Магистраль нашей молодости записки о комсом-цах70х

   "Магистраль нашей молодости : (записки о комсомольцах 70-80-х годов XX века)" / Баир Балбаров Улан-Уде 2008 7 460 стр 500 экз твердый переплет

  К 100-летию РКСМ-ВЛКСМ известный комсомольский и хозяйственный руководитель Баир Эрдынеевич Балбаров написал и издал уникальную книгу по истории БАМа. 460 страниц мелкого шрифта, десятки архивных фото исторических мест, событий и участников великой стройки. Есть и история начала строительства железных дорог России, в том числе и в Сибири. Непростая история строительства Транссиба.
Мало кто знает, что еще в конце 19 века России американцы предлагали заключить концессию на строительство сквозного пути до Амура и Чукотки в обмен на территорию, равную сумме площади Англии и Бельгии. Ошибку Александра II, уступившего Аляску, русское правительство, под давлением отечественных предпринимателей, не позволило совершить Николаю II - проект отклонили в 2007 году.
  Как активный участник завершающего этапа строительства БАМа в 70-80-е годы, Б.Балбаров отмечает, что только на самой будущей магистрали (а это 4365 км) трудилось более одного миллиона человек. А ещё смежники - выполняющие работы по изготовлению на предприятиях СССР металлоконструкций, строительных элементов, стройматериалов, различной техники. Страна нашла возможность закупить много импортной техники (локализованной под суровый климат зоны БАМ). Например только различных автомобилей (включая и отечественные) было направлено 9000, из них 7000 на Восточный участок. Поскольку там например обьемы перевозок грунта в будущий путь были в 6-7 раз больше, чем при строительстве Транссиба.
  Кстати железнодорожные мосты, а их очень много - строили изначально для двухпутного движения - подарок будущим поколениям.

  Но не все было так гладко и складно, как тогда бодро писали и говорили в СМИ. Если ученые решали конкретные проблемы будущей магистрали, то были и другие случаи. Например руководитель строительства БАМ К.Мохортов как то отметил, что среди авторов 72 диссертаций по бамовской теме нет ни одного бамовца.

  Коснулся Б.Балбаров и реанимированной в эти дни темы вероятного использования труда осужденных. Отметив - здесь цитата http://proza.ru/2021/05/26/1787 - что именно благодаря отсутствию зон и "химии" на БАМе там не наблюдался всплеск преступности в 90-е годы, хотя безработица была тоже высокой.
 
  Отмечу, что эта книга мне дорога втройне. Её мне подарили участники отряда "Комсомолец Ленинграда", оставив автографы - на встрече в Санкт-Петербурге. На ней были и два бывших воина-железнодорожника - одного из них уже нет среди нас. Простим автору за неумышленную ошибку - в прошедшем времени он много писал и о "комиссаре" (снабженце) отряда Анатолии Кошкине. Который ушел от нас только в 2020 году, успев написать и издать несколько книг о бамовцах.
Позже на самодеятельных встречах бамовцев в Москве посчастливилось увидеть и услышать и десятки других героев этой уникальной книги. Назову только троих.

  Феликс Ходаковский (стал Героем Социалистического Труда еще до начала БАМа 70-80-х).
  Александр Бондарь - который с другим бригадиром Иваном Варшавским со своими бригадами и уложили Золотое звено магистрали.
  Анатолий Подзарей - он руководил последовательно всеми тоннельными отрядами Западного БАМа
  Люди - легенды.
  Конечно телевидения на встречах не бывало, помню только одну публикацию в уважаемом журнале - подготовленную участником - сыном бамовцев.
 
  Тема "БАМ - дорога в никуда" незаметно задвинута в угол истории. Поскольку кроме Нерюнгринского угольного бассейна (ветка от Тынды на Беркакит построена еще в 70-е) вовсю разрабатывается Эльгинское угольное месторождение, строительство однопутки к нему шло владельцами непросто. Поменялись и владельцы в итоге. И понятно, не ожидая возникновения тромба на дороге - возникла необходимость расширения БАМа - вот и начали на участке Улак-Февральск. А дальше до порта Ванино? На Транссиб можно не рассчитывать - ему самому позавчера нужна реконструкция.

  Могли бы и там выручить ЖДВ (о них тоже упоминает автор) - но их первыми "оптимизировали" в 90-е - значит надо восстанавливать сами войска. Горячо обсуждаемый в эти дни вариант привлечения к работам осужденных на небольшие сроки, не решив и части задач, гарантированно создав множество и не только имиджевых проблем. Гладко на бумаге...

  Книга уникальная... Есть уже и книги, написанные самими бамовцами - и в основном за свой счет изданными, увы микротиражами. Но может и хорошо, что эту тему "не окучивают" талантливые писатели и режиссеры - кроме ремесла надо иметь и душу, совесть. Иначе получим заказуху, по аналогии с историческими опусами и фильмами - фальсифицирующими эту самую историю.


Рецензии
Точность архивная про 1-х и последних заключённых
при БАМе можно увидеть здесь *??*
Ну чтобы по Правде-матушке !!
Ещё и Вишневская укоряла Евтушенко
за его стихи по БАМу и КАМАЗу за такие нетОчности,
недоСКАЗанности и многое = многое...*

Артур Живаго   14.12.2022 11:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.