Дивизия прорыва. 6. Торпедоносцы в бою

    Кенигсбергская операция.
Хроника фронтовых событий.
               


                ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА
                (продолжение)

                3.2  Второй день наступления - 7 апреля 1945 года.
В течение дня, с 8.00 до 20.00 ВВС Балтийского флота действовали по плану операции «Заря». Вылетали на бомбардировку, торпедирование и штурмовку кораблей противника в Балтийском море и Данцигской бухте, уничтожали корабли и транспорта в военно-морской базе Пиллау.
                *      *      *
Метеобстановка в районе боевых действий: облачность 10-5 баллов, высота нижней кромки 2000-1000 метров, видимость 10 километров, в южной части Данцигской бухты туман, ветер юго-западный 3-5 метров в секунду, температура +5 градусов.

                8-я минно-торпедная  авиационная дивизия.
Основу дивизии составляли американские двухмоторные бомбардировщики «Дуглас А-20 Бостон», поставляемые в СССР по «ленд-лизу». С 1943  года эти комфортные самолёты стали применяться в морской авиации, как торпедоносцы и топмачтовики. В свою очередь, торпедоносец при твёрдом покрытии взлётной полосы и небольшой дальности полёта мог нести две торпеды, а топмачтовик до двух тысячекилограммовых бомб.

Как правило, на торпедоносец подвешивалась одна торпеда 45-36-АН весом 935 кг. и длиною 5,7 метра, снаряженная боевой частью в 200 килограммов. При скорости в 41 узел дальность её хода составляла 3000 метров, а глубина погружения снаряда варьировалась от 0,5 до 14 метров.

Высокая точность поражения цели достигалась торпедированием с высоты от 20 до 100 м. и дальности в несколько сотен метров. При невозможности действовать на малых высотах осуществлялось высотное  торпедирование. В данном случае торпеда сбрасывалась на парашюте с высоты не менее 300 метров. После приводнения она барражировала по замкнутому кругу, до пересечения с курсом цели и её уничтожения или «самоликвидации».

С 1944 года своё применение нашло «топмачтовое бомбометание». Это означало, что сброшенная с самолёта «бомба-бочка», глиссируя по водной поверхности, двумя-тремя касаниями воды настигала выбранную цель. Ускорение бомбе изначально придавалось скоростью  самолёта в момент её сброса на воду плашмя. Данный способ так же применялся с высоты не более тридцати метров и дальности менее одного километра.

Таким образом, небольшая дальность и малая высота сброса  торпед (бомб) с «зависанием» на постоянном курсе при выходе в атаку и прицеливании  делали торпедоносцы и топмачтовики наиболее уязвимыми целями для противника. Отсюда и потери экипажей «Бастонов» были самыми высокими в действующей авиации.

В боевом применении А-20, как правило, выходили на цель для торпедирования и бомбометания уже после удара бомбардировщиков Пе-2. Если к этому привлекались ещё штурмовики, то они в первую очередь подавляли средства ПВО неприятеля, а затем уже наносили бомбоштурмовые удары.

Кроме этого «Бостоны» самостоятельно вылетали на «свободную охоту» парами. Эти самолёты, кроме торпед и бомб, имели мощное бортовое  оружие, а именно - девять крупнокалиберных пулемётов калибром - 12,7 мм. Из них: шесть пулеметов переднего огня, два пулемёта с электроприводом на подвижной установке (турели) для задней полусферы и один для стрельбы с нижней плоскости фюзеляжа.

Более того, А-20 могли не только защищать себя, но и самостоятельно  парой наносить удары по кораблям противника. В этом случае первым в атаку выходил топмачтовик и сбрасывал бомбы за 200-300 м. от цели, а за ним уже с дальности - 600-700 м. запускал торпеду «Бостон-торпедоносец».

Одним из основных недостатков в указанных «методах наведения» было «техническое несовершенство» применяемого оружия в сложных условиях морского боя. Необходимо иметь в виду, что в то время радиолокационных средств обнаружения и прицеливания не существовало, а все эти операции выполнялись визуальным и оптическим способом, что затрудняло подготовку исходных данных для сброса оружия.

Отсюда, низкая результативность атак и значимые потери лётных экипажей, в том числе и хорошо подготовленных. Ну, а война, как известно, всё спишет, к тому же холодные воды Балтики надёжно скроют тайны и горечи ушедших в историю боёв.

                Боевые действия дивизии.
В 16.20  группа из десяти  торпедоносцев (топмачтовиков) А-20 и девяти  бомбардировщиков Пе-2, а за нею через шесть минут в таком же составе вторая группа вылетали на бомбардировку кораблей противника в Данцигской бухте. Однако из-за сильного тумана на малых высотах вернулись обратно. Торпедоносцы произвели посадку на аэродром с торпедами, а   топмачтовики сбросили бомбы на полигоне и приземлились с пустыми подвесками.

Садиться с бомбами в целях безопасности запрещалось, но такие случаи всё равно происходили, что приводило к серьёзным разбирательствам и докладам наверх. Так же запрещалось садиться на аэродром с неисправными шасси, а их, как правило, заклинивало при попадании пуль и осколков  снарядов в корпус самолёта. Для этой цели, параллельно «взлётке», нарезалась вторая полоса, на которую садились на фюзеляже или ещё проще, «на брюхо».

Почти к вечеру с той же задачей в Данцигскую бухту вылетело девять пикировщиков Пе-2 и десять торпедоносцев А-20. Сводную группу возглавлял майор Попов. В 17.10 с высоты 3000-2100 метров они атаковали крейсер, маневрирующий в семи километрах от мыса Хель. Однако разрывы  бомб были отмечены только в 10-50-ти метрах за кормой вражеского корабля. В результате удара было израсходовано двадцать две авиационные бомбы ФАБ-250.

В данном случае, как в предыдущем и последующих, расход боезапаса был связан с эффективностью нанесённых ударов, а те в свою очередь   зависели от множества других факторов, одним из которых являлись метеоусловия. Именно они ухудшали «полётную видимость», что усложняло бомбометание. Всё это происходило в условиях дефицита времени на прицеливание, которое составляло не более чем 5-10 секунд.

                21-й истребительный авиационный полк.
Лётчики полка в период с 10.53 до 20.28 группами по восемь самолётов Як-9 сопровождали и прикрывали в бою экипажи «Илов» от 11-й штурмовой авиационной дивизии.  В полдень восемь Як-9 майора Храмова в районе Пиллау вели воздушный бой с четырьмя ФВ-190, которые были сбиты южнее военно-морской базы. Один Як-9, подбитый в бою, при посадке без щитков в конце пробега скапотировал. Лётчик Рябенко остался жив, а самолёт отправлен в ремонт.

Так же экипажами 23-10 самолётов Як-9 полк осуществлял прикрытие  групп Пе-2 от 12-го БАП в районе военно-морской базы Пиллау и мыса Хель. Десятью Як-9 сопровождал «Бостоны» от 51-го минно-торпедного авиационного полка. Парами Як-9 вёл постоянно разведку кораблей противника в Балтийском море и Данцигской бухте.
                *     *      *
Далее, действия бомбардировщиков Пе-2, входящих в состав 8-й дивизии будут рассмотрены вместе с боевой работой  штурмовиков 11-й ШАД, наносившей удары по военно-морской базе Пиллау.

Суть в том, что командование ВВС флота в основе своих решений  опиралось на массированные удары разнородных авиационных групп. Оно тогда считало их наиболее эффективными для действий по важным объектам, насыщенным многочисленными средствами противовоздушной обороны.

Тем не менее, это порою приводило к большим потерям флотских экипажей и незавершённым задачам. Примером здесь могут служить штурмовки военно-морской базы Либава, проводимые в ходе наступательной операции в Прибалтике.

                11-я штурмовая авиационная дивизия.
Совместно с 8-й минно-торпедной авиационной дивизией, наносящей удары по Пиллау, работали штурмовые полки 11-й ШАД. Эта активность возникла не сама по себе. Именно в этот день через основной порт Пиллау началась активная эвакуация войск противника, гражданского населения, имущества и оборудования. Основным маршрутом служил Кенигсбергский канал, пролегающий от Кенигсберга вдоль залива Фриш Гаф до самого порта.
                *    *    *
Планом взаимодействия с фронтовой авиацией всё было продумано до мелочей. Так что в 10.00 по аэродрому «Нойтиф» должны были отработать бомбардировщики и штурмовики 1-й Воздушной армии. Это делалось для того,  чтобы исключить участие истребителей противника в отражение массированного удара по Пиллау. В это же  время ВВС флота двумя сводными группами  из 38-ми Ил-2 и 26-ти Пе-2, в сопровождении 39-ти «Яков» должны были нанести удары по порту и военной гавани Пиллау.

Однако вылет фронтовых групп из-за тумана в районе боевых действий был отменён, а флотские экипажи успевшие взлететь приказом командующего ВВС были возвращены обратно на аэродромы. Повторный вылет для них был переназначен на одиннадцать часов дня. К этому же времени готовились катера для спасения экипажей в аварийных случаях.   

                Первый совместный удар по Пиллау.
Не дождавшись в условленное время «армейцев», ударные полки морской авиации начали действовать самостоятельно. Для уничтожения кораблей и транспортов противника в военной гавани Пиллау вылетели сразу две группы Ил-2.  Атаки штурмовиков осуществлялись с высоты 1100 до 150 - 100 метров под прикрытием истребителей Як-9.

Первая группа из двадцати «Илов» от 8-го ШАП, возглавляемая  майором Тургеневым и вторая из восемнадцати Ил-2 от 47-го ШАП с ведущим офицером Глухаревым.

Вслед за штурмовиками, ровно через три минуты, в сопровождении  истребителей последовала группа бомбардировщиков из 26-ти Пе-2, ведомая майором Усенко. Пикировщики имели основную задачу уничтожать транспорта в порту Пиллау. Всё сводилось к тому, чтобы воспрепятствовать эвакуации войск, беженцев и имущества в порты западной Германии.

Уже  в 11.30 одним заходом двадцать Ил-2 от 8-го ШАП тремя группами отработали сразу по трём транспортам. Тем не менее, прямых попаданий по целям не последовало. Однако на причалах был вызван взрыв большой мощности, сопровождаемый сильным пожаром. 

В это же время вторая группа из восемнадцати Ил-2 от 47-го ШАП стремительным пикированием атаковали ещё два судна. Прямым попаданием двух «ФАБов» был потоплен транспорт 4000 тонн, а другой водоизмещением 3000 тонн повреждён. В районе цели также были атакованы четыре истребителя ФВ-190, один из них сбит.

После ударов штурмовиков в атаку пошли бомбардировщики майора Усенко. Группа из 26-ти Пе-2, пикируя с высоты 3300-2200 метров, ударили «фугасами» по транспортам в порту Пиллау. Прямым попаданием ФАБ-250 потоплен один транспорт водоизмещением 8000 тонн,  и ещё один водоизмещением 4000 тонн основательно повреждён. В ходе атаки израсходовано семьдесят фугасных бомб.
                *    *     *
Здесь необходимо сказать о том, что размещение боевых кораблей и транспортов в Военно-морской базе Пиллау осуществлялось, как в самом порту, так и Военной гавани, основательно укреплённой перед самой войной.

По месту это вписывалось в единый километровый контур, входящий в общую систему коммуникаций и защиты средствами ПВО. Чуть севернее в прямой видимости от ВМБ размещался основной аэродром истребителей «Нойтиф», прикрывающих флот в местах его постоянной дислокации.    

                Второй совместный удар по Пиллау.
И всё же, с 12.03 до 14.02, тремя запоздалыми ударами штурмовиков и бомбардировщиков, 1-я Воздушная армия отбомбилась по аэродрому «Нойтиф», уничтожив при этом семь самолётов, две батареи малой зенитной артиллерии и подавила огонь девяти батарей ЗА и МЗА.

Они так же вывели из строя около четырнадцати  самолётов и лётное поле Пиллауского аэродрома, после чего вылеты с него были прекращены. Тем самым «армейцы» создали благоприятные условия для действия морской авиации по военной базе противника.

Используя сложившуюся ситуацию, первая группа флотских штурмовиков с ведущим старшим лейтенантом  Красовским, в 15.35  шестнадцатью Ил-2, атаковала транспорт 5000 тонн в «военной гавани»  Пиллау. Прямым попаданием бомбы транспорт был выведен из строя. Один экипаж Ил-2 лётчика Варина не вернулся с боевого задания.

Вторая группа - ведущий старший лейтенант Глухарёв. В 15.41 семнадцать Ил-2 штурмовали транспорт и четыре быстроходные  десантные баржи в Кенигсбергском канале. Точным ударом ФАБ-250 потоплена одна баржа. Два самолёта Ил-2, обстрелянные огнём зенитной артиллерии были сбиты и упали севернее Пиллау.

Штурмовка обоих групп осуществлялась под прикрытием 8-ми Як-9 каждая. В свою очередь лётчики 9-го истребительного авиационного полка, прикрывающие штурмовиков, короткими атаками Як-9 сбили два ФВ-190.

                Третий совместный удар по Пиллау.
После ударов по транспортам и судам в Кенигсбергском канале атаки морской авиации вновь были перенесены на военно-морскую базу Пиллау. В 16.45 восемнадцать пикировщиков Пе-2, ведущие майором Усенко, под прикрытием 12-ти истребителей Як-9 повторно бомбили корабли и транспорта в Военной гавани Пиллау.

Под непрерывным огнём зенитной артиллерии прямыми попаданиями бомбы был потоплен транспорт, водоизмещением 3000 тонн и повреждён ещё один в 2000 тонн. Израсходовано: 41 ФАБ-250. В ходе боя корабельными средствами противовоздушной обороны подбит один Пе-2, но лётчик всё же сумел посадить повреждённый самолёт и спасти свой экипаж.

На этом упорные бои с целью воспрепятствовать снабжению и эвакуации противника не закончились. В 19.26 двенадцать Ил-2, ведомые  Благодаровым, атаковали два транспорта в «гавани» Пиллау. Прямым попаданием 250-ти килограммовой бомбы потопили один транспорт, водоизмещением 6000 тонн. В районе цели вёлся постоянно сильный огонь зенитной и малой зенитной артиллерии, в результате чего был сбит один Ил-2, который упал в районе цели.

Вслед за группой Благодарова в бой вступили пятнадцать Ил-2 старшего лейтенанта Глухарёва. Одним заходом они штурмовали два транспорта в порту Пиллау. По докладу экипажей и истребителей, сопровождения прямым попаданием бомбы, потоплен транспорт в 4000 тонн. Попаданием ещё двух «соток» повреждён второй, водоизмещением 3000 тонн.

Всего в бою группой было израсходовано: шестнадцать ФАБ-250, двадцать восемь ФАБ-100, шестьдесят реактивных снарядов, девятьсот сорок снарядов бортовых пушек, тысяча пятьсот пулемётных патронов, в том числе и 12,7 мм. В свою очередь средняя плотность ответного зенитного огня противника составляла около пятнадцати тысяч снарядов в минуту.

В таких условиях осуществить прицельное  бомбометание было весьма сложно. Более того, время атаки, когда цель находилась в зоне поражения, практически измерялось секундами. За это время лётчик даже не успевал увидеть результата своей работы, это за него делали экипажи прикрывающих истребителей, в обязанность которых входило осуществлять контроль атак.

В ходе удара один Ил-2, получив повреждения от зенитной артиллерии противника, произвёл посадку на аэродроме Цинтен. Второй экипаж подбитого «Ила» вынужден был посадить свою машину на аэродроме Лабиау. Необходимо иметь в виду, что удары каждой группы штурмовиков Благодарова и старшего лейтенанта Глухарёва производились под прикрытием восьми Як-9.

                9-я штурмовая авиационная дивизия.
От 9-й ШАД в этот день работал 35-й штурмовой авиационный полк, нанося бомбовые удары по кораблям противника в Данцигской бухте. Так первая группа из шести Ил-2, ведомая Пилипенко под прикрытием «Яков» вышла на рубеж севернее устья Вислы. Затем в 12.00 с высоты 1200-300 метров атаковала стоящий на месте транспорт водоизмещением в 2000 тонн.  Прямым попаданием двух «соток» транспорт был потоплен. Однако, два штурмовика Ил-2, обстрелянные зенитным огнём с судна, получили повреждения.

Вторая группа из 16-ти Ил-2, вылетевшая во второй половине дня, из-за плохих метеоусловий, вынуждена была вернуться обратно. На самом деле в районе боевых действий  облачность составляла 10 баллов, высота нижней кромки 50-100 метров, видимость до одного километра.

В результате чего один Ил-2 с задания не вернулся, как выяснилось потом,  из-за нехватки горючего произвёл посадку на аэродроме Мариенбург. Второй Ил-2 тоже с пустыми баками «приземлился» на дом в городе Эльбинг. Самолёт разбился, пилот погиб, а воздушный стрелок в тяжёлом состоянии был отправлен в госпиталь.

                Истребительная и разведывательная авиация.
Истребительная авиация - своим непосредственным сопровождением прикрывала группы штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков  Пе-2. Парами вела разведку кораблей противника в Балтийском море и Данцигской бухте, прикрывала с воздуха базу Швентой.

Разведывательная авиация - 15-й РАП с 06.15 до 20.35 вёл разведку кораблей и транспортов в Балтийском море. Два Як-9, вылетавшие на аэрофотосъемку в ВМБ Либава в 11.36 были неожиданно атакованы четырьмя ФВ-190. Один Як-9 с лётчиком Героем Советского Союза лейтенантом Тоболенко был сбит авиацией противника. Пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом в море, где он и погиб в холодных водах Балтики.
                3.3 Результаты боевых действий.
Всего в течение дня авиацией ВВС Балтийского флота было совершенно - 382 самолётовылета. Из них: торпедоносцами и топмачтовиками – 10, бомбардировщиками - 53 , штурмовиками - 120, истребителями – 149, разведчиками – 50. 

В ходе нанесённых ударов по противнику потоплено - шесть транспортов общим водоизмещением - 27000 тонн, повреждено - пять транспортов - 17000 тонн совокупного водоизмещения. В воздушных боях сбито пять  ФВ-190. Свои потери: три Ил-2 сбиты зенитной артиллерией, два Ил-2 не вернулись с задания, один Ил-2 потерпел катастрофу, один Як-9 был сбит истребительной авиацией противника.
                *    *    *
Для анализа и оценки боевых вылетов необходимо учитывать назначение и количество авиационных полков ВВС БФ, участвующих в операции. Так, по состоянию на апрель 1945 года в боевом строю значилось: штурмовых полков - 4, бомбардировочных - 1, минно-торпедных - 2, истребительных – 8, разведывательных - 1.

Примечание:
В публикации использованы архивные материалы ЦАМО РФ и Центрального архива ВМФ.

               
                Продолжение следует…


Рецензии