М. М. Кириллов Пчёлки Рассказы

М.М.КИРИЛЛОВ

ПЧЁЛКИ

Рассказы

    Что большинство из нас знает о пчёлах? Разве что, именно благодаря пчёлам, мы иногда угощаемся мёдом. Про сам мёд мы знаем обычно намного больше. Говорят, что у некоторых пар после свадьбы наступает медовый месяц разной продолжительности. Это считается синонимом счастья. А иногда даже вся жизнь потом как мёдом намазана. Это у счастливцев. Этот мёд даровой, он, наверное, от Бога.
     Бытует мнение, что и в людской жизни нередко это, условный, мёд бывает и трудовым, это когда счастья добиваются. У кого как. Но это уже мёд не пчелиный. Он дороже, иногда ценой в жизнь. Или пчёлки не прилетели, или сам не постарался, а то и просто не повезло. У А.Н. Островского даже пьеса такая есть:  «Счастливцы и несчастливцы», правда, в ней ничего не сказано ни о пчёлах, ни о мёде.
     И ещё знатоки утверждают, что пчёлы сами выбирают, где нектара побольше, где он послаще и духовитей. Природные дегустаторы и нюхачи. Каких только сортов мёда нет! И липовый, и цветочный, и пшеничный…. Может быть, и на помойках нектар можно отыскать? Но вряд ли: продукт–то будет отравленным, да и сборщики уж очень привередливы…
    Да и сами люди стараются найти своё счастье, но их жизненный выбор ограничен и не точен, да и по молодости ещё навыков нет, потому в поисках своего счастья и ошибаются часто. Недаром говорят: любовь зла, полюбишь и козла… Здесь талант нужен. А счастья-то хотят все.…
    Сам-то я не знаток ни пчёл, ни мёда. Я как-то услышал, как одна бабка другой говорила: «Суженого на коне не объедешь. Какой мёд попался, таково и счастье твоё». Лишь бы, прости Господи, ненароком не с помойки. Мне-то повезло найти своё счастье. От людей знаю, что украсть мёд можно, а счастье нет.
   А на пасеках не бывал. Хотя мёд из сот пробовал. Угощали. Вкуснотища!
    Бывают и дикие пчёлы. В моей молодости под Рязанью отец как-то случайно в лесу потревожил пчелиное гнездо. Грибы собирал. Как они набросились на него! Хорошо лукошко успел на голову одеть. Сильно покусали, всю ночь мучился. А как поможешь в глухой  деревне. Только к утру стало проходить… А, может быть, это осы были?
    Помню и ещё один случай. Мы всей семьёй жили тогда на территории дома отдыха на окраине посёлка Черемшаны под Хвалынском, что на средней Волге.
                Случилось с нами здесь одно необычное приключение.
       На дороге из ближней деревни нас внезапно настигла чёрная плотная туча пчёл. Пролетев с жужжанием в метре от нас, низко над дорогой, туча внезапно целиком как бы упала на стоявший впереди высокий плетень и облепила его своей чёрной, живой массой, заняв больше одного квадратного метра пространства. Масса шевелилась и медленно переползала по забору.
     Пролетая мимо, она могла бы обрушиться и на любого из нас. Мы, конечно, тут же поспешили убежать в сторону, а колония насекомых так и продолжала висеть на заборе. Это были сотни пчёл. Понаблюдав за ними со стороны, мы поскорее ушли.
     Рассказ о пчёлах, при всей его живописности, служит только прологом к данному очерку и существенного значения не имеет.
     Задуманный смысл моего повествования переносит меня теперь от рассказа о роли пчёл к роли человека в современном мире. Это важнее, хотя и намного сложнее.
      Я недавно опубликовал небольшой очерк под названием «Кущёвский колпак». Почитайте. Я приведу его здесь в сокращении. В конечном счёте, иносказательно он может иметь отношение и к пчёлам.
      «Вы же знаете, писал я, колпаки бывают разные. Клоунские, поварские, ночные, хирургические. А есть даже понятие такое – под колпаком: популяционно ковидным, экономическим, социальным, и даже бандитским, если, к примеру, вспомнить, как бандиты держат в страхе население, что бывает. Или знакомое нам «под колпаком у Мюллера»… Вспомните, хотя бы фильм «Бандитский Петербург», да и саму ранее нашумевшую Кущёвскую станицу в Краснодарском крае.
       Трудная это тема. Тут наши СМИ недавно сообщили о сохранении криминального засилия уже в постцапковой Кущёвке, в том числе и в самое последнее время.
     Вроде бы о недавнем беспределе бандитов в этой станице  сообщали достаточно подробно. Убийцы тогда были осуждены и сурово наказаны, но тяжёлая ситуация в станице, оказывается, всё же  сохранилась.
      Разборки, угрозы, откровенная коррупция, спайка с властями различного уровня, неподсудность хищников, бесправие ограбленных, бессилие даже высоких инстанций. Всё повторяется. Жадность зашкаливает. Всё по-прежнему здесь куплено. Обогащение немногих, как, впрочем, и везде в России, рождает нищету большинства.
    Очевидец рассказывал (интернет): люди в страхе живут, как под колпаком. Невинные преследуются. Люди боятся, увольняются и бегут. Таков был рассказ очевидца. Прежняя Кущёвка отличалась от нынешней, пожалуй, только особенно зверским беспределом. Безмерно жаль социально и морально задавленных трудящихся жителей станицы Кущёвской. Что там сейчас, не знаю, информации нет.
     С учётом повсеместного развития криминалитета в современной России «бессмертие» Кущёвки невольно представляется делом не только отдельных территорий страны, а всего государства. Вспомните сахалинское дело, дело Арашковых с Кавказа, пензенских чиновников и многое другое… А мы, всё почему-то, никак не осознаем, что уже давно не являемся страной Тургенева и Чехова, а всего лишь чем-то вроде российского Техаса.
     Иного и быть не могло, из социалистической страна наша переродилась в буржуазное, эксплуататорское, олигархическое
государство со всеми изъянами его общества. Почитайте Маркса и Ленина, ими всё это было научно доказано ещё 150-100 лет тому назад. Впрочем, на нашу просвещённую элиту можно не рассчитывать, поскольку ею уже официально было заявлено, что идеологической разницы между правящими элитами западного мира и нашей страны уже не существует и что по этой причине и конфронтации между нашими, столь социально родственными, системами, в сущности, не должно быть. Ну, к примеру, как между штатами в США. Откровенное признание, не менее опасное, чем сам криминальный беспредел. Докатились! Цена этого признания очень велика. Известно же, что в идеологии нет вакуума. 
    Поэтому именовать колпаки такого рода только кущёвским и только криминальным было бы не точно и недальновидно. Это колпак идеологический,  по своему существу.
    Нет, в нашей стране что-то, пусть и вынужденно, всё-таки  делается. Массовая бесплатная вакцинация населения, безвозмездная материальная помощь детям, повышение обороноспособности страны, развитие Крыма, поддержка Донбасса, Белоруссии Сирии, Армении. И преступников сажают, конечно, много сажают, а вот дело не идёт…
     Позади 30 лет неустойчивого развития страны с падением рождаемости, ростом безработицы, социальным расслоением общества. Буржуазная гибридная мимикрия нс способна изменить положения. Кущёвка – не случайность, а закономерность. И дело не пойдёт, пока не будет кардинально изменена социальная основа жизни общества». 
     Понимание происходящего в стране у большинства населения есть, конечно, тем более, в сложившемся сейчас её русофобском окружении. Но есть и усталость очень многих людей от бесконечных социальных и психологических трудностей, их безмерной замотанности, усилившихся вследствие длительной и жестокой ковидной самоизоляции и ограничений в общественной и даже личной жизни. Увеличилось число ныне «лежачих», оставивших борьбу за лучшую жизнь, прежних бойцов. Много истерики от невозможности быстрого достижения лучшего в жизни, чаще уход от активных форм борьбы за свои права. И это в какой-то мере понятно.
     Поэтому даже единство в понимании происходящего не переходит у большинства трудящихся в реальную поддержку возможного сопротивления. Даже среди в прошлом безусловно советских людей, даже подчас среди друзей.
     Пример с Кущёвкой, с которым и я их ознакомил, их и возмущает, и страшит. Мысль о всё большем окружении нас социальными и криминальными «помойками», по их определению, просто не даёт им спокойно жить, начисто лишая их даже обычной радости. А ведь это в высокой степени честные и полезные люди, любящие свою Родину, которая их прежде и вырастила. Это цена слишком долгого лишения радости и уверенности в жизни, что очень характерно сейчас для простого трудящегося человека…
   Многие из них говорят: «Я по жизни пчёлка, я трудолюбива, как пчела. Я призвана и хочу жить среди цветов и собирать нектар, я медоносна, меня этому научили мои родители и  учителя, я не хочу летать над помойками, заполнившими нашу жизнь. Здесь мёда не собрать. Кущёвка меня унижает, я устала жить среди  несправедливости, беззащитности и различных помоек в нашей стране. Но я уже не борец за общее счастье. Нет сил, что прежде были. Меня удовлетворит хотя бы и тот небольшой сбор мёда, что для меня ещё возможен, и на который я ещё могу рассчитывать... Если государство не может справиться с помойками, что же могу сделать я?!»
     Вот так, примерно, в обобщённой форме, говорят многие такие, «лежачие», бойцы. Это не всё, из того, что они говорят, но это правда. И это понятно, хотя, может быть, и обидно, тем более, если ты и сам был их недавним учителем.
     Кто они? Обычно это ещё работающие женщины, педагоги, в частности, высшей школы, врачи, в прошлом заводская интеллигенция, пенсионерки, бабушки с внуками… Мужчины редки. Есть сочувствующие коммунистам. Информация общедоступная, то есть только государственная, отношение к власти, сдержанно отрицательное, недоверчивое. Надежд на будущее не испытывают. Живут светлой ностальгией по своему  советскому прошлому. Такими их формирует жизнь.
     Я таких людей не коплю в себе, но помню и не избегаю. Стараюсь не спорить, не навязываюсь, но и не отталкиваю. Это мои люди.
     Мой опыт знакомства с такими «пчёлками», как я их называю, пополнился в последнее время.
      Оказывается, и среди людей можно встретить медоносных пчёл, был бы нектар. Верно и то, что каждый должен заниматься своим делом и оставаться самим собой. Оставаться, если не бойцом, то хотя бы творцом в своём деле. Это самозащита. Так что-то ещё можно сделать, и, может быть, этим сохранить себя в окружающем рыночном болоте. Я думаю, что в значительной мере, это ещё наши люди, наш резерв. Терять его нам, коммунистам, никак нельзя.
     Очень важно, чтобы тебя понимали, согласие тоже желательно и этого для начала достаточно, а совместное участие в борьбе – это уже по обстоятельствам, если возможно. И это уже хорошо. Коммунистам это необходимо учитывать. Здесь важна индивидуальная уважительная работа, умная партийная педагогика. Люди, хоть и разные, но нашенские, как сказал бы Ленин.
 А что же делать с государством, которое создаёт помойки, среди которых живут миллионы людей, и которое не способно их убрать? О счастье я уж и не говорю.
      А как Вы относитесь к «пчёлкам» и что вообще делать-то нам?


Рецензии