проводились  отчётно – выборные профсоюзные собрания всего коллектива.  Местный комитет профсоюза рабочих «Лесбумдревпром»  оборудовал актовый зал большим биллиардным столом, шахматными досками, где мужчины вечерами  могли встречаться. А 31 декабря в зале устанавливалась ёлка и столы для застолья для встречи Нового года в 00 часов всем коллективом посёлка экспедиции.  1 января для всех детей коллектива устраивался настоящий спектакль с  доморощенными Дедом Морозом,  Снегурочкой и новогодними подарками.

          Нина давно поменяла мнение о Рите и Зое, как о городских «белоручках» поэтому и она и Лариса часто советовали своим мужьям вечерами, или по выходным дням сходить к девчонкам в общежитие покушать, да в карты поиграть… Абсолютно уверенная в любви Владимира Нина не могла предположить, что он может позариться на кого-то кроме неё, а Риту и Зою считала несчастными, некрасивыми, которые не смогли выйти замуж. Она  постоянно занимала у них деньги без отдачи долгов утешая себя, что зачем деньги женщине у которой нет ни мужа, ни детей…

          Весной, перед началом полевого сезона Нина увозила на всё лето Юлю в к родителям Владимира в г.Сарканд. А после окончания полевых изыскательских работ за дочкой уже ехал Владимир. В зимний «камеральный» период все дети посёлка посещали детский сад при КазНИИЛХА в посёлке Бармашино.
         Молодёжный коллектив без опёки родителей  отличался взаимовыручкой и равноправием. Во время полевых работ изыскательская партия превращалась в настоящую семью. А в зимний камеральный период в общую семью превращался весь коллектив КАЛМЭ. Никого не смущала жизнь в щитовых домиках с туалетом во дворе и отсутствием водопровода. В посёлке был настоящий Коммунизм, а на свои щитовые домики никто не вешал замков


Рецензии