Речь как обученное поведение

Основные положения анализа вербального поведения Б.Ф. Скиннера

Отдельные составляющие игровой методики Речекон, направленной на развитие родной речи и изучения иностранных языков, можно использовать в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. С целью дальнейшего исследования возможностей использования Речекона людьми с РАС, а также определения объема и содержания необходимой для этого адаптации уже существующих или разработки новых игровых сценариев Речекона, рассмотрим основные положения концепции речевого поведения Б.Ф. Скиннера.

В основе этого подхода лежит взгляд на речь как на приобретенное поведение, которое развивается и поддерживается за счет тех же связанных с окружающей средой факторов (переменных) и закономерностей, которые контролируют невербальное поведение (стимульный контроль, мотивационные условия, подкрепление и пр.).

Вообще поведение – это внешняя, доступная непосредственному наблюдению деятельность (совокупность поступков и действий, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде».

Бихевиоризм рассматривает речевое поведение как разновидность социального поведения, изучая лишь отношения между непосредственно наблюдаемыми действиями и последующими событиями, и исключает из рассмотрения гипотетические параметры предполагаемого инициирующего внутреннего агента (по аналогии с природным механизмом естественного отбора, движущей силой которого является отбор по результатам – последствиям возникновения новых форм и функций организма без учета инициировавших эти изменения факторов).

Опирающийся на экспериментальные исследования скиннеровский анализ вербального поведения изучает не реакцию на предшествующие стимулы (антецеденты), а влияние на то или иное действие человека тех событий, которые за этим действием следуют (постцедентов).

При этом, как и в других видах поведения, паттерны речевого поведения сохраняются в результате отбора по последствиям (подкрепление и наказание). Если методом проб и ошибок определяется некоторый способ, неизменно влекущий за собой предсказуемые последствия, то в дальнейшем в аналогичных ситуациях будет использоваться именно он (например, прибавление слова «пожалуйста» к слову «дай», без которого взрослый не выполняет просьбу ребенка, постепенно приводит к рутинированию использования этой речевой формы в аналогичных ситуациях). Таким образом, определяющее влияние на совершаемое действие оказывает непосредственно следующее за действием и вызываемое этим действием событие (в данном случае – выполнение просьбы). В таком случае говорят, что постцедентный стимул (событие) определяет (контролирует) предшествующее действие.

От других видов поведения вербальное поведение отличается тем, что возможно только в вербальном сообществе, социально и культурно обусловлено и опосредованно другими людьми.

Для каждого индивида постепенно формируется вербальный репертуар, состоящий из наиболее эффективных форм, воспроизводимых в его поведении в опознаваемых условиях. Эти формы поведения усваиваются человеком в контакте с поведением других людей, то есть порождаются вербальным обществом и необходимы в этом обществе для осуществления оптимально эффективных действий. Требуемая форма, общепринятая для всех членов вербального сообщества, становится специфическим стимулом поведения.

Основное внимание в анализе вербального поведения сосредоточено на поведении говорящего. Слушатель же должен научиться посредством правильной реакции взаимодействовать с говорящим, подкрепляя его вербальное поведение.

Единицей анализа вербального поведения является оперант – функциональная связь происходящего в настоящее время действия (элемента вербального поведения) и последующего стимула, определяющего возникновение и форму этого действия. Скиннер выделил шесть основных вербальных оперантов: манд, такт, эхо-реакцию, интравербализапию, прочитывание и транскрипцию.

Манд – просьба, запрос о нужном или желаемом объекте (произнесение слова «печенье», когда хочется получить печенье). Это первый вербальный оперант, который осваивается ребенком и является неотъемлемой составляющей повседневного вербального взаимодействия. На раннем этапе развития речи манд очень важен, так как позволяет ребенку получить в ответ на свой запрос те подкрепления, которые удовлетворяют его насущные нужды (еду, игрушки, внимание, устранение неприятного фактора). Впоследствии у человека формируется умение обращаться к слушателю с запросом (мандом) о предоставлении вербальной информации (при этом используются вопросительные слова).

Такт – вербальный оперант, при котором ребенок называет непосредственно воспринимаемое действие, событие, предмет (произнесение слова «печенье», при виде печенья). Такт принято считать основой речи, поскольку трудно переценить значения умения правильно именовать непосредственно воспринимаемые предметы, явления и прочие наблюдаемые или ненаблюдаемые другими людьми факторы внешнего и внутреннего мира, (запах, боль, настроение и т.д.).

Эхо-реакция – повторение услышанного (произнесение слова «печенье» после того, как ребенок услышал, как это слово произнес другой человек). Эхо-реакция как способность воспроизводить речевую продукцию других людей не только позволяет научиться давать определения явлениям окружающего мира, но и способствует овладению более сложными речевыми навыками.

Интервербализация – оперант, представляющий собой дифференцированную реакцию говорящего на вербальное поведение окружающих: ответы на вопросы или поддержание разговора, при котором слово контролируется другими словами (произнесение слова «печенье» в качестве ответа на вопрос «Что купить к чаю?»). Интервербализационный репертуар обеспечивает говорящему возможность говорить и размышлять о предметах и событиях, выходящих за рамки актуальной ситуации. По сути дела, интервербализация – это разнообразные реакции, не имеющие точного соответствия с вербальным стимулом, включающие диалоги, понимание прочитанного, внутреннюю речь. При нормальном речевом развитии человек постоянно пользуется интервербализацией, описывая, рассказывая или объясняя что-либо собеседникам.

Прочитывание – это чтение вслух написанного слова (произнесение слова «печенье», при виде написанного или напечатанного слова «печенье») вне зависимости от того, понимает ли читающий смысл этого слова (осмысление прочитанного не входит в состав операнта «прочитывание»).

Транскрипция – это запись или дактилирование услышанных слов (написание, набор на компьютерной клавиатуре, выкладывание из карточек или кубиков с буквами, а также передача с помощью пальцевого алфавита слова «печенье», при виде написанного или напечатанного слова «печенье»), то есть «написание диктанта».

При прочитывании и транскрипции устанавливается соответствие между звуковым образом слова и его графическим символом.

Вышеописанные операнты являются первичными, базовыми. Все они функционально самостоятельны, освоение одного из них в процессе обучения не обеспечивает автоматически освоение другого.

Помимо этого, выделяются более сложные формы вербального поведения, из которых для нашего рассмотрения наиболее важными являются тактовые расширения, личные события и вторичный оперант аутоклит.

Общее тактовое расширение – такт, при котором новому контролирующему стимулу присущи все релевантные (определяющие) признаки изначального стимула. При общем таковом расширении происходит генерализация (обобщение) стимулов: если первоначально слово «печенье» относилось к конкретному его сорту, то при общем тактовом расширении это название распространяется на весь класс подобного рода выпечки, а также, например, на изображение печенья в книжных иллюстрациях.

Метафорическое тактовое расширение – такт, при котором новому контролирующему стимулу присущи некоторые, но не все релевантные (определяющие) признаки изначального стимула. Этим термином обозначается освоение ребенком метафор, например, «печенье тает во рту» не означает буквального таяния печенья, подобно льду или мороженому, а характеризует его исключительную мягкость.

Метонимическое тактовое расширение – такт, при котором новый контролирующий стимул не обладает релевантными (определяющими) признаками изначального стимула, но приобретает контролирующие свойства за счет некоторых нерелевантных, но имеющих отношение к изначальному стимулу признаков. Этот оперант описывает освоение метонимии – тропа, при котором слово заменяется другим по принципу смежности, например, «Я съел весь пакет» (не упаковку, а большую порцию, например, вкусного печенья).

Солистическое тактовое расширение – такт, при котором свойство стимула, имеющее лишь косвенное отношение к тактовой связи, вызывает аномальное вербальное поведение. В этом случае речь идет об оговорках и речевых ошибках, например, «надо купать печенье» вместо «купить».

Под «личными событиями» Скиннер подразумевал то, что обычно называют мыслями и чувствами, и высказавал предположение, что они контролируются теми же переменными, что и наблюдаемое поведение. Скиннер выделил четыре феномена для обучения обозначению личных событий: внешние проявления (взрослый, увидев, как ребенок при падении ударяется, произносит «Ой!», а в дальнейшем реакцию «Ой!» начинает вызывать болевой стимул уже у самого ребенка); косвенные реакции (если взрослый не видел падения, но замечает, что ребенок трет коленку и плачет, он может предположить болевые ощущения и научить ребенка называть переживаемое состояние «болью»); общие свойства (перенесение описательных свойств объектов на скрытые стимулы, например, описание состояние словом «волнение»); снижение реакции (при снижении объема внешних движений может формироваться такт внутренних стимулов по типу генерализации стимула, в результате чего ребенок может сказать, что представляет себе, как он, например, бегает).

Аутоклитом называется вторичный вербальный оперант, при котором стимулом для вербального поведения служит собственное вербальное поведение говорящего, вызывающее дополнительное вербальное поведение (т.е. аутоклит – это вербальная реакция говорящего на его собственное вербальное поведение). Например, в высказывании «Мне кажется, это печенье», слова «это печенье» являются первичной вербальной реакцией (такт) под контролем невербального стимула (находящейся в поле зрения упаковки с мучными изделиями), а «мне кажется» – аутоклитом, точнее – аутоклитическим тактом в отношении силы своей реакции.

В анализе вербального поведения особое место отведено слушателю, в задачи которого, помимо традиционных функций (восприятия и осмысления полученной от говорящего информации), входит выполнение роли посредника, подкрепляющего поведение говорящего, и роли дискриминативного (определенного) стимула для вербального поведения говорящего.

Таким образом, основные положения предложенного Скиннером анализа вербального поведения можно вкратце сформулировать следующим образом. Человеческая речь понимается как вербальное поведение, которое, подобно другим видам поведения, является обученным и находится под контролем последствий – подкреплений через взаимодействие с другими людьми. Единицами вербального поведения являются функционально независимые контингентные отношения действий и постцедентных стимулов – операнты (манд, такт, эхо-реакция, интравербализапия, прочитывание, транскрипция и др.). В процессе диалога используются различные операнты и их комбинации.

Использованные источники:
1. Большой энциклопедический словарь. Электронный ресурс. Код доступа http://znachenieslova.ru/slovar/encyclopedic/povedenie Дата обращения 30.05.2021
2. Варгас Э. А. «Вербальное поведение» Б. Ф. Скиннера: Введение // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2010. – Т. 4, № 2. – С. 56–78.
3. Купер Джон. О., Херон Тимоти. Э., Хьюард Уильям Л. – Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. – М.: Практика, 2016. – 864 с.
4. Толковый словарь Ушакова. Электронный ресурс. Код доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/940442/ Дата обращения 30.05.2021


Рецензии