Непростые российско-турецкие отношения

Соглашение Польши о покупке турецких ударных беспилотных летательных аппаратов говорит о желании Анкары усилить военное взаимодействие с возглавляемым Варшавой “Люблинским треугольником”, чтобы сбалансировать недавние геостратегические достижения России в регионах Черного и Средиземного морей, которые западноазиатская страна, возможно, подозрительно рассматривала как неявную попытку Москвы сдержать ее.

Российско-турецкие отношения невероятно сложны, но в настоящее время их можно охарактеризовать как “дружеское соревнование” между историческими соперниками, лидеры которых в конечном итоге решили ответственно регулировать эту динамику ради стабильности в своих пересекающихся “сферах влияния”.

Вообще говоря, эта модель “дружественной конкуренции” устойчива, хотя только до тех пор, пока ни одна из сторон не сделает ничего, чтобы решительно нарушить военный баланс между другой и любым из своих соперников. Вот почему Россия так обеспокоена продажей Турцией боевых беспилотников Украине, поскольку это может изменить военную динамику в Донбассе. Министр иностранных дел Лавров также предостерег Турцию от “разжигания милитаристских настроений Киева” в начале этой недели, но турецко-польское военное сотрудничество может быть гораздо более опасным.

Президент Польши Дуда согласился приобрести 24 турецких ударных беспилотника во время своей последней поездки в страну в рамках первой такой продажи Анкары государству ЕС или НАТО. Что так тревожит в этом развитии событий, так это то, что Польша ранее проиграла военные игры, которые она организовала в начале этого года, связанные со спекулятивным конфликтом с Россией, в котором соседний Калининград будет играть важную роль для обеих сторон. В этом сценарии Россия либо нападет на Польшу из этого региона, либо будет атакована Польшей там.
В любом случае, дело в том, что Калининград находится в поле зрения военных Польши и представляет собой единственную реальную цель для новых турецких беспилотных летательных аппаратов центральноевропейской страны, кроме Беларуси, последняя из которых является частью возглавляемого Россией пакта о взаимной обороне ОДКБ, поэтому любое нападение Польши на нее теоретически может рассматриваться как нападение на саму Россию. Учитывая интенсивность “негативного национализма” Польши по отношению к России, нельзя сбрасывать со счетов атаку беспилотников на любую из них.

Непростые российско-турецкие отношения рискуют ухудшиться.

Одно дело, когда США укрепляют наступательные военные возможности своего польского регионального посредника, и совсем другое, когда Турция делает то же самое, особенно учитывая чувствительный характер современных российско-турецких отношений и связанную с этим необходимость не нарушать хрупкий баланс между ними.

Продавая беспилотники как Украине, так и Польше, Турция существенно усиливает свое военное взаимодействие с возглавляемым Польшей “Люблинским треугольником”, целью которого является “сдерживание” российского влияния в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) как по независимой прерогативе Польши, так и по косвенной воле Америки.

Польша стремится к региональному гегемонистскому статусу через эту платформу, ядро “Инициативы трех морей”, которая также может помочь ей уменьшить влияние Германии на этом стратегическом пространстве в качестве асимметричного ответа на продолжающуюся гибридную войну своего соседа против нее и особенно на фоне того, что США прагматично разрешают строительство трубопровода "Северный поток-2", к которому Варшава так подозрительно относится.

Неясно, почему Турция так провокационно укрепила военный потенциал Люблинского треугольника, продавая ударные беспилотники как польскому лидеру блока, так и его украинскому партнеру, но, возможно, Анкара считает, что это своего рода симметричный ответ на недавние российские геостратегические достижения в Черном и Средиземном морях, которые западноазиатская страна, возможно, с подозрением рассматривала как неявную попытку Москвы сдержать его.

Чтобы объяснить, победа России в операции по принуждению к миру 2008 года против Грузии обеспечила Абхазию в ее “сфере влияния”, в то время как демократическое воссоединение Крыма с Россией в 2014 году еще больше расширило влияние Москвы в Черном море, которое она разделяет с Турцией. На южном фронте решительная антитеррористическая интервенция России в 2015 году в Сирии поставила вооруженные силы страны прямо в мягкое подбрюшье Турции.

Хотя у России нет никакого намерения нападать на Турцию, как из-за прагматичного соглашения их лидеров регулировать их “дружественную конкуренцию” в рамках их пересекающихся “сфер влияния”, так и для того, чтобы избежать апокалиптического сценария Третьей мировой войны с НАТО, Анкара, тем не менее, могла опасаться такого сценария, каким бы маловероятным он ни был на самом деле.

Это, возможно, особенно имело место после соглашения о размещении российских миротворцев в части Карабахского региона Азербайджана в рамках соглашения о прекращении огня между этой страной и Арменией при посредничестве Москвы в ноябре прошлого года. Хотя турецкие войска тоже находятся там, это все еще не могло ослабить подозрительность к сценарию сдерживания. В ответ Турция, возможно, сочла необходимым усилить свое военное взаимодействие с возглавляемым Польшей Люблинским треугольником, следовательно, свои продажи беспилотников Украине и совсем недавно Польше.

Что так беспокоит в этих возможных расчетах, так это то, что Россия, вероятно, никогда не думала, что ЦВЕ станет театром “дружественного соперничества” с Турцией. В отличие от действий Турции на Южном Кавказе (Азербайджан), в Леванте (Сирия) и в Северной Африке (Ливия), ее продажа ударных беспилотников этим двум государствам Люблинского треугольника напрямую влияет на национальную безопасность России.

Напротив, действия России на Южном Кавказе (Абхазия и Азербайджанский Карабах), Черном море (Крым) и Леванте (Сирия) не представляют такой угрозы национальной безопасности Турции, поскольку Москва по-прежнему полностью контролирует свои силы там и не наращивает военный потенциал своих партнеров в качестве антитурецких прокси. Учитывая эти наблюдения, России, возможно, потребуется пересмотреть характер своей “дружественной конкуренции” с Турцией, возможно, даже на уровне руководства, поскольку очень тесные связи между их президентами в значительной степени отвечают за управление этой динамикой.

Некоторые откровенные дискуссии между их лидерами могут состояться, если Россия сочтет, что продажа Турцией ударных беспилотников государствам Люблинского треугольника может негативно повлиять на военный баланс между ней и этими двумя странами-получателями. Турция должна прояснить причины своего усиленного военного взаимодействия с этим, несомненно, антироссийским блоком, который формируется на глазах Москвы прямо у ее границ.

Это все еще будет беспокоить, если Турция делает это только ради бизнеса, но еще хуже, если это делается для какой-то более крупной стратегической цели. В любом случае этот шаг может быть истолкован как недружественный, но, возможно, также и как хитрое средство для Турции восстановить баланс между ней и Россией, если некоторые из ее лиц, принимающих решения (справедливо или неправильно), сочтут, что она недавно склонилась в пользу Москвы, особенно после прошлогоднего развертывания миротворцев в Азербайджанском Карабахе.


Рецензии