Поэтический замысел Рериха

Творится что-то странное в горячечном мозгу планеты: по всем признакам разразилась всеобщая война, но, как в виртуале, вирус подтачивает картинку, искаженное изображение глючит, то ли правда проскакивает, то ли обман всё заливает. Америка увеличивает расходы на оборону и уверенно называет своих противников, кто самый большой, кто нос свой самоуверенный высунул – тот и враг! Наш главнокомандующий рапортует: давно готовы, у нас и сверхзвуковое, и дальнее, и прицельное… Украина требует от Европы и Америки: подносите снаряды, видите, враг силен и мы не справляемся сами! Батька сокрушается: нам объявлена экономическая война, братушки, где вы, я хоть и сам по себе, но вы-то со мной?! Израиль поднимает в воздух бомбардировщики, отстаивает свое право расширять рубежи и расчищать для себя жизненное пространство. И, конечно, вся мелкая рать голосит из Прибалтики: агрессор напирает, на помощь! И Европа откликается, подтягивает НАТО, экономическими, информационными методами вступает без раздумий в противостояние.
Политологи ищут новые определения, рассуждают, а эта гибридная война наносит больший ущерб, нежели самая настоящая, горячая, или это для разрядки напряженности – оптимальный вариант? А в моем любимом Стасике (музыкальный театр им.Станиславского) поставили оперу «Вольный стрелок», насмешливо перенеся действие в наши дни, усадив противоборствующие стороны за компьютер, они играют в войнушку в виртуале!
В самом деле, может быть это - оптимальный вариант для расходования воинственного пыла? Но ведь и в локальных войнах гибнут люди, и в экономических блокадах голодают дети? И как-то вдруг я вспоминаю инициативу Николая Рериха, жившего в эпоху двух мировых войн, грандиозной революции, и придумавшего ПАКТ и «Знамя мира». Идея была несказанно красива и родилась в голове художника еще в 1914 году: если вам не терпится убивать друг друга, давайте договоримся хотя бы не крушить памятники культуры, просветительские учреждения. Он заботился о сохранности достижений человеческого гения! И ведь не шутил, со своим предложением обратился к властям Франции, США, достучался до своего царя Николая Второго, выпустил плакат «Враг рода человеческого», в котором клеймил варварское разрушение объектов культуры.
Тем, кто сомневался в реальном достижении подобных договоренностей – обходить бомбардировками музеи и концертные залы – он указывал, что в Красный Крест тоже поначалу не верили, но ведь состоялся!
Николай Константинович был не только гениальным художником, оставившим и в России, и в США  огромные собрания своих картин, но и поэтом. Чем иным можно объяснить, если свою неуемную деятельность по созданию Пакта Мира он продолжил и после второй мировой войны, в которой действию газовых печей не мог помешать никакой Красный Крест. Он по-прежнему верил в силу добрых договоренностей: подпишут государства международные обязательства – и уцелеет наследие Леонардо да Винчи, не будут немцы крушить русские церкви… Далее – везде.
Борьба была долгой, много нашлось сочувствующих, проводили конференции, поднимали знамя с многозначительными тремя кругами, окаймленными четвертой окружностью, множились в пользу Пакта Мира книги и статьи и наконец в 1948 году… после смерти Рериха, который ушел в несчастливый декабрь 1947 года…
А что произошло? Кто-нибудь слышал о действенной силе этого гуманного пакта, сберегающего культурные ценности в Сирии? От афганских талибов? От культурной революции в Китае?
Позвольте, а разве не кощунственно вообще обращаться к человечеству с призывом в войнах беречь культурные ценности? Чего они стоят вообще?
Помню, еще в молодости моей вдруг заговорили о нейтронном оружии, которое убивает людей, но оставляет в целости все материальные ценности – города, храмы, заводы. Говорили, что это придумано в США, у проклятых капиталистов, но наши ученые-оборонщики очень быстро подтянулись, тоже начали что-то испытывать. Я покопалась в Сети, нашла сведения, что от этой находки быстро отказались в силу малой эффективности и высокой радиационной опасности. Что проку от зданий, если ими пользоваться нельзя будет? Искания смертоубийственного оружия пошло по другим направлениям.
Оно идет до сих пор. И пока политики и военные бряцают традиционным оружием и ядерным, в лабораториях испытывают биологическое. Слышали, небось, что после пандемии жизнь уже никогда не будет прежней? Что в Грузии, на Украине, в Великобритании… да много, где ещё, работают в этом направлении ученые? Что носителями заразы могут быть комары, тараканы, крысы, она будет носиться в воздухе или в воде? Громко об этом не заявляют, но обмолвками про всё новые и новые варианты ковида, про нескончаемую пандемию, про культуру вакцинации, как единственное противодействие этой напасти, нас готовят к биологическим войнам. Как когда-то учениями по гражданской обороне учили слаженно и быстро прятаться в убежище.
Меня всегда преувеличенное внимание к цифре зараженных раздражало, подумаешь, по всей России прибыло 8 тысяч заболевших! Подобно всем скептикам я находила цифры других массовых заболеваний, ни в какое сравнение не идущих с этой, как мне думалось – надуманной угрозой. А буквально на днях услышала от директора Курчатовского института Михаила Ковальчука поразившее меня заявление о том, что некие энтузиасты от науки изобрели штамм какой-то новой Черной Чумы, и потребовались на это совсем небольшие затраты. Это не казус, это – тренд. Поэтому сейчас все государства осознанно ищут средства защиты, поэтому так скрупулезно подсчитывают, что тоталитарный режим, вроде Китая, проводит мобилизацию средств и добивается искоренения заразы, успешно и быстро. Отделившаяся от Евросоюза Великобритания, имеющая в своем распоряжении толковых вирусологов и лаборатории, быстро выработала вакцину и так же быстро провела прививочную кампанию. А мы, первыми вакцину изобрели, но так и не сумели организованно провести вакцинацию, у нас царит благодушие и свобода.
То есть это что, учения накануне? Это подход к уменьшению численности населению с сохранением культурных ценностей? Кажется, я схожу с ума. А в Индии, столь любимой Рерихом за ее многомудрость, преобразование людей в новую сущность в реалиях как-то не наблюдается, а обрастание всемогущего ковида грибками разного цвета (черными, желтыми…) пошло неконтролируемо. Анонимные ученые голосят, что всё это – из китайской пробирки. О Пакте и Знамени Мира никто не вспоминает, хотя вот ведь она, реализация гуманной поэтической идеи.
Люди на площадях горят в погребальных кострах, а бомбежки не происходит.


Рецензии