38. Владимир Фенченко. Монтаж и монтажный стол
МОНТАЖНЫЙ СТОЛ
Изучаем строение кадра, крупности. Книга - Кулешов. Основы режиссуры.
Тема, идея, чувство.
Планы:
1-й крупный - до подмышек.
2-й крупный - по грудь.
Американский - с руками.
Человек в рост - общий.
Человек вдали - дальний.
Человек выходят из кадра всегда в полный рост.
ПРИМЕРЫ. Фильм "Иваново детство"
Первый кадр - мальчик перед паутиной. Паутина - запутанность судьбы(?).
Мальчик тронулся - камера пошла вверх. Потом мальчик пришел в центр кадра. Предметы на переднем плане дает глубину кадра. Есть диагонали световые. Потом - морда козы крупно.
Думаем о гармонии, композиции кадра...но. . Потом следящая камера - мальчик бежит. Бабочка возникает прямо над головой, почти вместо головы. Одно движение вправо, другое влево.
Потом мальчик взлетает, вместо его головы возникает дерево и все в центре кадра. Панорама по диагонали, потом монтаж по смазке и все сливается...
В режиссерском сценарии все строго описано. Тарковский учился монтажу у Кулешова.
Потом луч света вместо головы. Монтаж по движению. 1 треть - в одном кадре, 2 трети(помещение. Кадр в землянке. Делит пополам. Один ближе) - в другом кадре. В ином случае - в кадре зритель увидел бы пробел.
Восьмерка - от дальнего кадра к крупному (пьет из ведра). Можно искать вертикали при переходе от дальнего плана к крупному, чтобы что-то двигалось, менялось, размещалось по линии и не создавало зрителю ощущение провала.
Мальчик смотрит снизу вверх на маму. Камера смотрит из-за спины мамы. Потом появляется мама. Ракурс другой, но глаза совпадает.
Ракурсная съемка т.е. ракурс меняется, камера отъезжает, по диагонали движение. Потом мальчик просыпается... следящая камера, дверь завалена... Все это - мизансценирование.
(Слушатель говорит из зала: "Камера становится ещё одним актером, следящим").
Тучи и мальчик идет - завалено. Голова уходит по диагонали. Потом ветряк на дальнем плане и на ближнем - предмет. Потом монтаж по массе. (Лучи света - видеофильм, сборник, будем смотреть) Входит в кадр мальчик. Потом фиксирует взгляд - шесть кадром. Потом в другом кадре - тоже 6 кадров на продолжение в другом кадре.
Взлетает ракета - к яркому пятну из предыдущего кадра.. Идет в воде. Мальчик согнулся. Переход к облакам. Те тоже сгущены.
(Режиссер по монтажу должен быть на площадке, смотреть. Вместе с режиссером планировать кадры).
Продолжается. Рука лейтенанта. В центре кадра. Свеча в центре кадра. Лицо мальчика - смотрит и по взгляду кадр в землянке. Разделен кадр надвое. Свет наполняющий и контровой. У американцев - напольный свет и контровой.
Потом лицо актера. С той же стороны по оси. Мальчик вышел из кадра и два пустых кадра. Встает актер на фоне стены. Мы это понимаем и смотрим за спину на надпись на стене...
Два человека - лица по диагонали и крупности пол диагонали.. Мальчик и лейтенант. С нижней точки смотрим на лейтенанта снизу. Видим потолок... Потом на месте головы лейтенанта возникает голова мальчика. Голова и справа выходит из глубины лейтенант ближе. Глубинная мизансцена. Голова мальчика нигде не срезается, а лейтенант - во весь рост.
Мизансценирование - лейтенант снова обходит мальчика вокруг и возвращается на место в начале сцены. Потом лейтенант звонит. Мальчик ходит кругом вокруг него. Между ними - лампа. (Читайте книгу Даниэль Арижен - Граматика киноязыка).
Свидетельство о публикации №221053101641