Дар Луны. Цели и методы его достижения

Спектакль «КАЛИГУЛА» (+18).
 по пьесе Альбера Камю.
Режиссёр Егор Корнилов.
Художник по свету – Татьяна Дёмина,
Помощник режиссёра – Анна Данилова.
Роли и исполнители:
Калигула - Никита Петросян,
Друзилла/Луна –Екатерина Щуко.
Цезония – Анастасия Смоляниченко/ Анастасия Кренц/ Анастасия Гудкова.
Геликон – Максим Чечель / Валерий Бабак.
Павсаний и Сципион – Иван Гирич/ Александр Емельянов.
Керея – Георгий Азарсков.
I, II и III Патриции – Валерий Бабак/ Александр Емельянов.
Управитель – Денис Фомин.
Старший патриций – Павел Платонов.
Жена I патриция – Анастасия Гудкова.
Жители дворца – Анастасия Кренц, Анастасия Смоляниченко, Валерий Бабак, Иван Гирич, Александр Емельянов.
Свой Театр на сцене Цехъ Театра. Премьера 15 и 16 мая 2021 Санкт-Петербург.
В спектакле «Калигула» Егор Корнилов обращается к драматургическому творчеству великого писателя и мыслителя двадцатого века Альбера Камю, к его пьесе, запечатлевшей образ одного из императоров эры заката великой римской империи. В этой пьесе этот фрагмент давно - ушедшей в глубины истории является объектом пристального изучения  вечных тенденций человеческого общества, влияние которых было всегда в фокусе  исследования великого мыслителя двадцатого века. Объектом инспирации для написания этой пьесы для Камю послужили тенденции, преобладавшие в европейском обществе тридцатые годы прошлого века, накануне Второй мировой войны. В период мировой истории, когда имперские амбиций, вновь проснулись в европейских умах, их динамичное развитие и преобладание послужило первопричиной тектонических сдвигов и длительного, затяжного кризиса геополитики. Камю в этом исследовании подверг критическому и сравнительному анализу тенденции, преобладавшие в обществе различных эпох. Он увидел многочисленные точки совпадения между эпохами, которые он стали объектами изучения в его десятилетней работе над пьесой, в ней он попытался запечатлеть зафиксировать эволюцию этих тенденций и процессов от их зарождения до финальной точки. Камю в своих исследованиях выявил, что вопреки историческому опыту человечество регулярно оказывается под влиянием имперских амбиций и различных тенденций, которые превращают людей в объект манипулирования в руках амбициозных политиков и главным инструментом воплощения их имперских планов. В этом изучении Камю подчеркнул максимализм имперских планов и методов их воплощения, которые становятся первопричиной трагедии десятков поколений человеческого общества.
Корнилов в своей сценическом воплощении плодов философских изысканий Альбера Камю сосредотачивает наше внимание на истории одного из самых одиозных персонажей римской империи, образ которого он превращает в плоскость критического анализа тенденций человеческого общества. В этом пространстве Калигула является сюжето-центричным персонажем прямого и обратного познания, в котором мы видим его историю его глазами и через призму взгляда людей пространства его существования. В спектакле этот объект нашего познания сложен и многомерен и здесь этот эффект достигается с помощью объединения в нём субъективного видения самого Калигулы и видения его и событий глазами их непосредственных участников..
В начальной точке нашего познания мы наблюдаем процесс возникновения легенды о человеке эпохи, который возникает из человеческой молвы, легенд и притч дошедших до нас из глубинных пластов мировой истории. В этих картинах миф о сверхчеловеке возникает и получает своё расширение, из него мы узнаём о человеке-легенде, чей интеллектуальный потенциал выделял и возвышал его над всеми и придал его образу ореол сверх – возможностей, позволяющих ему повлиять на ход истории и изменить пространство существования миллионов. Это рождение образа человека-чудотворца происходит на фоне, изображающем людские потоки римской империи. Корнилов в своём воплощении мира эпохи правления Калигулы создаёт сценическое полотно портретирующее пространство, погруженное в полумрак, лишенное ярких декорирующих элементов свидетельствующих о былом величии римской империи. Эта однотонная картина погружает нас в атмосферу жизни империи, чьи десятилетия господства и процветания остались в прошлом и укутаны мраком кризиса государственности, грозящим полным коллапсом и гибелью империи.
В спектакле в образе Калигулы мы видим человека, живущего желанием изменить пространство своего существования, в нём воплощена проекция харизматичного лидера, уверенного в своих силах и устремлениях. Максимализм его амбиций и планов мотивирован абсолютистской идеей его высокого предопределения в этом мире и понимания того, что на него возложена великая миссия принесения благополучия гражданам римской империи. Калигула в своём стремлении воплотить своё высокое предназначение и миссию формулирует концепцию луны, в которой это небесное тело является сложной метафорой источника жизненно важной энергии и света, который прольётся на людей и развеет мрак окутавший пространство их существования. В спектакле наше изучения образа Калигулы представляет нам проекцию человека полностью погруженного в свои планы и замыслы, для воплощения которых он стремится максимально расширить диапазон своих возможностей и удалить все возможные препятствия. В этом стремлении они низвергает пантеон богов, так как он возлагает их миссию на себя, на этом пространстве он верит, что его абсолютная власть и интеллектуальный потенциал позволит ему воплотить своё высокое предназначение принесения благополучия и безопасности народам римской империи.
В сюжетном пространстве спектакля историю Калигулы и его деяний мы познаём через проекцию их влияния на общество, в котором его замыслы и методы их воплощения воспринимаются неоднозначно и являются мощным фактором-катализатором различных процессов. Изучение их проекций позволяет нам анализировать различные тенденции человеческого общества, возникающие и развивающиеся в обществе в эру перемен. В этом направлении нашего познания действия Калигулы приводят к поляризации общественного пространства, в котором происходит раскол, главным фактором которого являются восприятие обществом его целей и методов их достижения. Этот фактор влияния на общество условно выделяет в нём три группы, которые консолидируют их сторонников и противников его деятельности, между которым мы видим тонкую прослойку условно-объединяющую людей колеблющихся между этими двумя полюсами общества.
Эта прослойка между двумя группами создаёт особую фокусную группу, которая предоставляет нам возможность изучить человеческое общество пребывающее в пограничном состоянии. В нём мы видим их погруженных в процесс формирования собственной позиции и отношения к целям большой политики, методам их воплощения и их реальной проекцией их на жизнь обыкновенных людей. В нашем взгляде, сосредоточенном на эти опорные точки общества мы получаем возможность для сопоставительного анализа, в котором мы сравниваем понимание всех групп и видение самого инициатора этих процессов. В этом процессе персонажи находятся в пограничном состоянии, при котором их критический анализ собственных взглядов, понимания границ добра и зла, заставляют расширять и дополнять новыми концепциями. В этом процессе они пытаются размышлять об альтернативных решения, о возможных последствиях и цене, которую им придется за платить за их выбор.
В этой плоскости нашего познания сюжетное пространство этой истории предлагает нам уроки изучения гражданского общества, в которых инсталлирован эффект зеркала в котором лики трагедии римской империи хорошо узнаваемы в реалиях нашего времени. В спектакле этот приём выводит события этой истории за рамки изучении уроков истории и фокусирует наше внимание на реалиях нашего времени, в котором лики римской трагедии отчётливо читаются в жизни общества двадцать первого века и это создаёт эффект совмещения временных плоскостей. Они обозначают многочисленные точки совпадения и позволяют нам провести параллели, нивелируют временную пропасть между этими двумя эпохами. Этот сопоставительный анализ показывает нам проблему аморфности общества, в котором людьми двигает инстинкт самосохранения, порождающий конформизм, желание обеспечить себе безопасное существование в зоне спокойствия и это создаёт благоприятную почву для любых амбициозных планов Калигулы и использования людей в качестве инструмента воплощения их.
 Корнилов в своём сценическом воплощении пьесы Альбера Камю создаёт нам картину трагедии, в которой человек с благими намерениями, увлеченный идеей воплощения великих целей обладает безграничными возможностями, которые становятся первопричиной его личной трагедии и трагедии миллионов людей римской империи.  В этом проявлении свободы действий в абсолюте он одинок, так как постулируемые им цели и методы их достижения вызывают отторжения в обществе, они не находят поддержки и понимания у людей, которым их воплощение должно принести благополучие и безопасность существования. В спектакле эта контрадикция создаёт для нас пространство для осмысления ряда главных вопросов истории, один из которых заключается в соразмерности целей и методов их достижений, к вопросу оправданности их выбора. В этом пространстве нашего познания мы видим другую причину неудачи Калигулы попытки добыть луну людям, причиной которой является автократичность его власти и абсолютной уверенности Калигулы в своей собственной правоте и незыблемости выставленных им приоритетов развития государства и общества. Калигула в своих деяниях существует вне системы сдержек и противовесов и не стремиться установить систему обратной связи, которая позволила бы ему избежать фатальных ошибок в принятии решений, в определении целей и методов.
В другой проекции этой драмы мы видим аморфность общества, которое во имя своего собственного спокойствия вступает на тропу конформизма и существует в дуальной форме, при которой её члены скрываются за щитом молчаливого согласия и одобрения действий Калигулы. За этой маской одобрения и согласия происходит процесс аккумуляции негативных настроений и неудовольствий и это процесс пределен в своём развитии, в его финальной стадии происходит их агрессивный выход наружу в виде революций, бунтов и прочих деструктивных процессов разрушающих государства и империи. В соединение этих двух проекций Калигула подобен человеку правящему колесницей львов, которую он не может покинуть и это предопределяет финал его истории и его устремления подарить луну людям. В спектакле история древнеримского императора подобна зеркалу, в котором каждый из нас может увидеть лики нашего времени, а в её персонажах легко- узнаваемы образы обитателей первых полос и прайм таймов всех СМИ, в этих картинах каждый из нас может увидеть уроки истории и попытаться предугадать наше возможное будущее, если результаты этих уроков не будут усвоены.


Рецензии