Символ веры
Они видели шедевры великих русских художников,репродукции которых были знакомы им с детства. Только что они
узнали,что оборванные замученные дети на картине Перова "Тройка" -это реальные жители Москвы и что на этом месте стоит теперь магазин " Детский мир".
А ещё ранее они открыли для себя,что
мишек,которые лазают по дереву на картине "Утро в сосновом бору",Шишкин
вовсе не писал! Этот гений русской живописи вообще не мог писать ни птичку,ни рыбку,ни,тем более медведей!
Мои слушатели были настолько поражены увиденным и услышанным,что они просто ходили за мной,как котята за усатым котом.
И вот мы вошли в сказочный зал Васнецова! Мои гости замерли в восхищении,увидев огромное полотно Васнецова. На них смотрел сам Илья
Муромец в сопровождении верных друзей!
Привлекая гостей к диалогу,я спросил:
"А как вы думаете,уважаемые гости,как художник назвал картину?"
Одна дама,прилично одетая,изобразила возмущение на своём лице.
-"Ой,Господи! Да ответ знает даже младенец!"-ответила она голосом директора школы.-Это "Три богатыря"! А другая,видимо, завуч,как всегда,поддакнула: "Ибо устами младенца глаголит истина!"...
-"Есть и продолжение у этой поговорки,- решил я подлить масла в огонь.-...пока он не получит ремнём по заднице за ахинею."
Диалога не получилось. На меня чуть ли не враждебно смотрели двадцать пар глаз. Мне пришлось объяснить положение.
-"Да,действительно,даже младенец видит,что на картине изображены три богатыря. А теперь давайте подойдём поближе и прочтём название.
Уткнувшись чуть ли не носом в табличку,каждый увидел слово,написанное чёрными буквами-
"БОГАТЫРИ"...
Вот видите,до чего мы невнимательны!
Вы,может,и ни при чём,но я много лет уже спрашиваю моих гостей в этом
зале и получаю тот же ответ.
Жизнь, дорогие мои, состоит из нюансов,и мы бежим по этой жизни,не обращая на них внимания........
....Прочитав лекцию,как надо жить дальше,мы пошли к Сурикову и через час закончили у Репина.
Возвращаясь вновь по полупустынным залам,я увидел пожилого человека,стоящего у картины Сурикова
"Боярыня Морозова".Я,наверное,мог бы пройти мимо,но меня поразило сходство его с одним из персонажей на картине. Я встал рядом и стал украдкой наблюдать за ним,благо,никто нам не мешал..
Глядя завороженно на женщину с горящими глазами,изображённую художником сидящей на санях,старичок
произнёс: "Какая динамика! Какое движение!-и,глянув на меня,сказал,-
Вы не находите,молодой человек?"
-"Конечно,нахожу!-решил поддержать я разговор.-Вон,лошадка заднюю ногу подняла,да парнишка рядом бежит! ..
Вот вам и движение!"
-"Ответ на "тройку"..-пригвоздил меня дед. Уж лучше бы убил! Я каждый день почти в течение сорока лет
стоЮ перед этим полотном и объясняю
людям динамику шедевра.!
"Ну неужели вы не видите главного Движения?-"дед посмотрел на меня,как на школьника,не выучившего урок.
"Как вы думаете,почему сани движутся справа налево и ..вверх?"
Честно говоря, я об этом никогда не задумывался. А старичок лукаво улыбнулся. -"Ну,ладно. Я вижу,вы здесь тоже впервые,могли и не знать"- дедок подошёл поближе.
..Меня,конечно,били в детстве,но не так больно!..Да,видимо,мало били..
-"Вот,смотрите! Движение лучше показывать слева направо. Оператор как снимает эпизод? ..правильно! Он ведёт камеру слева направо,чтобы энергия из левой руки,усиливаясь в пути,перебросилась в итоге в правый сильный кулак! Глазу так легче! И воспринимается естественно...И тут,по логике,сани должны двигаться в другую сторону...."
-"Так,наверное, художник захотел.."-
мне очень хотелось зареветь.
-"Нет!Не захотел!-дед взял меня за рукав.- В этом и смысл картины! В этом...смысл старой веры!,понимаете?
Я оглянулся-бежать было некуда.
Дед схватил меня за рукав и куда-то потащил. Мы оказались в зале Перова. -"Вот!-ткнул он пальцем в картину.- Это,по-вашему,что?"
Я узнал полотно,ведь я полчаса назад рассказывал о нём туристам.
-"Это...Перов..."Крестный ход на Пасху."
-"Молодец!"-сказал дед.Обычно так
говорят собачке,когда она попИсала в нужное место.
-"Вы хоть поняли что-нибудь?..эх!..
вот,посмотрите,куда идут люди?.. опять же "неправильно"! .налево и вверх!"
Мне хотелось,закричать:"Берия! Стреляй! Не мучай меня! Пожалей.."
А дед опять потащил меня к Боярыне.
По дороге я узнал,что он приехал из далёкого сибирского села,где веками живут настоящие староверы.
-"А теперь смотрите,молодой человек.: Движение саней- это движение КРЕСТНОГО ХОДА СТАРОВЕРОВ во время Пасхи! Они всегда идут ПО часовой стрелке! По СОЛНЫШКУ! ..А этот...Никон...направил всех в другую сторону! ..Вы когда-нибудь совершали Крестный ход? Как вы шли? Против солнца! Только раскольники так идут!.. а не староверы.."
Я попытался закрыть рот,но не получилось.
-"Художник закодировал здесь послание
староверам!Вера не сломлена! Вот она!"-и он ткнул в левый угол.
-"Просто тогда нельзя было открыто выражать свой протест,вот он и придумал загадку,которую,кому надо,со временем разгадают.."
И ,уже пожимая мне руку,сказал напоследок: "Наша вера имеет силу! Достаточно соединить два перста,а трёмя другими обозначить Троицу и произнести всего восемь слов- и ОН услышит тебя!..."
Придя кое-как в свою подмосковную деревню,где жили исключительно староверы,я сильно устав,долго не мог уснуть. В последнее время меня по ночам мучили какие-то кошмары: меня таскали по каким-то погребам и подвалам,потом бросали в котёл с кипящей водой,а главный у них по имени Чубайс,усмехаясь в рыжую бороду,помешивал в котле деревянной лопатой... Жуть.
А сегодня,вспомнив слова старика,я сложил двоеперстие,перекрестился перед иконой Сергия Радонежского и произнёс восемь коротких слов.
И проспал я до утра как убитый!
И впервые за долгие годы приснился мне маленький ребёнок в люльке,которому Боярыня шептала восемь главных слов: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа!".....
Свидетельство о публикации №221052900622