Дивизия прорыва. 7. Штурмовики над морем

   Кенигсбергская операция.
Хроника фронтовых событий.
               


                ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА
                (продолжение)

                1. Третий день операции - 8 апреля 1945 года.
В течение дня, с 8.00 до 20.00 авиация Балтийского флота наносила  торпедно-бомбовые удары по кораблям противника в Балтийском море и Данцигской бухте. Так же осуществляла бомбардировку и штурмовку кораблей и транспортов в военно-морской базе Пиллау. Вела воздушную разведку в указанных районах. 

В этот решающий день ударные группы бомбардировщиков, штурмовиков и торпедоносцев флота, в основном, действовали «самостоятельно». В свою очередь, тактика взаимодействия ВВС БФ с 1-й Воздушной армией тоже претерпела изменения.

На этот раз, фронтовые группы штурмовиков Ил-2 бомбардировали аэродром «Нойтиф» ещё до нанесения ударов флотской авиации по военно-морской базе Пиллау, таким образом, обеспечили ей оптимальные условия  для вхождения в атаку. 

С этой целью первый удар был нанесён в 9.09, а затем ещё закреплён  штурмовкой в 13.45. В результате двух налётов  атакам подверглись свыше 30-ти самолётов противника. Из них было сожжено и разбито до четырнадцати и десять повреждено, а так же уничтожено две батареи малой зенитной артиллерии прикрывающих базу.

Здесь надо иметь в виду, что основную нагрузку от авиационных объединений в Кенигсбергской операции несла именно 1-я Воздушная армия, которая постоянно прикрывала и поддерживала наступающие войска 3-го Белорусского фронта.
                *    *      *
Метеобстановка в районе боевых действий: облачность 10-5 баллов, высота нижней кромки 100-600 метров, видимость 10-4 километра, дымка, ветер западный 3-7 метров в секунду, температура +5+3 градуса.

                11-я штурмовая авиационная дивизия.
Несмотря на однотипность самолётов, способы применения фронтовой и морской авиации всё же разнились. Естественно, что это зависело от тех задач и условий, в которых они выполнялись. Так, к примеру, в воздушных армиях, при бомбардировке аэродромов,  оснащённых мощными средствами  противовоздушной обороны, Ил-2 заходили на штурмовку только после удара по ним бомбардировщиков.

В морской авиации всё выглядело прозаичнее, здесь первыми в бой всегда вступали экипажи штурмовиков Ил-2, будь это военно-морская база, аэродромы, порты, группы кораблей на рейде или караваны судов в море. А уже после них, через 2-3 минуты бомбардировку осуществляли пикировщики Пе-2, торпедоносцы или топмачтовики, хотя в отдельных случаях все они могли действовать и самостоятельно, добиваясь при этом положительного результата.

Как правило, группы бомбардировщиков составляли 24-27 самолётов и  наносили удары, как с горизонтального полета, так и пикированием с высоты - 3500-3000 метров Выход из «пике» производился уже на высоте - 2000-2100.  Таким образом, минимальная высота при атаке составляла не менее 2000 метров.

Кстати «армейские» истребители, сопровождающие группы штурмовиков и поддерживающие их своими ударами на поле боя опускались, согласно всем канонам, до высоты 500 метров и успешно выходили из атаки. Конечно же, для такого манёвра важен был вес самолёта. Тем не менее, у «пешки» стояло два двигателя по 1100 лошадиных сил каждый и она несла, достаточно  небольшой  для бомбардировщика заряд в 500-600 килограммов.

Ещё одна важная деталь. Бомбардировщики всегда действовали звеньями, по три самолёта с разных направлений, вынуждая противника распылять свои силы. Это приводило к снижению плотности зенитного огня, количества попаданий в машины и самого ущерба экипажам.

В свою очередь, штурмовики Ил-2 первыми входили в зону поражения зенитных орудий и наносили удары, пикируя с высоты 900-300 до 150-100, а порою и до 50 метров. Всё это происходило на минимальной дальности в самой опасной зоне  прицельного огня противника.

Отсюда штурмовики занимали второе место по потерям после торпедоносцев и топмачтовиков. Бостоны, в свою очередь, подходили к выбранной цели на ещё более опасной высоте 30 метров, затем бросали торпеды и бомбы с небольшой дальности, примерно в 200-500 метров.

При выходе на задание бомбовый заряд Ил-2 составлял две бомбы ФАБ-250. Для подавления зенитного огня в военно-морской базе или на кораблях противника штурмовики уже наряжались 4-мя ФАБ-100, при этом максимально использовался пулемётно-пушечный огонь и реактивные снаряды. Пикировщики Пе-2 загружались бомбами ФАБ-250 и ФАБ-500 до общего веса в 600 килограмм, так как тысячекилограммовый заряд явно ухудшал маневренные возможности самолёта.

                Боевые действия дивизии.
Ударные группы от 8-го штурмового авиационного полка в период с 09.10 до 15.30 вылетали на штурмовку транспортов противника в ВМБ Пиллау.  Пикированием с высоты 1500 - 350 до 150 метров было произведено два удара. Непосредственное прикрытие штурмовиков выполняли истребители дивизии.

Первая группа - ведущий Красовский. В 09.59 семнадцать Ил-2 атаковали транспорта в «военной гавани» Пиллау. По докладу истребителей сопровождения, потоплен транспорт, водоизмещением 3500 тонн. Прямым попаданием бомбы повреждён ещё один транспорт, водоизмещением 6000 тонн.

Вторая группа - ведущий старший лейтенант Дубина.  В 14.27  шестнадцать Ил-2 штурмовали транспорта в «порту» Пиллау. Прямым попаданием 250-ти килограммового фугаса потоплены сразу два транспорта. Один, водоизмещением 3500, а другой 6000 тонн.  Обстрелянные зенитным огнем, четыре Ил-2 получили повреждения, и вышли из строя на одни сутки.

47-й штурмовой авиационный полк. Две группы из 29-ти Ил-2 в период с 09.14 до 15.22 вылетали на бомбоштурмовой удар по транспортам противника в ВМБ Пиллау.  В сопровождении истребителей проведено две атаки пикированием с высоты 1500 - 450 до 150 метров.

Первая группа - ведущий лейтенант Остапенко.  В 10.00 в составе пятнадцати Ил-2, одним заходом нанесла удар по  двум транспортам и тральщику в Кенигсбергском канале. В результате налёта повреждён  тральщик. Один Ил-2, обстрелянный и подбитый  зенитной артиллерией, произвёл вынужденную посадку на фронтовом аэродроме Тильзит.

Вторая группа - ведущий капитан Акаев. В 14.30 четырнадцатью экипажами Ил-2, атаковали транспорта в южной части Пиллау. Прямым попаданием «сотки» был повреждён транспорт 4500 тонн. На причалах вызвано четыре взрыва, сопровождаемые пожарами. Подавлен огонь двух батарей ЗА. Один Ил-2, обстрелянный огнём зенитной артиллерией, произвел посадку на армейском аэродроме Павунден. Лётчик невредим, раненный стрелок отправлен в госпиталь.

                9-я штурмовая авиационная дивизия.
7-й штурмовой авиационный полк.  24 Ил-2 в период с 7.54 до 13.25, группами 7-8 самолётов – всего пять групп, вылетали на бомбоштурмовой удар по кораблям, транспортам противника в Балтийском море и Данцигской бухте. Групповые удары наносились стремительным пикированием с высоты 1100 до 100 - 50 метров. Прикрытие велось истребителями Як-9.

Первая группа - ведущий Гончаров. В 8.33 в устье Вислы восемью самолётами Ил-2, одним заходом штурмовали сторожевой корабль, тральщик и большую десантную баржу. Прямым попаданием ФАБ-250 потоплен транспорт 2000 тонн водоизмещения и сторожевой корабль с живой силой. Ударной волной взорвавшегося транспорта сбит штурмовик Ил-2. Экипаж самолёта погиб.

Вторая группа - ведущий старший лейтенант Романов. Севернее устья Вислы восемью Ил-2, двумя заходами атаковали три больших десантных баржи и один буксир на месте. Прямым попаданием 100 и 250-ти  килограммовыми фугасами потоплены две десантные баржи. 

Третья группа - ведущий старший лейтенант Карлов. В 08.48  северо-восточнее устья Вислы восемью Ил-2, ударили по сторожевому кораблю и миноносцу на месте.  Прямым попаданием ФАБ-100 потоплен сторожевой корабль и повреждён миноносец. В ходе боя, зенитным огнём, сбит один штурмовик, который упал в зоне обстрела. Другой подбитый Ил-2 ушёл в сторону Гдыни и с задания не вернулся.

Четвёртая группа - ведущий старший лейтенант Романов. В 12.30 юго-восточнее мыса Хель восемью Ил-2, одним заходом атаковали эсминец, сторожевой корабль и танкер. В результате потоплен сторожевой корабль, попаданием одной бомбы повреждён эсминец. Таранным ударом Ил-2, под управлением старшего лейтенанта Романова повреждённый эсминец  потоплен. Пилот погиб.

Пятая группа - ведущий старший лейтенант Одегов. Севернее устья Вислы семью Ил-2, в 12.35, одним заходом отработали по транспорту, миноносцу и сторожевому кораблю на месте. Прямым попаданием ФАБ-250 потоплены транспорт 8000 тонн водоизмещения и миноносец.

35-й  штурмовой авиационный полк - ведущий капитан Пилипенко. Шестнадцатью Ил-2, под  прикрытием восьми Як-9, в период с 11.55 до 13.20 вылетали на бомбардировку и штурмовку кораблей противника в Балтийском море. В 12.33, одним заходом с 400 метров атаковали конвой в составе двух крейсеров, четырёх миноносцев и трёх транспортов. Прямым попаданием 250-ти  килограммового фугаса потоплен транспорт 2000 тонн водоизмещения и повреждён миноносец.

                8-я минно-торпедная  авиационная дивизия.
С  09.11 до 12.16 - пять торпедоносцев и пять топмачтовиков А-20 от первого минно-торпедного авиаполка с ведущим майором Кузнецовым  вылетали на уничтожение кораблей противника в Балтийском море.

В 10.52 экипажи обнаружили конвой в составе: четырёх транспортов, миноносца, сторожевого корабля, двух танкеров и быстроходной десантной баржи. Из-за тумана в районе цели, после трёх попыток атаковать конвой, ведущий группы принял решение выйти из боя.

Тем не менее, лётчик Аболмасов на «Бостоне», преодолев пелену тумана, пошёл в атаку. В результате, отстал от группы и совершил вынужденную посадку на ближайшем аэродроме. На обратном маршруте второй экипаж А-20 атаковал одной торпедой крейсер типа «Киппер». Результат удара лётчик не наблюдал. При посадке группы на свой аэродром топмачтовики сбросили бомбы на полигоне, а торпедоносцы произвели посадку с торпедами.

В период с 16.04 до 17.07 группа, в составе двух торпедоносцев и двух  топмачтовиков А-20 с ведущим Скрябиным вылетала на торпедобомбовый удар по кораблям противника в Балтийском море. Из-за плохих метеоусловий возвратилась обратно.

51-й минно-торпедный авиационный полк. В 10.40 группа, ведомая   майором Орленко,  в составе шести торпедоносцев и  четырёх топмачтовиков А-20 атаковали крейсер, идущий в группе кораблей из двух крейсеров, эсминца и трёх миноносцев.    

В результате удара израсходовано шесть торпед, две бомбы ФАБ-500 и шесть ФАБ-250, но прямых попаданий не отмечено. В данном случае кроме изъянов погоды в полной мере проявилось  несовершенство оружия и способов его применения. Однако, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, напряжение - три самолётовылета на экипаж оставалось в силе.

Отсюда, в 16.00 на повторный удар по кораблям противника в Балтийском море вылетели ещё восемь торпедоносцев и  три  топмачтовика А-20, но из-за плохой погоды вернулись обратно. Как обычно, торпедоносцы произвели посадку на аэродром с торпедами, а  топмачтовики перед приземлением сбросили бомбы на полигоне.

12-й бомбардировочный авиационный полк. Тремя группами из 27-ми Пе-2, ведущими  майором Усенко с прикрытием 22-х Як-9 вылетали на бомбардировку кораблей противника в Балтийском море. В 10.35 с высоты 3000-2200 метров атаковали группу кораблей в составе: двух крейсеров, эсминца и трёх миноносцев.

Прямым попаданием четырёх бомб  ФАБ-250 потоплен эсминец. Так же отмечено прямое попадание бомбы в кормовую часть крейсера, из-за  чего тот был повреждён. По причине сильного зенитного огня, два экипажа Пе-2 получили  повреждёния своих самолётов и посадили их на ближайшие аэродромы Лабиау и Мариенбург.
                *     *      *
С целью сдерживания процесса эвакуации немецких частей и гражданского населения на запад, в работу включились экипажи миноносцев из трёх А-20 и двух Ил-4. В течение дня им удалось, под непрерывным огнём с земли и кораблей, установить девять мин в районе порта Пиллау.

                Истребительная и разведывательная авиация.
Истребительная авиация своим непосредственным сопровождением прикрывала группы штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков  Пе-2, вылетающих на задание, вела разведку кораблей и транспортов в Балтийском море. При сопровождении Ил-2, в район полуострова Хель, встреч с истребителями противника не было. В бою потерян один Як-9. Надо заметить, что в этот день немецкая авиация совсем не досаждала истребителям флота.

3-й истребительный авиационный полк. Четыре Ла-7 вылетали на штурмовку катера противника в районе Швентой. Однако катера обнаружить не удалось.
4-й истребительный авиационный полк. Десять Ла-5 вылетали на отсечение истребительной авиации  противника в районе мыса Хель. Встреч с ИА противника не было.

Разведывательная авиация. 15-й разведывательный авиационный полк вёл разведку кораблей и транспортов в Балтийском море. Задание выполнено.

                Результаты боевых действий.
Всего, в течение дня, авиацией ВВС Балтийского флота было совершенно - 359 самолётовылета. Из них: торпедоносцами - 21, топмачтовиками - 14, бомбардировщиками - 27 , штурмовиками - 117, истребителями – 132, разведчиками – 48. 

Потоплено: шесть транспортов общим водоизмещением - 27000 тонн, повреждено пять транспортов - 17000 тонн совокупного водоизмещения, подавлен огонь 2-х батарей ЗА, на причалах Пиллау вызвано четыре очага пожара. Потери: два Ил-2 сбиты зенитной артиллерией и один Ил-2 сбит ударной волной взорвавшегося транспорта, один Ил-2 и Як-9 не вернулись с задания.

Примечание:
В публикации использованы архивные материалы ЦАМО РФ и Центрального архива ВМФ.

               
                Продолжение следует…


Рецензии