Призрак Марии-Антуанетты
Две чопорные классные дамы Шарлотта Энн Моберли (1846–1937) и Элеанор Журден (1863–1924) решили посетить Париж. Подруги возглавляли женский колледж Святого Хью в Оксфорде, пользовались безупречной репутацией и происходили из семей высшего духовенства. Ходили, правда, слухи, что дамы испытывали друг к другу особую страстную привязанность (folie a deux, как туманно выражались в те строгие викторианские времена). Однако, дальше сплетен дело не заходило и никаких доказательств на сей счет не сохранилось.
Шарлотта Моберли приняла предложение своей молодой французской коллеги посетить ее историческую родину. Ранее Элеанор Журден проживала в Париже, где обучала языку детей английских иммигрантов. Ей не терпелось вновь побывать во Франции. Свой первый отпуск подруги решили начать с осмотра достопримечательностей французской столицы. Разумеется, в этом случае, никак нельзя было обойтись без посещения Версаля – бывшей резиденции французских королей.
Несмотря на всю свою ученость, англичанки не особо разбирались в истории. По собственному признанию Ш. Моберли: «У нас были очень смутные представления о том, куда мы направляемся и что там можно увидеть. Мы обе думали, что прогулка может оказаться скучной. Мы сидели в Зеркальном зале, в открытые окна дул приятный свежий ветерок. Я предложила посмотреть Малый Трианон». Этот небольшой дворец известен прежде всего тем, что в 1774 г. король Людовик XVI передал его во владение своей любимой девятнадцатилетней жене Марие-Антуанетте.
Как и всякие путешествующие по Европе, туристки пользовались самым надежным путеводителем Бедекера, но что-то пошло не так. Они пропустили поворот на главную аллею, ведущую к Трианону и свернули в боковой переулок. Дальше началась сплошная мистика.
Внезапно подруг охватило странное оцепенение и тревога. Цветочные клумбы и деревья стали плоскими, как на старинном гобелене. Они не отбрасывали тени и не шевелили ветвями. Послышались звуки старинной музыки, откуда ни возьмись появились лакеи в серо-зеленых ливреях и маленьких треугольных шляпах. Они любезно раскланивались и жестами указывали дальнейший путь. Возле павильона Храм любви перепуганных англичанок встретил величавый мужчина, одетый по придворной моде XVIII в. За ним открывалась изумрудно-зеленая лужайка, на которой располагались фигуры в напудренных париках и атласных платьях. Все они замерли в живописных позах, как на витрине музея восковых фигур мадам Тюссо. На переднем плане сидела женщина с мольбертом. Она была так увлечена рисованием, что не обратила на посетительниц никакого внимания и даже не удостоила их взглядом.
Ш. Моберли и Э. Журден, как во сне, еще некоторое время бродили по парку, пока к ним не вернулось ощущение реального времени. Понадобилась целая неделя, чтобы они пришли в себя и смогли собраться с мыслями. Дамы пришли к выводу, что видели саму королеву Марию-Антуанетту, такой, как ее изобразил художник Адольф Ульрих Вертмюллер в 1785 г.
Рассматривая галерею портретов конца XVIII в., они однозначно признали в мужчине-распорядителе графа де Водрейля – преданного друга королевы и графа д’Артуа, будущего короля Франции Карла X.
Под глубоким впечатлением от произошедшего, Ш. Моберли и Э. Журден еще несколько раз посещали Версаль, но ничего подобного с ними больше не происходило. Никаких следов пребывания членов королевского двора в парке Версаля не обнаружилось. Тем не менее, Ш. Моберли и Э. Журден не оставляли надежды разобраться в этом странном и необъяснимом происшествии.
Они были убеждены, что стали свидетелями тех событий, которые произошли 10 августа 1792 г., всего за шесть недель до падения французской монархии, когда дворец Тюильри уже был осажден восставшими. Спустя десять лет после посещения Версаля Ш. Моберли и Э. Журден поведали миру о своих переживаниях в небольшой книжечке под незамысловатым названием «Приключение».
Дамы предусмотрительно скрыли свое авторство под псевдонимами Элизабет Морисон и Фрэнсис Ламонт, так как справедливо опасались насмешек и улюлюканья со стороны либеральной критики. Вопреки ожиданиям, их сочинение было встречено с большим интересом и даже сочувствием. Общество переживало увлечение спиритизмом и парапсихологией, поэтому книжечка пришлась весьма кстати. Конечно, не обошлось без грубых выпадов и утверждений, что дамочки просто перегрелись на солнышке. Несколько психиатров высказалось в том духе, что описанные события были не более, чем галлюцинацией. Кто-то раздобыл старинный план Версальского парка и не нашел на нем тех дорожек и мостиков, которые фигурируют в описаниях анонимных авторов.
Оригинальное объяснение было предложено в 1965 г. французским писателем Филиппом Жуллианом. По его мнению, дамы пали жертвой исторической реконструкции, устроенной любителями старины. Во время описываемых событий в пригороде Версаля проживал небезызвестный граф Роберт де Монтескье-Фезенсак. Лощеный аристократ, денди, покровитель искусств, знаковая фигура французской Бель Эпок. Он часто устраивал костюмированные балы, на которых гости исполняли живые картины на разные исторические сюжеты. Не исключено, что сбитые с толку англичанки могли принять художественную мистификацию за реальность.
В некоторых источниках даже называются возможные исполнительницы роли Марии-Антуанетты. Это могла быть двоюродная сестра Р. де Монтескье графиня Элизабет Греффюль, хозяйка одного из самых модных салонов Парижа. Другой вероятной кандидатурой на роль королевы считается маркиза д'Эрве де Сан-Дени.
Несмотря на стену недоверия, Ш. Моберли и Э. Журден упорно твердили свое и не желали слушать никаких аргументов. Более того, впоследствии обе дамы не раз заявляли о своих новых паранормальных контактах. Ш. Моберли утверждала, что в 1914 г. встретила в Лувре римского императора Константина. Он предстал человеком громадного роста, в тоге и золотой короне. Правда, никто из других посетителей музея его не заметил. Во время Первой мировой войны Э. Журден обнаружила в колледже Святого Хью немецкого шпиона. Разгоревшийся скандал привел к разбирательству секретных служб и массовым отставкам преподавателей.
В 1981 г. режиссер И.Кертис экранизировал историю Ш. Моберли и Э. Журден на английском телевидении («Miss Morison’s Ghosts») с Венди Хиллер в роли Моберли и Ханны Гордон в роли Журден. Этой же теме посвящена 90-минутная радиопостановка Би-Би-Си в 2004 и 2015 г.г
Свидетельство о публикации №221053101102