Казацкий летописец ч. 7

Он смог добиться разрешения на его проведение, несмотря на запрет местных властей. С началом 1-й Мировой войны Яворницкий активно участвовал в сборе средств для сирот, раненых, беженцев и т. д. В 1915 г. Государь, во время своей поездки по Югу России, лично посетил музей имени А.Н. Поля. Гидом был профессор Д.И. Яворницкий. В книге отзывов Николай II оставил сочувственную запись. Данный факт имел особое значение в контексте драматических коллизий ПМВ, когда к наследию Запорожского казачества вдруг обратились противники России - австрийцы, создавшие бригаду (легион) «Украинских Сечевых Стрельцов». Во многих исследованиях Д. Яворницкого называют человеком аполитичным. Действительно, не существует никаких сведений о его принадлежности к какой-либо политической партии. В период революции и Гражданской войны 1917-1920 гг. скрупулёзный и добросовестный исследователь казачьей старины дистанцировался от политических дрязг того времени. В отличие от многих соотечественников, учёный не запятнал себя перед большевиками ни австрофильством, ни раболепством... Известно о знакомстве Яворницкого с ген.-л-нтом А.Г. Шкуро, оставившим сочувственную запись в музейной книге отзывов. Существует и легенда о его встрече с атаманом Нестором Махно. В 1919 г. ради спасения уникальных собраний, опасаясь за их судьбу, учёный отказался эмигрировать за рубеж. Он продолжал заниматься просветительской деятельностью.

Читал лекции по истории запорожского казачества, об украинских народных традициях, но при всём при этом Яворницкий никогда не был безразличен к судьбе Украины и её народа. В 1920; 1933 гг. Дмитрий Иванович, будучи профессором кафедры истории, преподавал в Екатеринославском (Днепропетровском) Институте народного образования, где в 1925; 1929 гг. создал и возглавил кафедру украиноведения. При этом учёный не оставлял попечения и об историческом музее. В течение нескольких лет он возглавлял научную экспедицию. Только за 1927-1929 гг. было обнаружено и зарегистрировано 36 936 различных старинных вещей, написано более сотни дневников, сделано более 1000 фотографий, рисунков и зарисовок. Часть этих снимков историк использовал в оригинальном географически-историческом труде «Днепровские пороги» (1928 г.), в котором помещены 86 иллюстраций. В 1927 г. был назначен ответственным руководителем археологического надзора за раскопками на территории строительства Днепрогэса (в должности вплоть до 1932 г.). В 1929 г. из печати появляется сборник неопубликованных архивных исторических документов под названием «К истории степной Украины». Он охватывает почти 300 первоисточников за 140 лет – от  начала XVIII в. до середины XIX в. (первый документ от 11 декабря 1716 г., последний – 5 октября 1857 г.). Несмотря на возраст, Яворницкий, будучи широко образованным человеком, принимал деятельное участие в работе Академии наук Украины, в её исторических, археологических и этнографических исследованиях.

ПОСЛЕДНИЕ  ГОДЫ  ЖИЗНИ, ЭПИЛОГ.

Кроме русского и украинского, владел французским, немецким и греческим языками. В 1924 г. был избран членом - корреспондентом, а 16 апреля 1929 г. - действительным членом Украинской Академии наук. Дмитрию Ивановичу все же не удалось избежать политики. Когда советская власть устроила первые громкие показательные политические процессы над украинской интеллигенцией, за Яворницким была усилена слежка, которая впрочем за ним не прекращалась никогда. С осени 1932 г. в разгар сталинских репрессий весьма уважаемого академика стали обвинять в «украинском буржуазном национализме». Уже в 1933 г., учитывая почтенный возраст, его не отправили в ссылку и не расстреляли, но в скором времени оставили без средств к существованию. Он был лишен зарплаты - уволили из музея, и академической пенсии. И снова в жизнь этого выдающегося человека пришло отчаяние и безысходность. Но, как и в прошлые годы, нашлись люди, которые всячески помогали ему в это тяжкое время. Кто чем мог: одеждой, едой и прочим. Сам Яворницкий, чтобы как-то выжить, продавал на рынке личные вещи, а в не отопленном доме, они с женой Серафимой Дмитриевной, сидели в кожухах. Пенсию Дмитрию Ивановичу стали выплачивать только в 1936 г. Став доктором общественных наук в 1937 г., Яворницкий успел закончить труд «История города Екатеринослава», после чего, невзирая на преклонный возраст, приступил к систематизации богатейшего фольклорного и этнографического материала. Магистр продолжал заботиться и о музее, собирал лексикографический материал к словарю украинского языка, который во времена войны был утрачен.

Сохранилось письмо учёного от апреля 1939 г. к российскому литературоведу В. Данилову, в котором Д. Яворницкий пишет: «Теперь осталось у меня на руках 50 000 народных слов - целые пуды научного материала, всего увижу ли я его в печати, Аллах знает, ведь мне 83-й год». До последних дней жизни учёный - историк поддерживал тесные связи с широкими народными массами. Он был верен своему жизненному кредо: «...работай, работай, не вглядываясь вперёд и не озираясь назад: работай не ожидая ниоткуда и ни от кого, ни награды, ни похвалы; работай до тех пор, пока служат тебе руки и пока бьётся живое сердце в твоей груди; работай на пользу твоего народа и на благо Отчизны, дорогой тебе». Представители власти считали Д. Яворницкого идеологом украинского национализма. Сам министр просвещения УССР В. Затонский отзывался об экспозиции исторического музея, как о буржуазно-националистической, где, по его мнению, присутствовала «идеализация Запорожья и Гетманщины». В 1937 г. НКВД причислило академика Д.И. Яворницкого к числу руководителей виртуального «украинского националистического контрреволюционного подполья». В его доме не раз проводились обыски, в музей (когда Дмитрий Иванович там работал) под личиной сотрудников засылались агенты ГПУ-НКВД. Всё это ужасно угнетало и оскорбляло пожилого учёного, настроение его было подавленным. Однако, несмотря на всё это, он продолжал работать. В мае 1940 г. Д. Яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания, а за неделю до смерти выпущен на свободу.

Находясь в тюрьме, заболел воспалением легких и 5 августа 1940 г. умер. Похороны были скромными: проститься с опальным учёным пришли только самые близкие друзья. Духовой оркестр, как и просил перед смертью Яворницкий, исполнил его любимый гопак.  Д.И. Яворницкий был человеком простым, скромным, но жизнерадостным и деятельным, страстным собирателем народных сокровищ. Его неутомимость и самоотверженность достойны удивления, а его наследие принадлежит к лучшим достижениям культуры прошлого украинского народа. Свою библиотеку и рукописи запорожский чародей - учёный завещал Академии наук Украины. 11 октября 1940 г. указом Президиума ВС УССР, Днепропетровскому историческому музею было присвоено имя его первого директора - академика Д.И. Яворницкого. В доме, где в  1905 - 1940 гг. он жил, была открыта мемориальная комната - музей (1946 г.) и установлена мемориальная доска. Мемориальный дом-музей Яворницкого является одним из шести филиалов исторического музея г. Днепропетровска, который включает в себя дом известного академика, прославленного исследователя запорожского казачества, археолога, историка Яворницкого. Дом-музей открылся для гостей 3 ноября 1988 г. Зданию дома присвоен статус памятника архитектуры национального значения. В 1961 г. по решению городских властей Днепропетровска останки Дмитрия Ивановича и надгробная плита со старого кладбища были перенесены на территорию исторического музея, которому Указом ПВС УССР было возвращено его доброе имя.

Благородному, образованному человеку, академику Яворницкому, который при жизни даже на раскопки выезжал в светлом костюме и с тросточкой, в Днепропетровске в 1995 г. на могиле у стен музея установлен памятник по проекту скульптора В.Р. Наконечного и архитектора В.И. Мирошниченко, олицетворяющий собирательный образ обездоленного человека, с горечью несущего свой крест. Потому-то в народе этот монумент был прозван не иначе, как «бомж». Скульптор Наконечный, обосновывая художественное решение своей работы, заявлял: «Можно сказать, что это - внутренний вид Яворницкого. Босой, потому что он исходил пешком много мест, и я хотел показать его связь с энергетикой земли. Каменный казацкий крест символизирует, что опирающийся на него человек поднимает казацкий дух. Чтобы ещё больше подчеркнуть это - в середине креста изображён казак на лошади. «Утрированно-украинский» образ Яворницкого: в простой рубахе, шароварах и с босыми ногами демонстрирует связь с народом. Внешне, Яворницкий был респектабелен и интеллигентен, а в душе – самый настоящий казак, о чём заявлял и сам. Вот таким его, как бы изнутри, и изобразил скульптор Наконечный. Иронией судьбы можно считать тот факт, что создание памятника финансировалось в большей степени на народные пожертвования. О Д. Яворницком долгие годы не вспоминали, хотя вряд ли кто-то сделал для сохранения украинской культуры больше, чем он.

Труды выдающегося учёного, посвящённые истории Запорожской Сечи едва могли бы уместиться в 25 томах, но по сей день изданы лишь отдельные работы, среди которых - трехтомная «История запорожских казаков». Из-за неоценимого источника сведений о славном прошлом наших предков, Дмитрия Ивановича постоянно называли сепаратистом и изгоняли из Украины задолго до революционного переворота 1917 г., его клеймили как националиста и в советские времена, но, рано поседевший и одинокий, он настойчиво и достойно продолжал дело всей своей жизни. В 2005 г. была выпущена памятная монета Украины, а также почтовая марка и конверт, посвящённые Д. Яворницкому. В последующие годы во внутреннем дворе исторического музея проходят мероприятия по случаю праздника Покровы Пресвятой Богородицы и Дня украинского казачества. Из музейных фондов традиционно выставляются две уникальные казацкие иконы Божьей матери и народные картины «Казак Мамай», которые в 16-19 вв. освящали каждый украинский дом.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Бардадым В.П. - Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993, с. 89.         
2. Шаповал И.М. - В поисках сокровищ: Рассказы о Д.И. Яворницком, 1855-1940; Вступит. статья М. Рыльского. - Днепропетровск: Проминь, 1990. - 352 с.      
Автор очерка в марте 2010 г. посетил Днепропетровский национальный исторический музей имени академика Д.И. Яворницкого, в связи с чем при написании очерка были использованы материалы из его личного архива. 

Николай Мринский  2010 г., 2015 г., 2021 г.


Рецензии