Автоматизация как объективная необходимость

Не зря статья называется "10 вопросов на тему автоматизации"
На протяжении всей статьи я задавал вопросы.
Мне не приходилось их выдумывать, потому что все эти вопросы, и многие другие, вставали перед нами, когда велась разработка наших первых систем автоматизации организационного управления.
На каждый из них нам приходилось искать ответ, который не приходил сам по себе, а появлялся в результате раздумий и споров всего коллектива. Ведь то, что мы делали, было впервые. Никто до нас в нашей стране не ставил эти вопросы и не искал ответы на них.
Не буду утверждать, что мы нашли лучшие ответы.
Более того, даже когда мы были убеждены, что нашли лучший, реальная жизнь показывала, что есть наилучший.

А можно ли вообще найти окончательные ответы на поставленные вопросы?
Есть ли предел в развитии средств автоматизации?
Возможно ли будет когда-нибудь автоматизировать все человеческие процессы, избавив его тем самым от какой-либо необходимости знать, думать и отвечать за свои действия, поскольку все эти действия будет совершать машина?

Да и что такое автоматизация?
Что ее отличает от компьютеризации, цифровизации, "искусственной интеллектуализации" - тех "зонтичных брендов", за которыми скрывается мало смысла, но зато порождается много звона.   
Автоматизация - это: техническая дисциплина, прикладная наука, продукт ремесленного труда?
В зависимости от угла зрения и сопутствующих обстоятельств можно ответить утвердительно на все вопросы.
Но давно известно, что множество возможных верных ответов говорит о неправильно поставленном вопросе.

Автоматизация сопровождает человеческое общество с момента его зарождения.
Она имманентна, то есть внутренне присуща его развитию.
Именно в человеческом обществе, когда человек начал деятельность по преобразованию природы, как например не собирал упавшие плоды, а стал их снимать или сбивать с дерева, он стал автоматизировать свою деятельность. 
В методологии ее определяют как замещение процессов человеческой деятельности процессами технических устройств.
Любопытство заставляло наших предков изучать окружающий мир.
Как только они познавали какой-нибудь элемент его, лень (или закон сбережения энергии, по научному) толкала их к созданию устройств, которые выполняли бы работу за них.
Даже пещерный человек, взяв палку в руки, чтобы сбить плод на высоком дереве, освободил себя от необходимости залезать на дерево.
С каждым новым открытием, человек снимал с себя какую-нибудь обязанность и перекладывал ее на подручные средства, на животных, потом на машины.
Пришло время - и человеку даже думать стало лень.
Появился компьютер и так человеку захотелось последнюю свою функцию переложить на машину, что даже споры разгорелись: может ли компьютер думать?
Но здесь его ждала неудача. Хотя некоторые из людей и по сей день надеются, что у машины получится эту функцию взять на себя.
Процесс познания нельзя переложить на машину, поскольку именно он направляет развитие.
Если познавать будут машины, то и развиваться будут они, а не человек.
Человек будет не нужен!
Пока это не так, и процесс развития определяет человек, императив развития предполагает, что сначала человек должен познать процесс, и только потом он сможет переложить его реализацию на плечи машин.

Как бы это ни казалось парадоксально или неуместно, но такой абстрактный философский вывод конкретно применим к той области, о которой шла речь в этой статье.
Невозможно автоматизировать ни один процесс, пока не получены знания о том как, а главное почему, его осуществляет человек.
Автоматизация идет следом за познанием, но никогда не предшествует ему.
Процесс познания начинается с вопросов.
Совершая трудовую операцию человек отвечает сам себе на вопрос, каков должен быть результат этой операции и как его получить.
Сама трудовая деятельность является ответом на эти вопросы.

От того насколько верными знаниями о предмете его деятельности обладает человек и насколько он учитывает обстоятельства совершения трудовой операции зависит успех его деятельности.

Если знания с какой-то мерой объективности могут быть представлены в машинном виде, то алгоритмизировать учет обстоятельств совершения трудовой операции еще долгое время будет не по силам компьютеру.
Поэтому напрасны надежды некоторой части пользователей на создание программы, которая избавила бы их от «трех печальных необходимостей»»
- знать, думать и нести ответственность.

Когда пользователь приобретает средства автоматизации, не зная сам как и почему осуществляются в них те или иные операции, то он постоянно будет пребывать в недоумении: почему компьютер выдал тот результат, а не этот и как он это сделал. А зная, что отвечать придется ему, такое недоумение может привести к стрессу и «разлитию желчи».
Выход у работника только один:
знать, думать и отвечать надо самому,
а компьютер - это только помощник, и не больше!

Сначала знать - потом делать!
Другого пути нет.
Точно так же - сначала поставить вопрос, потом найти ответ.
Иначе не получится!

По этой причине я и задавал вопросы, чтобы искать на них ответы.
По этой дороге познания идет много людей.
В том числе и уже 35 лет наша компания ЛокИС.


Рецензии