Монолог после свадьбы

МОНОЛОГ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ

Назар ШОХИН

Такой вот выдался сегодня вечер.

Во-первых, свадьба прошла удачно, выходила замуж младшая сестра моего друга-сослуживца по армейскому оркестру, тоже иранца. Во-вторых, хозяевам помогали всем миром, причем быстро; пришла веселиться почти вся община, и дорогим подаркам не было счета. И, в-третьих, целых три раза просили повторить мою новую песню, и даже не один букет цветов подарили.

Вот все было бы отлично, если бы не те трое петухов, решивших воспользоваться многолюдностью и притвориться моими гостями: хозяева всех не помнят, пригласительные спрашивать как-то неудобно. Признаться, терпеть я таких не могу. Старший из них трусливо опускал глаза, жевал и... что-то писал в блокнот как раз во время моей главной песни.

Песню эту я, между прочим, готовил целый месяц. Запись, клавир, партитуру, стихи отправили аж из самого Парижа. Надо было аранжировать песню для малого состава оркестра, поработать лично с каждым, выучить без ошибок слова на фарси, порепетировать без фонограммы... да мало ли что еще надо, чтобы людям она понравилась, запала в душу, чтоб не упрекнули, что «украл и просто перепел»? Завтра, уверен, ее станут петь вся Бухара, Самарканд и Душанбе, будут распевать весь год, вспоминая, кто и на чьей свадьбе впервые исполнил ее, весь год она будет звучать на всех базарах.

Смогут ли подобное сотворить те трое длинноногих? Да конечно нет! Они не только не сумеют, но еще и другим постараются помешать, сбить с дороги тех, кто помоложе. Они и ноты просто дать любому желающему пожадничают. Впрочем, как говорят мудрецы из нашей, шиитской, мечети: скромность подавляет уродство и отгоняет страх.

Знаете, скромность – это когда, улыбаясь, приветливо прощаешься с последним гостем на свадьбе; счастливо благодаришь хозяина, не щупая конверт с деньгами; крепко пожимаешь руку ребятам-музыкантам за их работу. Когда еле добредаешь до своей потрепанной тачки, где, не дождавшись отца, свернувшись калачиком, спит малыш. И когда, опустошенный, автоматически крутишь руль машины, довольный тем, что ты и сегодня обеспечен куском хлеба.

Конечно, трудно тянуть два воза – работать в доме культуры и подрабатывать вечерами в выходные. Обидно, когда к тебе подходят подвыпившие и просят за трояк исполнить кавказскую мелодию. Или когда кто-нибудь, дыша в лицо винным перегаром, показывает удостоверение, и ты вынужденно сворачиваешь концерт с мыслью «слава Аллаху, хоть голова и руки целы». Всякое бывает на таких концертах. Но, клянусь своими пирами-учителями, никогда не отвечал наглостью на наглость.

Вот окончу этот свадебный сезон, куплю, наконец, давно обещанные жене бриллиантовые сережки. Года через три перееду в Ташкент или Душанбе, получу там заслуженного артиста. Еще лет через десять накоплю денег, чтобы отправить сына в консерваторию в Москву, Ленинград или Киев. И уже через пять лет он, аккуратный, в костюме, с «бабочкой», будет играть в лучшем оркестре, не тратя себя на свадьбы и юбилеи. Мы, иранцы, такие же, как французы, певучие.

Сын у меня смышленым растет. Спрашивает сегодня: «Отец, вот ты поешь за деньги, значит, твоя музыка и вообще музыка нужна только тебе?» Я, признаться, опешил. Знал, что мальчик умен, но не думал, что его будут волновать такие сложные вопросы. Мелодия в их возрасте кажется силой, а она действительно мощь в руках таланта, ее должно быть как можно больше. Можно остаться безвестным, имея сотню песен, и стать популярным, исполнив всего лишь одну песню.

...Здесь я на своем месте, занимаюсь любимым делом. Пою что нравится, не кривляюсь; говорят, что я, сын ткачихи, талантлив – может быть, людям виднее. Песни мои знают и любят все бухарцы. Два раза прогнали на республиканском радио, приглашают в школы, хвалят на партсобраниях, узнают на улицах. Главное в нашем ремесле – не зазнаться и не спиться.

Я живу скромно и, значит, меньше всего раздражаю окружающих. Просто не наступило еще время, когда жизнь будет еще приветливее, будет щадить подобных мне, позволит тратить талант и силы на более изысканные вещи…

Караван.- 2021. - №85. - С.105-107.

*В середине 1980-х в Бухаре самым популярным стал перепев песни «Bia benevisim», сделавший ее исполнителя знаменитым на многие десятилетия.


Рецензии