Походный и войсковой атаман Дона ч. 4
Из «Наказов воеводам городов «от литовской и немецкой украины» об отражении нападений польско-литовских войск» известно, что окольничий князь Дмитрий Иванович Хворостинин (в составе его войска были казаки под предводительством Мишки Черкашенина), находящийся во Ржеве, должен идти к Новгороду и к Пскову, если король Баторий пойдёт в том направлении. По планам военного ведомства (Разряда) Мишка Черкашенин с казаками должен был прибыть в Псков, если войска Батория будут двигаться на Великие Луки, а затем на Псков. (В 1579-1580 гг. Черкашенин с казаками, а также и Ермак находились на границе с Литвой, подо Ржевом, на Ливонской войне.) Если же Баторий двинется в направлении Новгорода или Пскова, то прибыть Черкашенину в Новгород, а затем в Псков. 7 сентября (четверг) 1581 г. начался пушечный обстрел Пскова. 20 тяжёлых осадных орудий в течение суток беспрестанно били по старой крепостной стене между Покровской и Свинузской башнями. Орудийным огнём было разрушено 24 сажени наружной стены. У Свинузской башни врагу удалось сбить до земли захаб и повредить верхнюю часть. Сильно разрушена была Покровская башня. Более 69 саженей стены было разбито в других местах. Всюду виднелись огромные проломы и бреши. Самый большой пролом был у Покровской башни: «…Пролому же и восходу во град от литовского наряду велику пробиту и удобво сходну, яко и на конех на градовную стену возможно ездити…». Защищать этот пролом должны были казаки во главе с атаманом Мишей Черкашениным.
Баторий отложил штурм Пскова на следующий день. Первая версия гибели Мишки Черкашенина. 8 сентября (пятница) 1581 г. войска Стефана Батория начали штурм крепостных стен Пскова. Утром Баторий послал 20 пеших немцев и французов и столько же поляков, которые должны были осмотреть проломы и определить пригодность их для вторжения в г. Псков. Перед полуднем войска Батория стали поспешно готовиться к вторжению. «...Спешне и радостне…» двинулись в проломы первые вражеские отряды. Это бежали уверенные в лёгкой победе «охотники» в белых рубахах («поверх брони») и венгерские и немецкие воины. Защитники Пскова встретили врага дружными залпами из пушек, пищалей и самопалов. В проломах завязалась яростная рукопашная схватка. В проломе у Покровской башни бились казаки М. Черкашенина. Впереди всех сам атаман. В этой схватке М. Черкашенин был смертельно ранен в грудь. В Пискарёвском летописце первой четверти XVII века сказано: «Да тут же убили Мишку Черкашенина, а угадал себе сам, что ему быти убиту, а Псков будет цел. И то он сказал воеводам. А заговоры были от него ядром многия». Несколько казаков подхватили его и унесли от пролома, а затем отнесли его тело к храму «Петра и Павла с буя» («буй» - кладбище воинов). Вторая версия: Врагу удалось захватить полуразрушенную Свинузскую башню, а несколько позже и Покровскую. «Опьянённые удачей, королевские войска быстро набились в проломы и башни и готовы были ворваться в город, но были остановлены глубоким рвом, за которым возвышалась высокая деревянная стена.
Новую деревянную стену защитники Пскова соорудили на случай захвата каменной крепостной стены. Между каменной и деревянной стенами «…по всему пролому был размещён «острый дубовый чеснок», так что «человеку невозможно было никаким образом пробраться через него». Вскоре псковичи при помощи огромной пушки «Барс» обрушили верх Свинузской башни на засевших там венгров и немцев. Немного спустя защитниками был подложен порох под Свинузскую и Покровскую башни. Затем башни были взорваны. В Покровской башне подорвал себя (вместе с башней) Мишка Черкашенин. Тело Мишки Черкакшенина положили в правом притворе храма «Петра и Павла с буя». По обычаю, хоронить его как атамана надо было только на Дону, на родине. Чтобы сохранить тело от разложения казаки и монахи поместили его в ледник, который находился в подвалах храма. Можно предположить, что, видимо, и Ермак Тимофеев находился в составе казаков Мишки Черкашенина, так как он уходил на войну с Дона походным атаманом. Часть исследователей полагают, что Ермак Тимофеев организовал вывоз тела М. Черкашенина на Дон. Вывоз тела мог быть осуществлён: или в сентябре 1581 г., во время осады, или в феврале 1582 г., после снятия осады. Если Ермак повёз тело М. Черкашенина на Дон после его гибели, то Ермак успевал похоронить его у Старой Рязани и соединится с казаками, идущими на службу к Строгановым. Тогда хронология завоевания Ермаком Сибири сохраняется.
Если Ермак повёз тело М. Черкашенина в феврале 1582 г., то по историческим данным он в это время должен быть уже в Сибири. Но факт остаётся фактом. Ведь в Псков царь Иван Грозный направил стрелецкого голову Фёдора Мясоедова на помощь осаждённым «с пятью сот стрелец». И они прошли сквозь стражу Батория. Да и гонцы не все попадались в руки воинов Батория. Тело атамана Черкашенина, конечно, сохранилось от разложения вплоть до Рязани, так как было обложено льдом, а льда в подвалах храмов и монастырей Пскова было много. Да и морозы наступили очень рано, с конца сентября. Захоронен был М. Черкашенин в одном из трёх холмов у Старой Рязани. На его похороны приехали атаманы со своими казаками из многих юртов Дикого Поля. Это был человек бескорыстный, примерной доблести перед всем русским воинством, отчаянной храбрости и мужества С началом Ливонской войны Миша постоянно на войне. В 1579 г. он вместе с Ермаком Тимофеевым штурмует Полоцк, командует служилыми татарами и казаками, разоряя польские тылы, а в 1581 г. садится в осаду от Стефана Батория во Пскове. Вот здесь он и совершает подвиг, который позже, осмысленный казачьей народной философией, и стал основой казачьего духовного кодекса. Силы штурмующих и осажденных были не равны и учитывая это Псков не имел возможности обороняться длительное время. Только героизм защитников, по некоторым письменным источникам тридцать две недели, позволял держать оборону при непрерывном обстреле и натиске польско - литовско - немецкого войска.
Видя обреченность города, не имея надежды на подкрепление со стороны Москвы, и не испытывая уважения к Ивану Грозному, Черкашенин совершает ритуальный акт - жалея людей он предлагает в выкуп города от войны свою голову, то есть идёт на «смерть за други своя». То, что эта добровольная смерть имела сакральное значение, свидетельствует ещё и то, что на следующий день поляки без боя отошли от Пскова. Точно так же, в казачьей традиции, описывается выкуп головою Ермака - Сибири казакам в отчину. Таким образом, идея самопожертвования, стала основой казачьего морального кодекса, основой понятия исправности, обусловила их, так называемое, бесстрашие и развита в казачьей философии смерти, во многом определяющей поведение казаков на протяжении четырех столетий. Атаман М. Черкашенин навечно записал своё славное имя в летопись донского казачества. О нём вспоминали в песнях, сказаниях и даже в отписках с Дона московским царям, когда требовалось напомнить им и Боярской думе, что донские казаки служили и служат Отечеству по своей доброй воле. Весьма показателен исторический документ, когда в 1632 г. государь Михаил Фёдорович потребовал от донцов принести ему крестоцеловальную присягу на верность. С Дона в первопрестольную отправили текст следующего содержания: «…Крестного целования на Дону, как и зачался Дон казачьими головами, не повелось; при бывших государях старые казаки им, государям, неизменно служивали не за крестным целованием; в которое время царь Иван стоял под Казанью и по его государеву указу атаманы-казаки выходили с Дону, и с Волги, и с Яика, и с Терека и атаман Сусар Фёдоров и многие атаманы-казаки ему государю под Казанью служили – не за крестным целованием… При Михаиле Черкашенине во Пскове сидели в осаде… не за крестным целованием...».
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Б. Алмазов - Военная история казачества, изд. «Яуза, Эксмо». М., 2008 г. 2. В. Шамбаров - Казачество: путь воинов Христовых. М. «Алгоритм», 2012. 3. Н.П. Самсонов – Вешний Дон. М.: Вече, 2007 г. 4. А.В. Шишов – Казачьи атаманы. – М.: Вече, 2008 г. 5. А.А. Гордеев - История казачества. - М., ООО «изд. «Вече», 2007 г. 6. Справка - О времени пребывания и гибели Мишки Черкашенина в Пскове. Подготовил атаман Псковского Казачьего Округа МС ОО «ВВД» генерал-майор В.Д. Селянин.
7. В. Лиховид – Пластун, «Издательские решения» (система Ridero) 2016 г.
2016 г. – 2017 г., 2021 г.
Свидетельство о публикации №221053001724