О соллипсизме

 О солипсизме. 

На языке академической философии соллипсизм-это форма субъективного идеализма.
Я на эту тему много размышляла еще школьницей(о реальности мироздания)и даже спорила кое с кем. Был у меня сильный период очарования восточными философиями, а они там почитай все солипсисты. Мир, как великая Майя. Самадхи(нирвана), как растворение сознания в Беспредельности, которая сама мыслится как миры, порожденные Мыслью.

Но если отвлечься от абстракций мистико-идеалистической философии, то ведь есть художественные произведения на эту тему, и об этом мне напомнил Луркмор в статье Солипсизм.

Давайте навскидку.

1. Х/ф Матрица(США)-совершенно верно. Идея великой Майи, реализованная в кибер-эру.

2. Алиса Кэррола. Да, действительно.

3. Произведения Станислава Лема.
Конечно, легендарный Солярис. Его забыли авторы ироничного Лурка. А ведь куда солипсичней идея мыслящей планеты и персонажей, принимаемых героем за реальность.

4. Идею Соляриса Лем развивает и доводит до логического завершения в восхитившем меня когда-то "Футорологическом конгрессе"-и я вспомнила его раньше, чем с радостью прочла только что в указанной статье, как образчик философского солипсизма!

Произведение Ст. Лема "Футурологический конгресс" я считаю предельной антиутопией, жаль нет фильма, это круче Матрицы! Ведь в фильме "Матрица" герои осознают, что попали в кибер-сон, и восстают, борятся и побеждают. А вот у Лема в "Футорологическом конгрессе" у людей не окажется доказательного критерия отличить сон от яви. Мир будущего, как царство фантоматов, в котором даже не окажется критерия отличения реальности от фантазмов, создаваемых и внедряемых как реальность в мозг-компьютерами-фантоматами. Лем доводит идею до жестокого когнитивного диссонанса. Очень рекомендую к прочтению, а себе - перечитать.

5. А разве не соллипсичны, если так можно выразиться, Священные писания:ведь миры, в них описываемые, не есть материя, данная нам в ощущениях. Они не составляют нашей реальности, а являются идеалистичными (от слова идея) конструктами.

Вообще говоря, люди во все времена делились на два лагеря тупоконечников и остроконечников по Свифту:на лагерь Материалистов-"линия Демокрита" в советской философии и "линия Платона"-идеалистический лагерь. А между ними, я бы добавила - промежуточные типы. Искатели великого синтеза, я бы это назвала также. Это пантеизм, к примеру, к которому я тяготею и который считаю совместимым с любыми конфессиональными и философскими убеждениями просто по восприятию. Это ведь диалектичная в основе мысль о единстве и взаимозависимости материи и духа, сознания, а для меня диалектичность - первый и главный критерий истины.

Кредо солипсизма по Декарту:
«Cogito ergo sum» (с лат.;—;«Мыслю, следовательно существую»).

Кстати говоря, пристрастилась к философии Декарта и увлеклась картезианством, повторяя кое-что из точных наук.

 
Здесь возвращаясь к теме Беседы о соллипсизме:эти 99 % бесследно растворяющегося в песках времен - не выражение ли идеи Иллюзорности Бытия? Бессмертие получают крупицы всечеловеческого.

Зера Черкесова Новеллы   24.05.2016 14:07   


Рецензии