Ч. 158 Антиподы

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/05/25/1544

В 1826 году на Камчатку отправили два военных шлюпа, которым предстояло доставить грузы Адмиралтейства для Петропавловска и Охотска, а затем в течение года заниматься съёмкой и обозрением северо-восточных берегов Азии и северо-западных берегов Америки, а также исследовать «части Великого океана, между теми берегами лежащими».

Командовал отрядом, и он же был командиром шлюпа «Моллер», капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович. Как и Лазарев, и другие русские морские офицеры, он пять лет обучался морскому делу на британских кораблях.

Станюковича  назначили командиром отряда, потому что Михаил Николаевич был старше по выслуге лет командира  второго шлюпа. Во времена Николая I не способности, а эти анкетные данные часто имели решающее значение.

Хотя Михаилу Петровичу Лазареву приписывают слова о том, что его морской сундук проплавал с ним всю службу, но так и остался сундуком.

Вторым шлюпом, «Сенявиным», командовал капитан-лейтенант Фёдор Петрович Литке, который уже завоевал репутацию отличного смелого моряка, учёного и писателя. Оба корабля были однотипными, построены на Охте в Петербурге.

Корабли снабдили провизией на три года, а также приборами и инструментами для проведения гидрографических работ и исследований.

Но поскольку многих нужных для этого приборов в России не было, то командирам выделили необходимые суммы для покупки их в Дании и Англии.  С каждым кораблём послали для службы в Охотске и Петропавловске по пятнадцать человек матросов сверх комплекта команды.

Станюкович получил инструкцию вместе идти до острова Уналашка, затем каждому приступить к исследованиям в соответствии с полученными инструкциями, после окончания работ собраться в Петропавловске и следовать оттуда в Кронштадт.

При возвращении требовалось осмотреть северные берега Новой Ирландии, Соломоновых островов и Нового Ганновера. Затем войти в Индийский океан одним из проливов между Молуккскими островами и далее следовать вокруг мыса Доброй Надежды.

20 августа 1826 года оба шлюпа вышли с Кронштадтского рейда в море. До Копенгагена шлюпы следовали раздельно, потому что уже на второй день после выхода из Кронштадта потеряли друг друга в дыму от горевших лесов. Затем начались сильные штормы.

Встретились корабли только в Копенгагене. Там купили запас рома и тёплую одежду для команды. Литке был озабочен ремонтом барометра отечественного изготовления, который сразу вышел из строя.

«Поверить трудно, как моряку, привыкшему часто советоваться с этим вещуном, не всегда впрочем, справедливым, подобно всем вещунам, заметно отсутствие его», - написал в отчёте Фёдор Петрович.

Если сравнивать двух командиров шлюпов, то они были антиподами. Оба – прекрасные, опытные, смелые моряки, но характеры имели совершенно противоположные. Один был копией Собакевича, только ещё более жестокого, с садистскими наклонностями.

Второй – гуманист, с внимательным и добрым отношением к людям. У Станюковича беспощадно пороли людей за малейшую провинность, а Литке запретил телесные наказания на своём корабле.
 
Даже сын Станюковича, Константин Михайлович, мой любимый в детстве писатель, ничего хорошего не смог сказать об отце в повести «Грозный адмирал».

Из Копенгагена шлюпы перешли в Портсмут. В Англии пробыли месяц, который ушёл на приобретение навигационных инструментов, переделки корабельных помещений для купленных по заданию Адмиралтейства цепных канатов. Кроме того, потребовалось время для приобретения разных необходимых вещей, которые не смогли приобрести в России.
 
Чувствуется, что оба командира кораблей большой симпатии друг к другу не испытывали, шлюпы фактически следовали раздельно. Из Портсмута Станюкович ушёл на «Моллере» на несколько часов раньше.

Литке надеялся встретиться со Станюковичем на Тенерифе, но тот не стал его там дожидаться и последовал дальше. Корабли встретились в Рио-де-Жанейро. Оттуда корабли продолжили плавание вместе, но 2 февраля 1827 года вновь потеряли друг друга в районе Фолклендских островов.

Шлюпы в отдельности обогнули мыс Горн и встретились только в Вальпараисо: «Сенявин» входил в бухту, а «Моллер» выходил. Станюкович передал сигналом, чтобы «Сенявин» самостоятельно следовал по назначению.

Действия Станюковича были прямым нарушением инструкции, полученной командирами перед отправлением из Кронштадта – следовать до Уналашки в составе отряда. Чем было вызвано такое поведение командира отряда, можно только гадать.

12 июня 1827 года шлюп «Сенявин» прибыл в Новоархангельск. «Моллер» сделал двухнедельную остановку на Таити  и 13 июля пришёл в Петропавловск, где сдал доставленный груз. После этого, заменив груз балластом, отправился к Уналашке.

Оба корабля как будто играли друг с другом в кошки-мышки. Виновен в этом, без сомнения, командир отряда.  Следуя инструкции, Станюкович в летние месяцы занимался исследованием Алеутской гряды и Аляски, а также островов.

Отдохнув в Гонолулу, моряки проводили исследования к северо-западу от Гавайских островов. Когда начались штормы, Станюкович направил шлюп в Петропавловск, куда пришёл 11 апреля 1828 года.

Из Петропавловска перешёл в берегам Аляски. Там занимался исследовательскими работами в соответствии с инструкцией, а затем вернулся в Петропавловск.
Литке получил такую инструкцию, что для её выполнения понадобилось бы несколько лет.

И нужно сказать, что Фёдор Петрович сделал огромную работу. Он, офицеры шлюпа и научные сотрудники, находившиеся в плавании, произвели опись от Авачинской губы к северу Камчатки ранее неизвестного острова Карагинского, острова Матвея, берега Чукотки.

Можно ещё многое перечислять, но не стану утомлять читателя. Встретил в интернете: «В ходе экспедиции субтропические острова Бонин, ныне принадлежащие Японии, были объявлены   владением Российской Империи (однако в дальнейшем россияне не предприняли никаких попыток их колонизации)».

 Это не соответствует истине. Никто и никогда не объявлял эти острова владением Российской империи. На островах Бонин до Станюковича и Литке побывали многие: японцы, испанцы, англичане, американцы. Пытались закрепиться там англичане, но у них ничего не вышло.

Оба шлюпа вышли из Петропавловска в Кронштадт 30 октября 1828 года, но уже 5 ноября «шторм с пасмурностью разлучили их», а дальше они шли самостоятельно. Первым в Кронштадт прибыл шлюп «Моллер». Шлюп «Сенявин» пришёл спустя трое суток.

Оба корабля пробыли в плавании три года.

Продолжение http://proza.ru/2021/05/30/1245

На фотографии: Михаил Николаевич Станюкович


Рецензии
Спасибо! Оказывается не только Старший Станюкович и Литке были антиподами,
а и сын писатель Константин Михайлович, не в отца "Грозного адмирала" пошёл.

Василий Овчинников   30.05.2021 20:20     Заявить о нарушении
Брат Константина погиб в Крымскую войну.

Владимир Врубель   30.05.2021 22:02   Заявить о нарушении
Семья, получается, знаменитая.

Василий Овчинников   31.05.2021 03:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.