Ушли, чтобы остаться

«Ушли, чтобы остаться»
(Виктор Линник – «Лики времени, знаки судьбы. Люди великой
эпохи» - М. Вече, 2021. -592 стр.)
С автором этой книги судьба свела меня лет тридцать тому
назад. В январе 1992 года, вернувшись из командировки в
Кабул, встретил нового заместителя главного редактора
«Правды» молодого, энергичного Виктора Алексеевича
Линника. Он только что вернулся из Нью-Йорка, где служил
собкором «Правды».
Есть такая расхожая дефиниция - «любимец публики». Скажу
без всякого намёка на комплемент, - Виктор Линник был
любимцем не только у международников, которых он
курировал, но и у всей редакции, еще недавно главной газеты
Советского Союза, переживавшей тогда трудное время.
Виктор Алексеевич уже в те дни пользовался авторитетом
известного американиста и мог бы с радостью быть встречен
многими редакциями СМИ новой России. Но он не купился на
щедрые посулы со стороны младо-горе-реформаторов.
Оставался верен себе и своей газете. Но газету «Правда»
захватили ахейцы Янникосы из невесть откуда возникшего на
улице «Правды», 24, «троянского коня».
Верю, что еще доведется прочитать мемуары Виктора
Алексеевича, в которых он опишет свою «долгую извилистую
дорогу» от «Правды» к «Слову».
А пока мы обратимся к не совсем мемуарной, хотя в ней есть
все признаки этого уважаемого жанра, книге названной
автором, (может быть и несколько велеречиво, но по сути
верно), «Лики времени, знаки судьбы. Люди великой эпохи».
Большую половину этой шестисотстраничной книги
составляют портреты героев, встреченных автором в разное
время своей жизненной одиссеи. Портреты эти не простые.
Шекспир, давно уж раздерганный на расхожие цитаты, устами
одного из героев своих пьес сказал: «Весь мир - театр. /В нём
женщины, мужчины - все актёры. /У них свои есть выходы,
уходы, /И каждый не одну играет роль».

Портретная часть книги –потрясающий театр памяти. Сразу
представляется сцена, в центре которой автор, а вокруг него
герои этой книги. Их портреты говорят. Они порою делятся сокровенным,
порою гневно обличают подлейшего житья подлейшие черты,
порою наставляют автора в его житейских и газетных
трудностях «бороться и искать, найти и не сдаваться».
Впрочем, мне не по силам лучше сказать о них, чем это сделал
сам автор. Позволю его процитировать: «Объединяла этих
замечательных людей непоказная преданность Отечеству и
благородство характера. Во многом расходились они, но в
главном были едины. В защите непрерывности нашей великой
истории и богатства самобытной культуры, человечности
русской литературы, мощи гениального русского языка. Всё,
что работало на их умаление, вызывало у них гнев и
отторжение…».
Назову лишь несколько имен из этой портретной галереи –
Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Савва Ящиков, Виктор
Афанасьев, Борис Клюев… Почти тридцать портретов, среди
которых нет персонажей второго ряда, у всех главная роль.
«Они ушли, чтобы остаться, ибо всегда болели за Отечество»,
резюмирует Линник. И здесь хочется, с сожалением, отметить,
что портретов могло быть куда больше, поскольку список
Общественного совета газеты «Слово» украшают имена ныне
живущих, да хранит их Господь! И какие имена! Это Василий
Ливанов и Татьяна Доронина, Геннадий Гладков и Игорь
Золотусский, Владимир Крупин и Николай Бурляев. И еще
много других не менее славных сынов Отечества.
Надеемся, встреча с ними у нас впереди, в книге ли или на
страницах «Слова». И не только в «датском формате».
Вторая половина книги – эссеистика. Выше я отмечал, что
Виктор Алексеевич блестящий американист, коим остается и
по сей день. Но он еще и эссеист, тонко чувствующий историю
Отечества. Великая война, которую с подачи западных
историографов чаще именуют Первой мировой. Война,
которую стараниями комиссаров в пыльных шлемах сочли
империалистической, продолжив её войной гражданской.
Война поруганной русской воинской славы. Потом была
Великая Отечественная, над которой по сей день глумятся
столпы нашей «либерастической культурки», в кино и
телесериалах, с вожделением обличающих темные силы
СМЕРШа и возвеличивающих штрафбаты. Виктор Линник в
поисках исторической истины не боится прослыть
сталинистом. Личности Сталина, противоречивой, как сама
ушедшая эпоха, в книге отводится немало страниц.
А еще в этой книге автор откликается на события в культурной
жизни страны, будь то театр, кино, книги. Он готов
полемизировать, готов обличать в невежестве, но готов и
воздать должное достойным произведениям в кинематографе,
литературе и драматургии.
Задаешься вопросом: как его на всё это хватает? Ответ
покажется читателям несколько неожиданным: Виктор
Линник – человек-газета!
Его «Слово» - это образно «плот» Юрия Лозы. Вот уже почти
четверть века главный редактор и издатель газеты «Слово»
плывет «на маленьком плоту, сквозь бури, дождь и грозы». За
это время пошли на дно дредноуты реформаторов с их
карликовыми партиями и непомерными пиар-амбициями.
После сокрушительных фиаско медиамагнатов Гусинского
Березовского доморощенные олигархи, тонко чуящие откуда
ветер дует, охладели в своих стремлениях быть владельцами
«газет, пароходов», хотя яхты у иных с три парохода будут.
Газетное дело в России – занятие рискованное. Особенно в
финансовом ракурсе, если газета не сползла в эротику или
почище того…
На долю «Слова» выпало не мало бурь, дождей и гроз. Но плот
держится. Плот Лозы. Плот надежды. Не «Плот «Медузы»
француза Жерико с его отчаянной безнадёгой.
Виктор Линник сумел сПЛОТить вокруг газеты великих людей
великой эпохи, которые помогали и помогают ему чем могут,
чтобы жило «Слово».
И эта книга дань благодарной памяти тем, кто ушел.
И тем кто сегодня остается с яркой и самобытной газетой
Отечества.
Ведь в начале было Слово, и Слово было Бог!


Рецензии