37. Наталия Рязанцева, сценарист, мастер-класс

Наталья Борисовна Рязанцева - 1938 г.р., советский и российский сценарист, кинодраматург, профессор ВГИКа. Заслуженный деятель искусств РСФСР.(Фильмы "Мне двадцать лет", "Голос" и др.)

(Перед лекцией - просмотр фильма "Голос". Актёры Качко, Филатов, Глузский,... Сюжет - героиня умирает от злокачественной гипертонии - внезапно и в конце фильма. Все в трансе.)

"Нашу с вами работу я решила разделить на 2 части. Вначале хочу представиться. Рассказать откуда я есть, если нет вопросов по поводу просмотренного фильма "Голос". Потом я рассказать что нужно знать, чтобы на курсах учиться правильно. Поговорим о кино вообще и обменяемся мыслями о кино сегодня.

Моё детство было счастливым. Но меня мучило всё. Происходили какие-то мучительные детские истории. Появилось желание писать. Семья не литературная. Жили в железнодорожном районе и я пошла искать искать счастья в доме пионеров лет в 11. Приходили старшие ребята, даже студенты... артисты МХАТа (из прошлого века), вел ансамбль, была пионерская муштра, приглашали писателей.  Потом было поэтическое объединение. Я писала детские стихи, потом прозу.
 
В отличие от нынешних детей гражданское чувство нам давалось легко - мы были дети войны. Вокруг были важные проблемы. Симонов говорил: "Cколько раз его (немца) увидишь, столько раз убей". А пленные немцы работали рядом и были жалкие. Это было противоречием. Потом смерть Сталина и 20-й съезд... и 60-сятники.

Но вскоре я поняла, что гражданином я быть не обязана. Во ВГИК нас заманили, рассказав что такое сценарий. И в 18 лет я поступила во ВГИК к Габриловичу. Не знаю - хорошо это или плохо. Во ВГИКе нас мало чему научили.

        Габрилович был мудрым мастером. Успел заложить в нас важные вещи. Запомнилось то, что "Вы сценаристы, на экране себя не увидите. К этому вы привыкните". "Все начинается с чистого листа. Не бывает молодых или старых." В то время кинопроизводство не было таким как сейчас. Каждый фильм был ручной работой. Глубоко авторским,одушевлённым.

Я писала о Габриловиче. О фильме "Коммунист". Он любил выражения: "Это враньё...". Или "Это должно быть поглубокомысленней". Он предлагал сразу свой вариант.
Позже мы подружились семьями.. И я вышла замуж за Шпаликова. Это был экспериментальный брак, так было объявлено. Наш курс во ВГИКе разгоняли в 1958 году, он пал от гонений после оттепели. Выгнали и из Литературного института. А у нас был капустник.. пародия на революционную пьесу. И на другой день стало всё известно "там". Того, кто играл Ленина в капустнике, повезли на Лубянку. Потребовали пленку, но её накануне мы стерли.
 
ВГИК был школой жизни, но не школой профессии. И Шпаликов оказался первым, кто много писал, песни сочинял.. все его любили такой суворовец. Ог любил кино и хотел делать волшебное кино..Застава Ильича, мне было 30 лет. У него были договора... И у меня были уже договора - пригласила меня Кира Муратова. С Герасимовым они каждый вечер ссорились. В общежитии там же жил Шукшин, пил и писал роман.

Полоса была кошмарная.. Много договоров, но ничего не выходило. Фильмы закрывали..Но все же я приближалась к кино и дружила с Ларисой Шапитько. Она снимала диплом. Вдруг из сценария "Крылья" для Абуладзе что-то получилось. Он хотел снимать комедию, а мы его героев ветеранов-летчиков воспринимали романтично. И я была в экспедициях, в монтажной, на съёмках... увидела кино изнутри. Никто не бросал кино из-за сценаристов - лишь один. И стал писать роман, потом экранизированный.

После многих картин меня потянуло к преподаванию. Я поняла, что режиссерам нужно преподавать драматургию, заставлять что-то писать. Сценаристам - наоборот, режиссуру.

Сценаристу нужно время, чтобы подумать, а режиссерская суета ему трудна... Мне пришлось узнать это ещё в молодости, когда я вышла замуж за Ауэрбаха в Питере. Семь лет мне пришлось жить студийной жизнью. Потому и я понимала как делают кино.

Авербах и Масленников снимали свой первый фильм на курсах. Жили прямо на студии. История поучительная. Здесь интересно кто как учился и чему учили.

Я написала вполне сценарный рассказ. Одновременно шел сценарий "Мальчики на углу", который приняли в студии, но в Москву не послали - не решились.

Осколки сценария пошли в дело. Нашли актеров и мальчика..Едем к Козинцеву на дачу для подписи сценария. Он снова читает сценарий, который читал неделю назад. И говорит - здесь нет сценария. Вы запутаетесь. Снимать нельзя. В чем дело - сами должны понимать. (И большое количество объектов...сцен...)

Поехали домой на Волге Масленникова. Ругали и выпивали. И в белую ночь я не спала и пришло в голову.. История была в том, что во двор приходит отпускник  с Севера и ищет сына, находит, ведет его в парк... говорят, прощается... диалоги хорошие, персонажи.. И я придумала, что ребята чинят мотоцикл, а сын - поодаль. И папаня сразу вступает в работу, он специалист.. заводится и мальчику дают первому почетно прокатиться. И всё стало в фильме получаться.

Мы позвонили в 9 утра и стали рассказывать Козинцеву о мотоцикле. Тот говорит да, да.. подпишу. Он понял, что всё соединяется.  Объектов много, но они через мотоцикл объединились, актеры сразу стали понимать, что им делать...

Сценарист пишет так, как ему представляется, с подробностями. А режиссер выбрасывает всё и делает так, как ему легче - например, посадить на диван и дать поговорить. Это подешевле и быстрее. Особенно, когда кино превратилось в план, план, план. А в кино самое главное - это все это лишнее.

Пишешь мизансцену...обстановку.. люди пришли с дождя им нужно сушить зонтики  печка  горит, они идут в подвал за дровами.. ругаются.. и  диалог ложится на обстоятельства  - суета и неудобства. А режиссер сажает их на диван и заставляет говорить - печка у него муляж, гореть не может... и он все выбрасывает.
Все же важно, чтобы сценарист нашел в жизни своего режиссера, а режиссер - сценариста.

Сейчас я часто сижу во всяких жюри, пишу статьи. По отношению к кино я настроена еретически. Во ВГИК приходят одержимые и становятся сумасшедшими. От них требуют немой выразительности. А для меня кино интересует только в сочетании со словом и шумом. Я не очень спорила, но не понимала - почему так плоха литература. Вообще, драматурги ущемлены. В группах драматурги - надоедливые родители. Все хотят чтобы он поскорее ушел.

На самом деле на литературе всё держится. Без литературы не было бы и кино. Особенно сериалы, хотя они часто заменяют книги. Кино - это письменность двадцатого века (Шкловский).

Стоит задуматься - кино синтезировало многие искусства. Важно в каком культурном пространстве режиссер жил. Предугадать, каким будет фильм у режиссера. Во ВГИКе мы хорошо сдавали экзамены и много могли сказать о каждом. Но нельзя сказать станет ли он  режиссером или нет. Все оказывается иногда наоборот. Большими шагами шагают некоторые люди из глубинки - как Шукшин. А сейчас всё можно увидеть по телевидению. А раньше информации было мало. Блока и Есенина не проходили. Но в нашем поколении оказалось очень много образованных, умных.

Всё же я скажу что я не люблю, во что верю. Наступило время когда эти профессии - режиссер, сценарист, стали обыденными. Про всё говорят - срежиссировано, озвучено. Профессия раньше была прибыльна, престижна. Но сейчас в этой области - много. Какие же стимулы к тому, чтобы заниматься такой трудной работой. Требуется честолюбие, желание лидерства - самое главное.

Режиссура стала самодовлеющей - от комплекса. Раньше говорили - сценарий - это литература, по плохому сценарию нельзя снять хороший фильм. А сейчас о сценаристах даже забывают написать. Режиссуры не бывает без сценария. Режиссура не может быть хорошей,если фильм плохой. Режиссер должен что-то сказать. Для этого есть сценарий. В телевизоре - если на 3-й минуты мы не схватываем что есть что - выключаем. Главное - есть интересный персонаж или нет - в этом по-моему главное в фильме.

Кино ушло в сторону событий. Заявляется событие и кино становится зрелищным. Характеры должны быть живыми.. И, наконец, кино дошло до непрерывной стрельбы, бандитов... По-моему это браконьерство.
 
Тем, кто что-то вылавливает с удочкой стало плохо. События легко вызывают эмоции, но эти крутые жанры.. есть предел, порог, когда никто не сможет воспринимать что-либо другое. Кино само себя испортило.
Вы остались на небольшой обочине, на узкой полосе.

Нужно понять, откуда вы будете брать сценарии - можете ли вы писать сами, или вам нужны сценаристы или нужна литература. В Америке есть специальные люди, которые читают все, ищут... потом пишут, несут в студии, продают. Режиссер в Штатах - профессия подневольная. А у нас - он привык быть хозяином. А там - всё решает продюсер и монтажер - его, причем профессиональный, а режиссера часто отлучают.

Важно какую литературу вы выберите и как научитесь с ней обращаться. Герасимов говорил, что всё зависит от того, как вы научитесь книжки читать.

Я много лет смотрю на то, как учатся. И ошибок вижу много. В короткий фильм пытаются заложить всё. Не нужно делать это. Лучше чем конкретнее, одно событие. Кино - это микроскоп. Я не люблю кино, где много красивых картинок (Сталкер, .. Параджанов..)

Кино может подробно и спокойно рассматривать человека и его мотивы. Это затруднительно в других искусствах.

Другая ошибка - неподготовленность. Козинцев говорил - не готовы - не снимайте.Потом снимите.
Пишите режиссерский сценарий, по пяти пунктам. Чтобы все могли прочесть - оператор, художник...
Режиссер должен хотеть хорошего и все должны с удовольствием на него работать. Режиссер должен уметь это сделать.

Рациональней можно подойти только к чужому сценарию. В своем частно можно заблудиться.
Не стесняться советоваться с кем угодно. Например, так делал Иоселиани. Не бойтесь когда вас ругают. Когда люди вдумываются в то, что вы им покажете - это уже хорошо.

В экспликациях - пишите только то, что относится именно к этому сценарию. Общие слова вообще - раздражают.
Режиссер и сценарист должны долго обсуждать то, как будут делать и фиксировать договоренности. Потом сценарист работает и режиссер принимает всё это, или нет.
Хороший режиссер часто знает, что хочет показать, что снять - у него есть свой опыт, история..

Сценаристы обидчивы. Не обижайте их..."


Рецензии