О ценностях и правоте старой веры
Одной из действенных форм приобщения наших сограждан к ценностям старой веры стала передвижная фотовыставка “Хранители”. Проект явился победителем первого конкурса Фонда президентских грантов в 2019-м году и был приурочен к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Авторами уникальных фоторабот стали кировчане Туманов Евгений Валентинович и Тригубенко Сергей Вячеславович. Оба они, инженеры по специальности, стремились через документальную информативность каждой фотографии выразить художественный образ, что и удалось осуществить в полной мере. Фотоработы обоих мастеров уже при первом взгляде потрясали воображение: они были не просто высокохудожественны, но одухотворённы.
Выставка побывала в Кировской области, в Пермском крае и в других регионах, а организатором её явилась прихожанка Вятского прихода Казанско-Вятской епархии, кировчанка Наталья Белёва. Трудно было оторвать взор от чудесных фотографий, запечатлевших самые разные моменты в жизни староверов: Великорецкий крестный ход, благословление, совершаемое Владыкой Евфимием, епископом Казанско-Вятским и Уральским, просветлённые детские и женские лица, радость отцовства и материнства, зажжение свечей в храмах. Вдобавок к размещённым на стенах фотографиям благодарным зрителям был показан видеоролик под гениальную музыку Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”. Духовно-нравственный заряд от состоявшегося мероприятия был огромен.
Зрители познакомились с удивительным миром живущих рядом с нами старообрядцев-христиан, с их высоким религиозным сознанием, уважением к старшим и окружающим, трудолюбием, семейными и нравственными ценностями. Огромный пласт культуры староверов до сих пор незнаком большинству наших сограждан. Создание семьи для старовера – это не утехи, а прежде всего продолжение рода: не случайно в староверческих семьях по молитвам родителей и по воле Божией самая высокая рождаемость.
Неотъемлемая часть просветительской работы – популярные статьи о староверах, размещённые в соцсетях. Они развенчивают бытующие в общественном сознании ярлыки “раскольники”, “сектанты”, навешанные на нас нашими недругами и гонителями. В статьях речь идёт о том, что нициаторами Раскола середины семнадцатого века явились патриарх Никон, царь Алексей Михайлович Романов и их последователи. Формально целью “реформаторов” стало упрощение богослужения – “книжная справа”. Фактически, Раскол был не просто церковной, но государственной “реформой” с целью закабаления народа, беспрекословного подчинения его правящим властям.
Староверы решительно отвергли эту антинародную реформу, они продолжали молиться так же, как делали это их деды, прадеды и далёкие предки, приняв Православие от Святой земли через Византию, сохранив его во всей чистоте и строгости. Если мысленно встать на точку зрения наших ярых критиков, то получится, что преподобные Александр Невский, Дмитрий Донской. Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Симеон Верхотурский, Трифон Вятский, патриарх Гермоген и сотни других праведников в дораскольной Руси крестились двуперстием неправильно, молились не по тем книгам, глубоко заблуждались. Да и всё христианство и культура Древней Руси подлежат пересмотру и отказу от них. Это ли не дичайшие, абсурдные мысли?! При отказе от нашего духовного фундамента России суждено исчезнуть в небытии.
После трагедии Раскола в России стало две церкви: старообрядческая – РПСЦ, гонимая и преследуемая царскими властями, и новообрядческая – РПЦ, ставшая официальной церковью. Подрыв веры и народного духа, нарастание атеистических мировоззрений позднее неизбежно привели к революции 1917-го года, осуществлённой в крайне безбожных формах и методах вплоть до прихода к власти Сталина и прекращения атеистической вакханалии.
Ныне возвратить староверов в лоно РПЦ правящей власти никогда не удастся: не для этого сознательно шли они на смерть и мучения во имя сохранения чистоты Православия. На первом месте для них всегда был не царь, не президент, а Бог: отсюда традиционный протест против неправедных действий властей, подрывающих основы веры. Протест этот исторически принимал самые разные формы: народные бунты и восстания, бегство на окраины России и за границу. Пути Господни, воистину, неисповедимы, но никогда староверы не гнули шею перед светскими властями, учились выживать в любых обстоятельствах.
Примечательно, что 16.05.2021 в телеканале «Звезда» появилось сообщение, что министр обороны Сергей Шойгу решил привлечь старообрядцев к подготовке спецназа. Жители тайги будут обучать военных из спецподразделений навыкам выживания и быта в сложных климатических условиях. Глава Минобороны так прокомментировал это новшество: «Мы открыли специальные центры, центры не только выживания, но и вообще нормальной жизни. Большинство тех, кто живет в тайге, в степи, в горах, они же не выживают, они живут нормальной, полноценной жизнью. Я, во всяком случае, знаю многих таких людей, постарался привлечь их для того, чтобы они учили наших ребят. Их называют в миру старообрядцы, но они, это я должен вам сказать, невероятно опытные по жизни, рукастые». По словам Шойгу, жители тайги и других территорий с непростым климатом могут «и дом срубить, и баню срубить, и посеять, и добыть, и приготовить, и коня объездить». Тем не менее, в соцсетях появились сообщения, что Шойгу привлёк к сотрудничеству «таёжных шаманов». Это полное непонимание огромного различия веры в Исуса Христа и языческими верованиями.
Один из методов просветительской работы – беседы с людьми. Жизнь старообрядцев – это жизнь глубоко воцерковлённых людей, с ранним крещением детей и причащением их на каждой литургии. Это строжайшее соблюдение постов, посещение богослужений, неприемлемость для женщин ношения шорт и брюк. Это категорическое неприятие тяжкого греха табакокурения, привитого на Руси Петром Первым. Представьте себе, скольких лесных и бытовых пожаров нам удалось бы избежать, будь каждый русский человек некурящим! Старообрядцы проживают три жизни: в утробе матери, земную и вечную. И к этой главной, вечной жизни они готовятся на всём протяжении земной. Белые одежды на покойных староверах – залог чистой вечной жизни. Достаточно вспомнить картину эпического художника Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», где одетые в белые рубахи стрельцы с ненавистью глядят на Петра Первого, в их представлениях – антихриста в человеческом облике.
В журнале «Неизвестная Сибирь» от 23.05.2021 была опубликована великолепная статья «Не все на Руси караси»: «Вообще, бунтарство духа свойственно сибирякам. Потому что они – потомки тех первопроходцев, которые когда-то пошли «навстречь солнцу». И дошли до Тихого океана. Тогда все это огромное пространство за Уралом именовалось Сибирью. Контраст с основной «Расеей» был явствен.
Приезжавших посмотреть неведомую страну в первую очередь поражала не природа – люди. Они были – вольные. Не униженные рабством крепостного права. Нас очень быстро приучили восхищаться далекими странами, удивительными папуасами и всякими разными джунглями. О своем же, родном и близком, знаем совсем мало. Гордимся – еще меньше.
На том же Енисее, на его притоках, можете повстречаться с уникальным народом кето и непреклонными раскольниками. Вот эти «дети тайги» живут в медвежьем углу на Большой Бирюсе. Они знать не знают о существовании цивилизованных лакомств и развлечений. Нет в их Усть-Кайтыме ни магазина, ни электричества. Самая любимая игрушка – «деревянный коник, которого тятя сделал». Но эти дети по-настоящему счастливы. И жизнь их радостнее и светлее, чем у большинства сверстников из «нашего» цивилизованного мира. Не знают они ни мата, ни наркотиков, ни развращающей праздности. Избавлены от воровства и от многих других пороков. Живут – будто на другой планете. А ведь это тоже – Сибирь. Россия…”.
Старообрядческие песнопения – важнейшая форма просветительской работы о сохранении культурного наследия Древней Руси. В мае 2021-го года в московском Доме Музыки с огромным успехом прошёл концерт знаменного пения. Ведущий – сибиряк Александр Емельянов, «русский богатырь», как назвал его митрополит Корнилий, начал концерт такими словами: «Знаменное пение умиляет душу, помогает отрешиться от земной суеты». В заключение все участники концерта пропели Пасхальные стихиры. При этом мужчины особенно напоминали воинов, а женщины – распустившиеся цветы. Запомнилось заключительное слово митрополита: «Пока поет душа, пока поет народ – мы непобедимы. Такого духовного богатства нет ни в одной стране мира. Это спасательный круг в настоящее трудное время».
Характерно, что наряду с формами и методами организации крупных мероприятий, каким явился прошедший в Москве 18-19 мая сего года юбилейный Международный старообрядческий форум, в Фэйсбуке появилась содержательная страница Сергея Маркуса: «Старообрядцы со всего мира здесь». Страница постоянно пополняется свежим и живым материалом о событиях в жизни староверов, что прошли в разных городах и весях России. Внимание читателей привлекают красочные фотографии и комментарии к ним. На странице по инициативе иерея о.Вадима Матяш из посёлка Бородулино Пермского края появился паблик «Старовер Урала» с фотографиями и короткими репортажами Александра Шестакова. Это один из получившихся проектов информационно — аналитической деятельности уральских староверов. Как гласит русская поговорка: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!». Думается, что разнообразие форм и методов просветительской работы помогут нашим согражданам понять и осмыслить всю непреходящую ценность и правоту истинного Православия.
Свидетельство о публикации №221053101521
1. «Расеей» - как это понять?
2. в Фэйсбуке - так уважаете, что с прописной буквы
3. появился паблик «Старовер Урала» - без комментария
Наталья Муратова 3 22.08.2021 19:17 Заявить о нарушении
В журнале «Неизвестная Сибирь» от 23.05.2021 была опубликована великолепная статья «Не все на Руси караси»: «Вообще, бунтарство духа свойственно сибирякам. Потому что они – потомки тех первопроходцев, которые когда-то пошли «навстречь солнцу». И дошли до Тихого океана. Тогда все это огромное пространство за Уралом именовалось Сибирью. Контраст с основной «Расеей» был явствен.
2. Речь не об уважении к Фэйсбуку, а к правилам грамматики.
3.Я опять-таки процитировала слова о.Вадима Матяш.
Хотелось бы узнать Ваше целостное представление о статье и поднятых в ней проблемах, но чувствую, что Вы со мной не согласны. Я приветствую обмен авторскими позициями, а не выхваченными из текста репликами.
Галина Чудинова 23.08.2021 19:12 Заявить о нарушении
Наталья Муратова 3 30.08.2021 21:36 Заявить о нарушении