Отчего эти слёзы?..

  - Была на концерте, так плакала, когда слушала музыку Чайковского!.. Ах, какая же это прелесть!
   Когда я слышала от кого-нибудь эти слова, то, честно говоря, не очень верила. Сама симфонической и классической музыкой как-то не увлекалась. Жила в посёлке, всё больше русские народные песни на слуху были, да шансон и то, что по телевизору показывали – шлягеры да попса. Конечно, и симфонические концерты тоже были, но не смотрела я их, не понимала и сразу выключала. Поэтому и не верила, что кого-то они до слёз волнуют.
    И вот однажды, уже будучи на пенсии, поехала с работниками музея – моими подругами, на «Ночь музеев» в усадьбу-музей Сергея Васильевича Рахманинова. Программа была рассчитана с утра до часу ночи. Сразу поразили огромные кусты и деревья сирени, причём, великое множество! Вокруг стояло такое благоухание, что голова кружилась. Я постоянно отставала от своей группы, любуясь красотами природы в усадьбе. Огромные зелёные ели, ёлки, сосны, берёзы, липы, осины, а между ними – сирень с огромными кистями соцветий самых разных оттенков, от белого до ярко-фиолетового! Как же красиво!
   А луга с жёлтыми одуванчиками, а ирисы и нарциссы, а речка и полукруглые мостики с белыми перилами! Нафотографировавшись на фоне этих красот и нескольких памятников великому композитору, мы пошли на экскурсию в двухэтажный дом, где он жил и творил. Шикарные комнаты с красивым убранством, фортепиано почти в каждой из них, изящная мебель, камины, кувшины и чаши для умывания, комоды, необычные этажерки, шифоньеры из резного дерева, зеркала, обрамленные окладом с чудесным резным орнаментом из дерева. Душа пропитывается позапрошлым столетием, живёт им, чувствует его.
   - Вот за этим столом Рахманинов написал большую часть своих произведений, вечером вы услышите некоторые из них, - говорит экскурсовод.
    Рядом – огромный рояль на колёсах. Его клавиши помнят прикосновения рук композитора… В углу стоит старинное кресло-качалка, на нём лежит тёплый плед в крупную клетку с махрами. Я рассматриваю предметы рабочего кабинета, массивную чернильницу на большом столе, лампу, листы, исписанные рукой Сергея Васильевича, стул с красивой спинкой и мягким сиденьем, покрытым атласной тканью. Вдыхаю запах старины!..
   Именно здесь, в Ивановке, Сергей Васильевич написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов!
   А одна из комнат предназначена для молитв. Там множество икон, портреты святых, Иисус в терновом венце, подставка для свечей, как в церкви, чёрный кожаный диван с деревянной спинкой и круглыми подлокотниками. Помолившись, можно было посидеть в тишине, подумать о жизни, просто отдохнуть от суеты. В шкафах много книг.
   В большом зале с золотисто-жёлтыми портьерами и такого же цвета столом, стульями, креслами, диваном и другой мебелью обычно собирались многочисленные родственники и друзья композитора. Там также стоял музыкальный инструмент. Они общались, слушали музыку, пили чай, обсуждали происходящие в России того времени потрясения, войну с Германией 1914 года.
   Я всё это чётко представляла себе, рассматривая фотографии и слушая милую девушку-гида. Под волнительными впечатлениями вместе со всеми пошла на вечерний концерт.
   - Сергей Рахманинов, «Вокализ», - объявила ведущая.
   Слушала музыку с закрытыми глазами и… о, чудо! Даже не могу чётко передать, что творилось в моей душе: какая-то неведомая буря чувств захватила всё моё существо, по щекам катились слёзы, сердце трепетало, как птица в клетке. Потом вдруг настроение изменилось, и я заулыбалась, а с новыми звуками опять опечалилась и заплакала. «Что происходит со мной? Какое-то наваждение… Спасибо тебе, Господи, что привёл меня в это волшебное место!»
   Потом объявили Концерт номер два для фортепиано с оркестром. Все мои переживания повторились вновь с ещё большей силой! «Значит, зря я не верила своим знакомым! Теперь, когда сама всё испытала, - верю! Верю, восторгаюсь и очень рада, что судьба подарила мне такие чудесные мгновения!»


Рецензии
Добрый вечер. Восхищена Вашим талантом. Но простите..
Сирень - это дерево? Ну, надо же.. И, простите, чем ель отличается от елки?
И никогда не знала, что нарциссы растут и цветут ещё и летом.

Флора Снегава   13.01.2022 19:36     Заявить о нарушении