Тени былого. Можно ли изменить Прошлое

        .        .        Человек не помнит прошлого — он постоянно воссоздает его.
        .       .        .        Л. Февр

        .        .        Нашему Я принадлежит только миг, оно живет только миг, позади него бесконечная пустота
        .        .        того, что минуло, впереди него бесконечная пустота того, что грядет.
        .        .        И вот эту пустоту позади себя наше Я наполняет представлениями о том, что было.
        .        .        .        И. Дройзен




П р о ш л о е      и з м е н и т ь     н е л ь з я ?
______________________________________________________

Знаю-знаю: Прошлое не изменить, уж что случилось, то случилось. Сама мысль о таком изменении кажется нелепой. Но если вдуматься…

1.Первое, что приходит в голову – это ненадёжность исторических знаний. В них зияют «белые пятна», в них находят ошибки, их искажает пресс идеологий… С течением времени меняются факты, мотивы, оценки… Только что поэты воспевали славное прошлое и вдруг оно уже кажется тёмным. Ещё вчера его наполняли подвиги и свершения, а сегодня на первый план выходят жертвы и преступления. Так одним росчерком пера историки меняют историю.

Меняют! Значит, это возможно?

2.Ну ладно – история, общее Прошлое и всё такое, но мы-то сами, какие образы хранит индивид в своей памяти и считает     с о б с т в е н н ы м      прошлым?
Тут также пробелов не счесть. Сознание индивида фиксирует далеко не всё, что с ним реально происходило. Уж точно не запоминаются монотонные - день за днём - повторения чего-то (эти дни сливаются в один бесконечный). И повседневные заботы - чем в основном и заполнена наша жизнь - тоже не запоминаются.

В память врезаются только отдельные эпизоды - особенные, необычные, странные, пережитые и окрашенные эмоциями. Да и они не вечны. Если воспоминание тягостно, оно, как утверждают психологи, со временем вытесняется и забывается.
Стало быть, не только    о б щ е е ,    но и всякое     л и ч н о е     прошлое избирательно, неполно и субъективно.
Его можно освежить, дополнить, пересмотреть, а значит, - ИЗМЕНИТЬ.

3.Помимо     с о з н а н и я     свою лепту в обновление вносит и     п о д с о з н а н и е .    По мнению нейрофизиологов самый процесс припоминания меняет извлекаемую картинку или сюжет в зависимости от состояния субъекта. Каждый раз они «всплывают» немного другими и с этими «поправками» вновь возвращаются в память.
То есть ПРИПОМИНАНИЯ МЕНЯЮТ ВОСПОМИНАНИЯ, которые и составляют наше Прошлое.

И это ещё не всё!

4.Сплошь и рядом Прошлое не остаётся позади, а продолжает жить в Настоящем, вместе с нами, здесь и сейчас.

Это кажется парадоксом, но вспомним, что пожилые часто живут прошлым и в прошлом, игнорируя или отвергая то, что происходит вокруг.
Патриархальная семья, авторитарное правление, экстенсивная экономика, школьная дрессура, суеверия, архаичные культы являются родимыми пятнами Прошлого на теле Настоящего.

И этим присутствие Прошлого не ограничивается. Порою целая страна делает шаг назад и возвращается к ценностям ушедших эпох. Жизнь развивается своим чередом, а «возвращенцы» уповают на обычаи предков.
В такие времена, когда тени прошлого ещё бродят среди нас, их можно потеснить и ослабить, а значит, - изменить ДЛЯЩЕЕСЯ Прошлое и приблизить его завершение.

        * * * * * *

Рассуждая подобным образом, я исхожу из того, что Прошлое является плодом нашего воображения (но не фикцией!). Эдакое здание, построенное на фактах, следах и отпечатках. Сегодня - одно, завтра – другое.

Мысль эта не нова и разделяется многими философами. Тем не менее, она наверняка встретит сопротивление. Наверняка кому-то наскучат «игры разума» и захочется «реальности».
Ну как же, скажут критики, разве не осталось позади что-то явное и неоспоримое – эпохи зарождения и упадка, взлёты и кризисы, победы и поражения? Пусть себе спорят знатоки, пусть уточняют детали, но ведь в конце-то концов Оно будет точно установлено?

Такие ожидания мне представляются иллюзией. Не существует какого-то «единственно верного» Прошлого, которое нужно вообразить и затвердить как Отче наш.

Дело в том, что любой исторический срез состоит из бесчисленного множества деталей. Какие выбрать, что отбросить? Что было во благо, что – во вред?

Сегодня мы смотрим на Прошлое сквозь войны, революции, страны, идеи, правителей, героев, свершения, считая их основными факторами и движущими силами, но завтра…
Что, если паровая машина Д. Уатта повлияла на развитие Европы больше, чем Наполеон и Великая французская революция, а компьютер и Интернет – чем учение Маркса-Ленина и Вторая мировая?
Что, если метаморфозы быта куда важней великих потрясений?

Тогда новые поколения будут смотреть на прошлое совсем другими глазами, и оно заполнится другим содержанием.

     * * * * * *


Рецензии
Здравствуйте!

Чего автору тут не хватает?
Когда избыток хвалебных отзывов, то автору так не хватает настоящего критика и именно не во временном измерении, а в измерении качественном мысли.
И такой критик есть, это Лев Шестов.
У него не философия и он не мудрец, а вопиющий в пустыне, юродивый частный мыслитель, у которого вся мысль сосредоточена в вопросе: "как бывшее сделать небывшим?.."

Вот! Ваш настоящий критик, который не из прошлого, которого уже нет, а из существующего, из той экзистенции, которая всегда и всюду реальна.

Вот вы говорите:

"В такие времена, когда тени прошлого ещё бродят среди нас, их можно потеснить и ослабить, а значит, - изменить ДЛЯЩЕЕСЯ Прошлое и приблизить его завершение.
* * * * * *
Рассуждая подобным образом, я исхожу из того, что Прошлое является плодом нашего воображения (но не фикцией!). Эдакое здание, построенное на фактах, следах и отпечатках. Сегодня - одно, завтра – другое.

Мысль эта не нова и разделяется многими философами. Тем не менее, она наверняка встретит сопротивление. Наверняка кому-то наскучат «игры разума» и захочется «реальности».
Ну как же, скажут критики, разве не осталось позади что-то явное и неоспоримое – эпохи зарождения и упадка, взлёты и кризисы, победы и поражения? Пусть себе спорят знатоки, пусть уточняют детали, но ведь в конце-то концов Оно будет точно установлено?

Такие ожидания мне представляются иллюзией. Не существует какого-то «единственно верного» Прошлого, которое нужно вообразить и затвердить как Отче наш.

Дело в том, что любой исторический срез состоит из бесчисленного множества деталей. Какие выбрать, что отбросить? Что было во благо, что – во вред?

Что, если метаморфозы быта куда важней великих потрясений?.."

***

Никто вам не возразит, ибо никаких реальных критиков у вас нет, акромя одного юродивого мыслителя -- Льва Шестова, для которого великие потрясения сосредоточены в судьбе человека и в его существовании, в той реальности, что не только изменяется, но и содержит что-то неизменное и вечное, а значит заключает в себе возможность превращения, того единственного, ради чего и живёт человек. Это когда бывшее превращается в небывшее, как своеобразный монтаж во времени. Для многих Такое представляется фантастическим и невозможным, а для Шестова настолько реальным, как пошевелить пальцами руки. Для Шестова чудо превращения реалистично и возможно, так как Богу всё возможно.

Если у вас сила мысли направлена на разрешение вопроса об изменении прошлого и в рамках абстрактного размышления, то у Шестова мысль направлена на разрешение вопроса о возможности превращения, как конкретного практического применения и значения.
Тут вопрос не об оценочном изменении прошлого чрез наши оценки из представлений, а вопрос о конкретном действии и воздействии, свершении не в мысли только, а в реальности, когда бывшее делается небывшим. Например, когда страшное для человека в жизни не происходит, вернее страшное происходит в его жизни, но оно как бы возвращается в точку прежнего и первичного состояния. Пример жизни Иова. Или...
Когда Иисус говорит, "прощаются тебе грехи твои", то что происходит в человеке? Изменение прошлого или вовсе иное, как превращение бывшего в небывшее.
Тут и библейская тема воскрешения и обновления, и возрождения, но это в формате христианства. У Шестова же, скажем, древнееврейсаая, как и своя, постановка вопроса о превращении бывшего в небывшее.

Не изменение и не становление в процессе, а именно превращение, как обнуление и как монтаж во времени.

Если от Шестова вам как бы и не избежать критики-трепки, но, с другой стороны, ваши размышления все-таки где-то близко к ключевой проблематике частного мыслителя.
Тем и интересны размышления, когда возникают дискуссии.

С уважением,


Бармин Виктор   17.01.2025 19:47     Заявить о нарушении
Я так и не понял, как "бывшее сделать небывшим", но за такой пространный отклик-спасибо.
С уважением,

Томас Твин   18.01.2025 08:39   Заявить о нарушении
Томас, чтобы понять такое, надобно ознакомиться с трудами Шестова.
А в двух словах не объяснить.

Бармин Виктор   18.01.2025 11:35   Заявить о нарушении
"Увы, как сделать, чтобы прочитанное оказалось непрочитанным... Удастся ли опечатать эту чудовищную последнюю страницу? Вот в чем заключается вопрос"
(Ф.И.Тютчев)

Бармин Виктор   20.01.2025 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.