О моей жизни с любовью. Часть 5, московская родня

Мой пра-пра-пра…по отцу служил в Преображенском полку у Екатерины-2. По преданию, был красивый, высокий голубоглазый блондин. Ещё в семье есть предание, что дедушка потомок, только очень далёкий, что называется «седьмая вода на киселе», графа Льва Николаевича Толстого. У бабушки сохранилось прижизненное издание сочинений графа Толстого.

Семья дедушки всё потеряла в революцию, а они жили в двухэтажном большом доме, была прислуга. Остались некоторые предметы мебели, кресло из черного мореного дуба с высокой резной спинкой, письменный стол, пара предметов из сервиза императорского фарфора и книги.

Еще несколько предметов дворянской одежды, шляпки, пелерины, сумочки, туфельки, длинные платья и большая икона, в стеклянном киоте, внутри с двумя венчальными свечами, с венчания бабушки. Я всё это видела, из чашек пила чай, книги держала в руках, одежду дворянскую примеряла, в кресле за столом сидела. После смерти тёти, в 2020 году моя двоюродная сестра из Москвы отдала эту икону в старообрядческую церковь.

А бабушка родилась в 1906 году в дворянской семье, правда на тот момент уже обедневшей, но у неё  до революции  была горничная.  В революцию всё отобрали, но она опять удачно вышла замуж за деда, он был директором торфяной фабрики. Жили обеспеченно.

Потом репрессии и опять всё потеряли. Вот от прошлой жизни только это и осталось. Мой отец, Николай Семёнович, родился в семье директора торфяной фабрики города Кирова, моего деда, Семёна Харлампиевича и бабушки Валентины Федотовны, средним ребенком, в семье было трое детей.

У отца был старший брат, Виктор Семёнович и младшая сестра, Нина Семёновна. Семья была культурная, образованная, в семье много читали, дети рисовали, устраивали семейные спектакли, праздники, бабушка не работала, занималась домом.

Пока был жив дедушка, они жили обеспеченно, у них была большая квартира, у моего дедушки был кабинет, где стоял письменный стол, зелёного сукна, с телефоном.

Сохранилась фотография, где дед в своем рабочем кабинете, но уже на фабрике. Сидит за столом, на столе два телефона, письменный прибор. Он был красивый мужчина, с голубыми глазами и светлыми волосами, волосы слегка вьющиеся. Он погиб в 1949 году, еще до моего рождения. А вот бабушка, Валентина Федотовна была внешне, как грузинская княжна.

С белой кожей, черными волосами и глазами, тонким, прямым носом, с горбинкой и тонкими губами. Носила косу, как корону, вокруг головы.
Спина всегда прямая, никогда халат, только блузки и юбки или строгие черные сарафаны. Была высокая, стройная.

Они были очень культурные люди. Никогда не ели на кухне, в комнате накрывался стол, покрытый скатертью, выставлялись приборы, суп наливался в супницу. Её ставили в центр стола. Если обед был праздничный или в честь моего приезда, то ставился парадный сервиз.

Супы варили из курицы или телятины: лёгкие, прозрачные, морковь нарезали цветочками. Обязательно был десерт. Обедали или ужинали долго, неторопливо беседовали. Ко мне относились очень хорошо, хотя мы не жили вместе. Всю жизнь переписывались, я приезжала к ним и тётя к нам. Они в подмосковье, в Павловском Посаде, мы с мамой в сибири.

В Павловском-Посаде мне понравилось, приятные соседи, уютно, тихо. Он вроде совсем недалеко от Москвы, но время там течёт по-другому. Тётя всю жизнь проработала провизором. Она работала в аптеке, недалеко от дома. Знала всех своих постоянных посетителей, даже стоя к входу спиной, узнавала по звуку шагов, кто пришёл.
Её очень уважали, она была внимательна и уважительна к людям, очень компетентна в работе и добрая.

Она очень любила свою работу. Тётя рассказывала, что среди постоянных посетителей были родители известного актёра, Вячеслава Тихонова. Недавно по ТВ я услышала от одного молодого актёра, который был родом из Павловского-Посада, что этот город очень доброжелательный и люди там тоже, если уж доктор, то самый лучший, если платки посадские, то качество на высоте. Я сразу вспомнила тётю, как она работала, лучший провизор. Настоящая российская провинция, в самом лучшем своем проявлении.


Рецензии