Учкудук и та, кого не может быть

Переговорный пункт.
После окончания института, я начал трудовую деятельность уехав в Ленинград в командировку на 4 года… Приехал в город на Неве осенью 1982 года, а уехал окончательно домой осенью 1986.
Наши командировки в Ленинград длились по полгода! Шесть месяцев трудишься в Ленинграде, неделя во Владивостоке и снова Ленинград. Вот в таком интересном ритме мы и жили в те годы.
У меня было три любимых здания в городе на Неве – Центральный почтамт, кассы Аэрофлота на Невском и пункт междугородних телефонных переговоров. Естественно Дворцы, Музеи и другие достопримечательности входили в иную категорию моих любимых мест Ленинграда.
Прилетишь бывало из Владивостока, пока в себя пришел, пока то да сё. Телеграмму родителям, что все в порядке, что долетел, даешь только сутки на вторые-третьи. И все хорошо, никто не теряет тебя, все понимают – страна большая, километров и часовых поясов, разделяющих нас много!
Отправишь телеграммку, оповестишь родителей и живешь спокойно. А дальше хочешь письма пиши, хочешь, сходи на переговорный пункт закажи телефонные переговоры, если деньги лишние есть, конечно.
Центральный междугородний переговорный пункт в то время находился на Большой Морской улице, 3, перед Аркой Генерального штаба. Разница по времени с Владивостоком 7 часов, поэтому поговорить с родителями удавалось только по выходным. Да и то не чаще раза в месяц.
Придёшь на переговорный пункт, закажешь разговор с Владивостоком и ждешь. Если память мне не изменяет помещение там было достаточно просторное с большим количеством переговорных кабинок и стульев для ожидающих.
Бывало много интересного услышишь пока дождешься своей очереди поговорить с родными по телефону. Можно было изучать географию СССР!
Был у меня, например, вот такой случай.
Люди старшего поколения прекрасно помнят песню «Учкудук три колодца». Исполнял эту знойную песню ВИА «Ялла». Честно говоря, я всегда думал, что Учкудук это выдуманный населенный пункт. С каким надрывом солист выводил:

«Горячее солнце, горячий песок,
Горячие губы - воды бы глоток,
В горячей пустыне не видно следа,
Скажи, караванщик, когда же вода?

Учкудук, три колодца
Защити, защити нас от солнца
Ты в пустыне спасительный круг, Учкудук»

Не знаю, как у вас, а мое воображение рисовало жаркую пустыню, изнывающую под палящими лучами безжалостного солнца, обжигающий ветер и бедуинов, запрятанных в свои ватные халаты.
И вот однажды, кажется осенью, жду я своей очереди на общение с родными (сейчас это выглядит действительно странно!). Дежурная по переговорному пункту то и дело нарушает тишину своими сообщениями:
- Уфа! Шестая кабина.
- Москва, пройдите в третью кабину.
- Уфа! Вы где? Я же сказала – шестая.
Счастливчики бежали получать свои оплаченные минуты общения, а все остальные напрягали слух, боясь пропустить заветное:
- Владивосток, двенадцатая кабина!
Впрочем, каждый ждал своего города.
- Учкудук! Пройдите в седьмую кабину.
Мне показалось, что я на минуту задремал, и во сне мне привиделось, или вернее послышалось – Учкудук! Я замотал головой, стряхивая остатки секундной дремоты.
Нет, дежурная повторила еще раз название города из знойной песни, гремящей тогда по всей стране.
- Учкудук! Седьмая кабина.
Ого! Значит, есть Учкудук! Значит это не мираж или выдумка автора песни. Здорово! Я даже привстал с кресла, чтобы получше рассмотреть, кто же идет в седьмую кабину беседовать с загадочным Учкудуком?
В кабинку прошмыгнул обычный житель одной из братских республик. Вполне себе нормально одетый. Да и верблюда, навьюченного сокровищами из пещеры Али-Бабы, я рядом не наблюдал.
Вот так одной тайной стало меньше. Учкудук не мираж, Учкудук город в котором есть даже телефон и переговорный пункт. Все как у всех!
- Владивосток! Вы будете разговаривать? Вторая кабинка.
Задумавшись, я не услышал первое приглашение на встречу с голосами мамы и папы!
Подхватив пакет, я стремительно ринулся к заветной кабинке номер два.
А дальше как у Владимира Семеновича в песне:
- Вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Ленинградский Главпочтамт.
Второе мое любимое здание - это конечно почтамт. На почтамте я проводил много времени! Еще бы, ведь именно туда до востребования приходили письма от родных и переводы на зарплату!
Почтамт для нас командированных был практическим оазисом в пустыне. Просто Учкудук какой-то!!!
Я уже писал, что возможности достать из кармана сотовый телефон и в любое время позвонить в любое место в те годы просто не было. Мы даже мечтать об этом не могли. А на переговорный пункт не наездишься постоянно. Вот и приходилось нам писать письма друзьям и родителям. И самим ждать писем от них.
Постоянной прописки в Ленинграде у меня не было, и вся корреспонденция приходила на Главпочтамт до востребования.
Ленинградский Главпочтамт расположен в исторической части города. Точный адрес звучал так: Почтамтская ул., 9, Почтамтский пер., 3, ул. Якубовича, 12.
Здание Главного почтамта было построено в 1782-1789 гг. по заказу фаворита Екатерины II Светлейшего Князя А.А. Безбородко. В дальнейшем его многократно достраивали, перестраивали приспосабливая с современным требованиям.
Вот в это замечательное место каждый выходной я и направлялся. Как правило шел мимо Адмиралтейства, мимо Исаакиевского собора. Памятник Петру Первому и здания Сената и Синода тоже были мне почти по пути.
Придешь на Главпочтамт, отстоишь очередь к окошку со своей буквой.
- Здравствуйте, девушка! Посмотрите на фамилию У…..
Если девушка отвечает:
- Ничего нет…
Грустный, но с надеждой на будущее уступаешь очередь очередному страждущему. Делаешь пару-тройку кругов по почтамту, словно надеясь на чудо и не решаясь сразу уйти.
Но делать нечего, почтовые голуби в этот раз опоздали и придется мне провести в ожидании письма или перевода еще целую неделю.
Правда девушки в окошках случалось и радовали нас.
- У……? А.С.? Паспорт пожалуйста.
Конечно, конечно! Протягиваешь паспорт, она, мельком взглянув на него, больше для порядка, протягивает мне или письмо, или желанный перевод из любимой конторы с получкой!!!
Вот тут уже настоящий праздник наступает. Как правило письмо открываешь еще на ходу ища глазами где бы «приземлиться». Достаешь аккуратно сложенный заботливыми мамиными руками листочек и переносишься за 9 тысяч километров в родной дом…
Это вам не сотовый в кармане с WhatsApp или Skype! Ощущения совсем другие. Ожидание письма добавляет много эмоций и красок к его содержимому. Мне так кажется.
На минутку вернемся из 80-х годов прошлого века (как страшно звучит!) в настоящее время с его, без сомнения, полезными и замечательными гаджетами.
Однажды произошел со мной такой казус – я забыл на работе свой сотовый телефон. Сел в автобус после работы, отъехал 20 метров от остановки и с ужасом понял, что телефон остался на работе! Я не шучу – именно с ужасом. Меня охватила 30-ти секундная паника. За эти секунды в голове пронеслись все те, кто может мне позвонить. Позвонить и не дозвониться.
Директор может позвонить. Жена меня потеряет, волноваться будет, с товарищем договорились созвониться, сын не звонил еще сегодня… Это катастрофа!
Первое желание было остановить автобус и бежать за своим таким нужным, таким важным телефоном. Но я невероятным усилием воли взял себя в руки. Заставил успокоиться и решил – будь что будет. Все подождут, со всеми, при необходимости, объяснюсь.
На душе полегчало и весь оставшийся путь домой я ехал спокойно, не прислушиваясь к своему карману – звонит или показалось? Мой телефон или соседский?
Финал у этой истории просто замечательный. На следующее утро я пришел на работу и просмотрел список входящих. За 12 часов не позвонил ни один человек!!! Ни директор, ни жена, никто…
Я больше не переживаю за свой сотовый. Тем не менее он всегда при мне!!!
А в далеком 1983 году я и подумать не мог про ту власть, которую над нами приобретут сотовые телефоны и интернет. Я сидел в здании, построенном в 1782 году и читал письмо от родителей. Читал и видел все, что происходило в моем родном городе, в родительской квартире, с моими родными и близкими.
Иногда мне писал мой друг Сергей из Москвы. Мы учились на одном курсе в институте, а после распределения Серега уехал в Москву. Защитил кандидатскую и остался жить в Зеленограде. Но это уже другая история.
Продолжу про Главпочтамт.
Письмо прочитано, и даже не один раз. Если не спешил по делам и было желание, то присаживался за стол и писал ответ. Писал, запаковывал в конверт и тут же отправлял. Самое важное в этом процессе было то, что на Главпочтамте стоял большущий почтовый ящик. Самый главный почтовый ящик города Ленинграда! Письма из него вынимались чуть ли не каждый час. Вынимались и сразу отправлялись. Это экономило минимум два-три дня. А значит, родители или друзья получали мои ответы раньше на эти самые два-три дня.
Были в походах на Главпочтамт и другие приятные вещи. Например, столовая. В том самом здании куда вела арка, прямо напротив входа в почтамт располагалась столовая. Как мне помнится я там частенько обедал. В выходной день это была замечательная возможность недорого пообедать и продолжить прогулку по Ленинграду.
В тот день все было, как всегда. Получил письмо, прочитал. Домой возвращаться не хотелось, и я решил подкрепиться в столовой Главпочтамта.
Очереди практически не было. В выходной день здесь всегда было не очень много народа. Выбрал на первое солянку сборную, на второе, к сожалению, остались только макароны и котлета с подливкой. Компот - это само собой!
Сел за столик в углу. Ем, «перевариваю» новости из дома. Думаю, куда пойти после обеда. Незаметно, почти не ощущая вкуса съел первое, приступил к макаронам с котлетой. Не понравились они мне. Соленые, клейкие… Медленно ковыряясь вилкой в своей тарелке начал я осматривать окружающих людей.
Вот пара молодых ребят, наверняка иногородние студенты, такие же, как и я, ходоки за письмами и деньгами на Главпочтамт. Чуть поодаль - семья «туристов». Папа, мама и мальчик с девочкой - погодки. Дети достаточно громко галдят, суетятся и ерзают на своих высоких стульях. Туристов моему наметанному глазу видно сразу. В пакете сувениры из ближайшего ларька, в глазах усталость, перемноженная на восторг. Ну а кроме того, они достаточно громко обсуждали только что закончившуюся экскурсию в Исаакий!
В дальнем углу несколько почтовых работников. Едят, торопятся. Видно есть еще дела в обеденный перерыв.
От стола к столу ходит бабушка. Наверное, помогает убираться, решил я. Вот собственно и все посетители.
Котлету я «домучил», а тарелку с остатками макарон отодвинул на край стола, перейдя к компоту.
- Простите пожалуйста! Вы уже не будете есть макароны?
Видно я опять задумался и не заметил, как бабушка божий-одуванчик дошла до моего стола.
- Нет, не буду.
- Я заберу? Спасибо!
Я слегка опешил от неожиданности.
Старушка взяла мою тарелку с недоеденными макаронами и отошла к свободному столику. Дальнейшее повергло меня просто в ступор. Сейчас бы сказали – в культурный шок!
Старушка моей вилкой стала доедать мои макароны!!! Я просто не верил своим глазам! На дворе 1983 год. Мы находимся в культурной столице страны победившего социализма, а в двух метрах от меня сидела и доедала за мной, комсомольским вожаком, та, которой просто не могло существовать – нищая бабушка!!!
Сказать, что я был потрясен – это ничего не сказать. Как бы банально это не звучало. В голове метались и бились о черепную коробку, грозя разнести ее вдребезги, тысячи, миллионы мыслей! Но всех сильнее билась одна:
– Этого не может быть!
– Не верю!
– Или может?!
– А как же все, что нам говорят…
– А как же…
Силы мои иссякли от такого противоречия между бабушкиной и моей реальностью. Чуть не бегом я умчался из столовой. И честно говоря, потом почти месяц старался туда не заходить, опасаясь встретить ту, которой в нашей стране просто не могло быть! В той стране, стране 1983 года, в СССР!


Рецензии