Комплекс отличника

Если проследить судьбы своих знакомых и знакомых своих знакомых, а также «сильных и знаменитых мира сего», то вырисовывается парадоксальная картина: школьные «отличники» и «хорошисты» редко достигают больших высот в жизни. Обычно удача сопутствует «троечникам».
 
С чем у большинства из нас ассоциируется слово «отличник»? Разумеется: «старательный, послушный, дисциплинированный, аккуратный». В общем, зануда. Эдакий «Знайка» из детской книжки Носова. Согласитесь: выдумщик Незнайка вызывает у читателей гораздо больше симпатий, чем его «правильный» антипод.

- К сожалению, отличнику часто нужны не сами знания, а «положительные оценки», похвала взрослых (педагогов и родителей), поэтому он «учит все, что задали», независимо от того, интересно ему это или нет, - считает психотерапевт Михаил Буревой, - и тем самым насилуя свою личность. Оригинальность же мышления во все времена и всюду (а не только у нас) автоматически подавляется системой образования, потому что подлинную креативность невозможно оценить по пятибалльной шкале. «Уравниловка» - вот ключевое понятие традиционной системы образования. Школа регламентирует мышление, поведение, внешний вид учеников…

С творческими детьми рядовому учителю трудно. Они, вместо того, чтобы «вызубрить и ответить», продуцируют собственные идеи. Они могут начать спорить с учителем на уроке или сидеть с отсутствующим видом, могут прогуливать «скучные» занятия. Они не тупые, просто они не гонятся за «оценкой». Но именно такие дети впоследствии что-то создают (будь то свой бизнес или научные изобретения).

«Троечники», по мнению Буревого, вообще лучше адаптируются в жизни, в том числе и личной. «Отличники» могут преуспеть, например, в чиновничьей среде, но создать свой бизнес в рыночных условиях легче «троечникам»: они сохранили самостоятельность мышления, волевой потенциал. «Отличники» же становятся в основном… хорошими исполнителями. Дисциплинированные подчиненные, они выполняют все указания шефа, они осторожны, потому что для них по-прежнему важно «дать правильный ответ».

- «Отличниками», равно как и «троечниками» становятся дети, уже предрасположенные к той или иной манере поведения, уже обладающие тем или иным психологическим типом, - подчеркивает Буревой. - И еще. Заметьте, мы не говорим о «двоечниках», потому что это чаще всего дети, которым теоретические знания действительно даются с трудом (это зачастую так называемые «трудные» дети из неблагополучных семей). Речь о детях, наделенных примерно равными способностями, но разными психологическими характеристиками.

Не секрет, что высокие оценки в школах и вузах чаще всего ставят конформистам, готовым озвучивать одни лишь «правильные» ответы, то есть те, что указаны в учебниках или нравятся учителям. Это не «вина» конкретно нашей образовательной системы, это особенность человеческой субъективности как таковой. Преподаватели – тоже люди, и они не могут не быть субъективны. В итоге мышление и поведение «отличника» становится конформистским, соответствует стандарту.

Не надо проводить статистических исследований, чтобы ответить на простой вопрос: кого больше среди «отличников» - девочек или мальчиков? Девочки более дисциплинированны, реже шалят, выполняют домашние задания, послушно заучивают то, что диктует учитель. Но преуспевают потом в карьере и бизнесе чаще все-таки мальчики. И не только потому, что наше общество до сих пор маскулинно ориентированно, не только потому, что девочкам приходится выбирать между семьей и карьерой.

- Аксиома: поведение и мышление женщин более консервативно, - продолжает Буревой, - ведь их сверхзадача как вида – сохранять и передавать следующим поколениям глобальный опыт и генетический багаж человечества. Склонность к риску, поиску, творчеству, «свершению открытий» и… генетическим мутациям – удел мужчин. И это вовсе не характеризует женщин плохо.

Девочки, по мнению Буревого, меньше склонны «бунтовать», и даже «подростковый период» у большинства из них проходит легче, чем у мальчиков. Пацаны значительно больше ориентированы на одобрение сверстников, а не взрослых, поэтому «отметки» - не такая уж ценность для них.

Даже «ловчат» в школе мальчики и девочки по-разному. Первые, например, могут намеренно «столкнуть» учителя и своих родителей («Мой отец считает, что оценивать февральскую буржуазную революцию нужно иначе…»). Девочки обычно подчеркивают собственную беспомощность («Ой, Марьиванна, у меня не получается, помогите, пожалуйста», и тут же - глаза на мокром месте). Льстят учителям тоже в основном девочки («Вы так хорошо объясняете, гораздо интереснее, чем другие преподаватели»). Зато и мальчики, и девочки могут «заболеть» как раз во время контрольной.

У преподавателей тоже есть свои способы манипулировать учениками (разумеется, бессознательные). В классе выделяются «любимчики» и «непослушные». Первые – это «отличники» или «хорошисты», они - фавориты, доверенные лица учителя. Их хвалят за примерное поведение, поручают следить за дисциплиной в классе, назначают старостами. «Любимчики» могут рассказать педагогу, кто курил в туалете, кто списал контрольную, кто взял из стопки свою тетрадь со стола учителя…

А вот «непослушных» выставляют на посмешище, демонстрируя остальным, что они «дурачки и лодыри». Например: «Костин, что ты смотришь на меня, как баран на новые ворота, опять не выучил?». Их не только публично унижают, но и держат в состоянии неизвестности. «Не знаю, Петров, получишь ли ты хотя бы тройку в этой четверти…». Им постоянно ставят в пример «любимчиков». «Оценка» часто превращается в способ наказания или поощрения (учитель, как уже было сказано, субъективен…). «Любимчику» можно натянуть пятерку вместо четверки, а «непослушному» влепить пару. Низкая оценка уровня знаний как бы лишает ребенка «полноценного» статуса в классе и «держит под контролем» не только детей, но и их родителей.

Значит ли это, что родителям нужно хвалить ребенка за «тройки» и поощрять его не учить уроки? Конечно, нет. Просто не надо сходить с ума, если ваши дети – не «отличники». Конечно, «послушные» отпрыски удобны (на каком-то этапе), но, став взрослыми, они не сумеют самостоятельно решать свои проблемы. Им всегда будет нужен «взрослый», который «ставит оценки».

- Комплекс отличника - это завышенная планка для самого себя, иными словами перфекционизм, - считает Буревой. - то есть: «Я должен всегда быть самым лучшим». Допустим, не умеет кто-то рисовать, но не мучается из-за этого: «Ну и ладно, зато петь умею». А перфекционисту во всем надо быть лучшим. С такой позицией трудно жить.

Истинно одаренным детям легко дается обучение в любой области, поэтому сфера их интересов обычно не бывает ярко выраженной. Им трудно «сузить» сферу интересов, чтобы выбрать вуз, профессию. Изучением будущей успешности занимается сегодня акмеология - это такое направление в психологии.

Но есть у вундеркиндов и специфические проблемы. Чудо-дети удивляют, когда они маленькие, потому что отличаются от других быстрым развитием. А в момент полового созревания происходит некое выравнивание. Вундеркинды не становятся глупее, их высокий интеллект, безусловно, остается. Но когда человеку 15-17 лет, его способности уже не удивляют окружающих так уж сильно. А ребенок успел привыкнуть к восхищению. Помощь в социальной адаптации - это «свести на нет» комплекс вундеркинда и комплекс отличника.

К сожалению, высокий интеллект не является гарантией жизненного успеха, более того: скорее важны другие качества. Об этом подробно говорит в своей книге «Эмоциональный интеллект» американский психолог, дважды номинант Пулитцеровской премии Дэниел Гоулман. «Место, занимаемое человеком в обществе, определяется факторами, не имеющими отношения к коэффициенту интеллекта, начиная с классовой принадлежности и кончая везением», - считает психолог.

Для успеха в жизни скорее важен эмоциональный интеллект – умение разбираться в людях и поддерживать межличностные отношения. Но в школах и вузах этому не учат.


Рецензии