Книга Рэймонда Моуди Жизнь после жизни

Книга Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни»: Параллельные места

В книге Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни» повествуется об опыте околосмертного существования. Можно провести параллели между таким опытом современных людей, описанным им, и восточной и эзотерической литературой. Описания свидетельств клинической смерти, зафиксированные Моуди, почти в точности совпадают с религиозными и мистическими представлениями и опытом древности. В этой связи напрашивается вывод, который озвучил в свое время один автор-эзотерик:

«Можно сказать, что духовное сообщество – это такой институт человека, который человечество содержит на протяжении всей своей истории. Это только мы в нашем европоцентризме уверены, что мы создаем институт человека, что его не было. Во все времена, во всяком случае во все исторически фиксированные времена, существовало духовное сообщество, занимавшееся человеком и его взаимоотношением с реальностью» [1].

1

Автор книги «Жизнь после жизни» приводит множество рассказов людей об их опыте клинической смерти. В этих рассказах он выделяет общие моменты. Одни из таких общих моментов являются зрительные и слуховые ощущения. 

«Во многих сообщениях упоминаются необычайные слуховые ощущения, испытанные людьми в момент «смерти» или перед этим. Иногда они были крайне неприятны. Один мужчина, перенесший операцию на брюшной полости, был «мертв» в течение двадцати минут. Он рассказывает, что «в голове ужасно жужжало. Этот шум я никогда не забуду».

Другая женщина говорит, то когда она потеряла сознание, то услышала «громкий жужжащий звон. Все кружилось, и я сама как будто непрерывно вращалась».

Некоторые описывают это неприятное ощущение как громкое щелканье, рев, удары или завывание ветра.

В других случаях звуковые эффекты были более мелодичными. Так, например, мужчина, которого признали умершим по прибытии в больницу, после реанимации рассказал:

Я слышал звук, похожий на колокольный звон, доносимый ветром. Он был как звон японских колокольчиков. Этот звук был единственным, что я время от времени слышал.

Молодая женщина, которая чуть было не умерла от внутреннего кровоизлияния, вызванного несвертываемостью крови, рассказывает, что, теряя сознание, «слышала какую-то музыку, величественную и прекрасную» [2].

Похожие свидетельства встречаются и в древних книгах Индии. Вот что, например, пишет известный философ и исследователь религий Мирча Элиаде в своей книге «Йога: бессмертие и свобода»:
 
«Из «Вайкханасасмарта-сутры» известно, что умирающий слышит «звук колокольчика», который постепенно слабеет к моменту кончины. Палийский канон приписывает этот же звук голосам божеств: согласно «Дигханикае» (1,152), «голоса дэвов и якшей, говорят, похожи на звуки золотого колокольчика» [3].

Рэймонд Моуди в своей книге упоминает Тибетскую книгу мертвых как образец описания схожего опыта у древних, но, к сожалению, он не приводит конкретных цитат. Не составило большого труда найти один из таких отрывков в Бардо Тхёдол:

«В это время он слышит звуки, видит свет и лучи – все сразу. Они внушают трепет, страх и ужас и причиняют ему сильное утомление. В этот момент следует применить сие наставление о встрече лицом к лицу с Бардо во время переживания Реальности» [4].

2

Второй отрывок из книги Р. Моуди, на который можно найти параллели в буддийской литературе и литературе по буддологии, относится к еще одному общему моменту рассказов об околосмертном опыте людей – отсутствию вкусовых и обонятельных ощущений.

«Восприятие действительности в духовном теле и похоже, и в то же время отличается от восприятия в теле физическом. Для человека в духовном теле существуют определенные ограничения. Например, как мы уже говорили, отсутствует кинестезия. В некоторых случаях у опрошенных не было температурных ощущений, тогда как другие чувствовали приятное тепло; никто не говорил о вкусовых ощущениях и обонянии» [5].

В статье «Концепция буддийской нирваны» российского буддолога Ф.И. Щербатского содержится следующий отрывок, в котором описывается состояние существ, пребывающих на высших уровнях буддийского космоса. Здесь тоже можно увидеть параллели с тем, о чем идет речь в книге «Жизнь после жизни»:

 «Поскольку наше материальное тело состоит из элементов 18 видов, то четыре из них бездействуют в мирах эфирных тел. Органы обоняния и вкуса, и соответствующие им два вида чувствования не существуют потому, что эти существа не имеют потребности в какой-либо твердой пище, а также в пище, принимаемой кусками, разжевываемой и глотаемой. Их питание духовное» [6].

И еще один отрывок содержится в Большой Сукхавативьюха сутре, книге дальневосточного буддизма. В этой книге описывается состояние существ, пребывающих в Чистой земле, рае, или «поле» (санскр. буддхакшетра) Будды Амитабхи. Там можно увидеть те же параллели:

«Если они желают есть, то драгоценная чаша, сделанная из семи драгоценностей, сама собой возникает перед ними. Разнообразная вкусная пища сама собой наполняет ее. Хотя у них и есть эта пища, но на самом деле они не едят ее, но, видя, ее форму и обоняя запах, сознанием вкушают ее. Их телесные силы увеличиваются и они не подвергаются старению. Их тело и сознание мягки и нежны. [Их тело] не издает запаха. Когда они оканчивают трапезу, [пища сама собой] исчезает. Когда это необходимо, [пища] появляется вновь» [7].

3

Можно найти и другие параллели между описаниями околосмертного опыта, как они даны в книге Моуди и свидетельствами из религиозной литературы.

«Самым невероятным явлением, встречавшимся почти во всех свидетельствах, была встреча с необычайно ярким светом. Она производила самое глубокое впечатление на людей, находившихся в околосмертном состоянии. Как правило, вначале свет бывает тусклым, вскоре он становится все ярче, пока не достигнет неземного сияния. И хотя этот Свет (пациенты обычно говорят, что он был «белый» или «ясный) был необычайно ярок, многие подчеркивают, что он не ослеплял их, не мешал видеть другие предметы, от него не было больно глазам (возможно, потому, что не было физических глаз, которые можно ослепить). Несмотря на необычность такого появления, ни один из пациентов не сомневался, что это было живое существо, существо из света. Оно определенно обладало личностью. Любовь и тепло, которые излучало оно, невозможно описать словами. Умирающий окружен необыкновенным теплом и светом, полностью поглощен им. В присутствии Светящегося существа он чувствует себя совершенно свободно, его принимают таким, каков он есть. К этому Свету его влечет неодолимая сила любви.

Интересно, что описания Светоносного существа в подавляющем большинстве случаев не отличается от приведенного. Однако восприятие того, кем оно является, во многих случаях различно и зависит от религиозной принадлежности, образования и убеждений личности. Так, например, большинство христиан считают, что этот Свет – не что иное, как Христос, и иногда свое объяснение подкрепляют цитатами из Библии. Мужчина и женщина иудеи узнал в нем ангела. Конечно, в обоих случаях было очевидно, что речь идет не о крылатом существе, играющем на арфе. Не обладало оно и человеческим обликом или формой, а было одним лишь Светом. Мысль, которую каждый из пациентов старался выразить, заключалась в том, что это существо было посланником, или проводником. Мужчина, не верующий в Бога и не имеющий религиозного образования, назвал увиденное просто «Светоносным существом». Тот же термин употребила и одна христианка, которая, вероятно, совсем не ощущала необходимости называть сияние Христом» [8].

Свидетельства из древних источников:

1. «...Вот наконец пришла и смерть. Она налила чего-то в чашу, а чего – не знаю, поднесла мне испить и затем, взяв нож, отсекла мне голову. Ах, чадо мое, как мне тогда стало горько-горько, и в эту-то минуту смерть исторгнула мою душу, которая быстро отделилась от тела, подобно тому, как птица быстро отскакивает от руки ловца, если он выпускает ее на свободу.

Тогда светозарные Ангелы приняли меня на руки свои, и мы начали отходить на небо. Оглянувшись назад, я увидела тело свое лежащим неподвижно, бездушным и бесчувственным, как обыкновенно лежит одежда, когда кто, раздевшись, бросит ее и потом, став перед нею, смотрит на нее» [9].

2. «Если умирающий расположен погрузиться в сон, или, если приближается сонное состояние, сие следует предотвратить и прижать артерии осторожно, но сильно. Тогда жизненная сила не сможет вернуться из срединного нерва и обязательно пройдет через брахманическое отверстие. А теперь настал черед непосредственной встречи лицом к лицу.

В этот момент все чувствующие существа испытывают первый проблеск Бардо Ясного Света Реальности, которые есть Непогрешимый Разум Дхармакайи» [10].

Это лишь некоторые параллельные места из книг, которые удалось найти. Существует большая вероятность того, что если поискать еще, то можно найти и другие подобные места для сравнений в разного рода религиозной, философской и мистической литературе.

Но уже сейчас, на основании многих, иногда очень близких совпадений в описаниях околосмертного опыта, существующих в литературе разных народов и созданных в разные периоды мировой истории, можно предположить, что данный опыт реален, и в каких-то своих деталях носит универсальный характер, хотя пока что и не подтверждается современной наукой. Возможно, что в будущем человечество узнает больше о такого рода явлениях и ответит для себя на многие вопросы, которые сейчас представляются загадкой.

Литература

1. Игорь Калинаускас. Духовное сообщество. / NewLibrary.Ru. Новая электронная библиотека: [сайт]. URL: http://www.newlibrary.ru/author/kalinauskas_i_n/ (дата обращения: 30.05.2021).
2. Рэймонд Моуди. Жизнь после жизни: Есть ли жизнь после смерти? – М.: ООО Издательство «София», 2007. С. 36.
3. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. Примечания. III, 4: Мистические звуки / ВикиЧтение: [сайт]. URL: https://religion.wikireading.ru/55096 (дата обращения: 30.05.2021).
4. Тибетская «Книга мертвых». Бардо Тхёдол. – М.: Эксмо, 2010. С. 199.
5. Рэймонд Моуди. Жизнь после жизни: Есть ли жизнь после смерти? – М.: ООО Издательство «София», 2007. С. 53.
6. Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с. 199-262. / Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры: [сайт]. URL: http://psylib.org.ua/books/shchb02/txt02.htm (дата обращения: 30.05.2021).
7. Избранные сутры китайского буддизма. С-Пб.: Издательство «Наука», 2007. С. 139.
8. Рэймонд Моуди. Жизнь после жизни: Есть ли жизнь после смерти? – М.: ООО Издательство «София», 2007. С. 59-60.
9. Мытарства блаженной Феодоры и страшный Суд Божий. Адрес-Пресс, 2002. С. 15.
10. Тибетская «Книга мертвых». Бардо Тхёдол. – М.: Эксмо, 2010. С. 188.

________
В качестве иллюстрации использовано изображение картины Иеронима Босха «Восхождение в эмпирей» (1490).


Рецензии