Книги для академиков Непридуманное о БАМе

  Проходя службу в ЖДВ двухгодичником, основное время проводили на трассе. В базовых поселках находились штаб, склады, клуб, парк техники и жили семьи офицеров. Некоторые посёлки тогда только строили гражданские строители, живя во временных - как и семьи военных. Только полтора зимних месяца - конец декабря-февраль в поселки возвращались и солдаты - в это время проводили ТСУ - тактико-специальные учения (по всем правилам военного дела). Были и летние ТСУ - но там из военного только организация караулов (на время ТСУ) да работа в более интенсивном режиме, благо погода летом позволяла.
  Понятие выходных для нас двухгодичников, как и для кадровых офицеров заключалось в поездке в базовый поселок (за 200 - 400 км) на несколько дней, остальное время - служба все 7 дней недели.
  И вот однажды летом 1982 года я со сослуживцем поехали с базовой Алонки в райцентр Чегдомын. Это ещё довоенный рабочий шахтерский городок, оттуда даже летали Ан-24 в Хабаровск, был и прямой поезд.
  Поехали мы с целью позвонить в "европу" родным в Ленобласть - в Чегдомыне находилась станция космической связи "Орбита". Учитывая разницу во времени +7 часов, решили переночевать в местной гостинице и рано утром (поздно вечером по Москве) позвонить. Позвонили нормально - связь была отличная.
  А вот с гостиницей... Оказалось в эти дни Ургал, с посещением Чегдомына посещает большая делегация. Тогда ежегодно по строящемуся БАМу проводились выездные заседания АН СССР (Академии наук) во главе с академиком А.Г.Аганбегяном.
  Короче все места забронированы для ученых и журналистов. Но нам все таки выделили две раскладушки и место в углу вестибюля на одну ночь.
  Ожидали академиков не только в гостинице. В те годы многие помнят были дефицитом и книги. Посёлки БАМа снабжали книгами чуть получше, по крайней мере серия "Школьная библиотека" была доступна. И вот на просьбу продать какую то из книг, что стояли открыто на полке (из серии школьной программы)- получили вежливый отказ. Мол временно не продаём - ждем, вдруг академики зайдут в магазин... Чтобы было что предложить.
  Не видел - не знаю про академиков. Но некоторые артисты сами писали, что приезжали например в Тынду, другие крупные города, выступали и купив например дефицитные дубленки - уезжали домой. Увидев легендарную стройку века с окна поезда или вертолета.
 
  Коснулась наука один раз и практики. Однажды видел, как наши саперы разложили промышленную взрывчатку вдоль новой насыпи на небольшом участке. Взрыв... и получилась проектная водоотводная канава. Но при этом все хвойные и лиственные деревья вблизи стали... голыми! На том эксперимент и закончили. продолжив работы по старому. Но это считаю исключением  - такой огромный комплекс работ нельзя было слаженно проводить без помощи ученых и проектировщиков, смежников. БАМ строила вся страна.

  P.S. Двухгодичник - это призванный на два года офицер запаса. Мы оба тогда были лейтенантами. А солдаты не имели такой возможности позвонить, кроме разве гарнизона самого Чегдомына. только письма писали.
  Относительно дисциплинированности войск - всё относительно. Служба разная и солдаты её не выбирают - "паркетные войска", погранцы, моряки, стройбат, ЖДФ - везде были свои "прелести".

  На просторах Интернета встретил мемуары одного руководителя (может и не сам писал) - цитата

  "...К 1941 году строители успели проложить в районе Комсомольска-на-Амуре так называемый Малый БАМ — около 200 км железной дороги, которые связали станцию БАМ с Тындой. Однако во время Великой Отечественной войны путь разобрали, а рельсы отправили к Сталинграду..."

  В одном абзаце три разные участки БАМа


  1. К 1941 году строители успели проложить в районе Комсомольска-на-Амуре так называемый Малый БАМ

  2. около 200 км железной дороги, которые связали станцию БАМ с Тындой. 

  3. Однако во время Великой Отечественной войны путь разобрали, а рельсы отправили к Сталинграду. - это участок Известковая - Ургал


Рецензии
Люблю читать о БАМе- стройке своей ушедшей молодости. А уж рассказы об офицерах и солдатах Железнодорожных войск на строительстве Байкало-Амурской магистрали стараюсь не пропускать.
С наступающим Вас Новым 2022 годом!

Петр Панасейко   29.12.2021 08:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.