Ты чья?
Работа во ВНИИРА мне нравилась. Ещё бы - один из ведущих научно производственных институтов во всем Советском союзе! Институт нулевой категории. Это и статус, и размер оплаты труда и что-то еще.
Честно говоря, на нас, прикомандированных работниках ГПТП, все эти регалии распространялись мало. Зарплату нам платил ни ВНИИРА. Но причастность к самому передовому проекту в стране, к разработке и производству космического челнока - «Бурана» дорогого стоила!
Нас, конечно, хорошо учили в институте, да и моя работа в ИАПУ много мне дала, но здесь все было почти самое передовое, почти самое современное! А мы не просто впитывали прогресс, мы его создавали и продвигали!
Говорящая машина.
- Хочешь посмотреть говорящую ЭВМ?
Яша Б…. широко улыбаясь, предлагал мне практически посмотреть на чудо-чудесное!
Я с третьего курса института работал на разных ЭВМ. Это были и машины серии ЕС, например, ЕС-1033 занимающая огромный зал. И более скромная по размерам и производительности НАИРИ. Но ни одна из них не «разговаривала». Они конечно шумели своими магнитофонами, магнитными дисками, да и просто многочисленными трансформаторами, которые обеспечивали питание всему этому великолепию мигающих лампочек и вращающихся бобин с магнитными лентами и дисками. Но что бы машина разговаривала?!? Только в книгах и в кино, и только фантастика.
- Хочу! А что это, а где это?
- Сейчас пойдем в отдел, который занимается бортовым оборудованием. У них появилась персональная вычислительная машина – ПЭВМ. Коллега уже давно приглашал меня посмотреть.
- И я с вами. Хотя был я там уже, но посмотрю еще раз на эти современные фокусы.
К разговору подключился зам. руководителя нашего сектора Михаил Эдуардович Ф…..
Яша созвонился с кем-то и мы, захватив моего коллегу Володю «дружною толпою» отправились на четвертый этаж.
Не помню названия сектора, но помню крепкую дверь на кодовом замке. Вошли, поздоровались.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте! Алексей.
Представился хозяин кабинета.
В помещении, заставленном столами с аппаратурой и стеллажами с документацией, он был один. Как оказалось, хороший знакомый моих Ленинградских коллег.
Естественно, они проработали в этом институте не один десяток лет. Особенно Ф…. человек преклонных лет, но еще полный сил, задора и какого-то искреннего интереса к жизни. Именно он разрабатывал самый первый образец радиомаяка ближнего наведения, который долгое время эксплуатировался на всех аэродромах страны, и на гражданских и на военных. Про это в следующий раз – а пока про «говорящую машину».
- Ну, показывай ваше чудо!
- Наверное, ходоки со всего института уже замучили вас?
- Есть такое дело… Ну да ладно, понимаем же – всем интересно посмотреть. Правда говорит она пока мало. Мы её еще только учим.
Мы с Володей с интересом рассматривали металлическую конструкцию, стоящую на столе. То ли телевизор, вмонтированный в большой чемодан, то ли монитор высокой степени защищенности.
Нам уже приходилось видеть различные устройства отображения визуальной информации. Во ВНИИРА разрабатывали, в том числе и индикаторы для командно-диспетчерского пункта управления «Бураном». Это были весьма громоздкие, занимающие пол стола, светящиеся ярким зеленым светом монстры, созданные на основе электронно-лучевых трубок. Аналог телевизионных кинескопов. Это вам не современные плоские экраны всевозможных гаджетов!
На столе перед ПЭВМ, к сожалению, не помню, как она называлась, стоял микрофон. Большой и тоже железный!
Хозяин кабинета сел за стол, нажал на клавиатуре (и она была встроена в этот железный ящик с кинескопом!) какие-то клавиши, постучал по микрофону и произнес:
- Ты чья?
Слова он произносил громко, отчетливо и практически по буквам.
- Ты чья?
На экране ни чего сверх естественного не происходило. Просто появился текст произнесенных им слов – Ты чья? На черном экране зелеными буквами.
Уже одно это произвело на нас сильное впечатление! Не забывайте – на дворе стоял 1983 год. То, что сейчас воспринимается большинством людей как само собой разумеющееся, тогда казалось просто фантастикой. Ну и конечно специфика нашего образования, мы сразу попытались представить какими средствами можно реализовать превращения голоса в текст. Современные поколения даже не задумываются об этом. «Разговаривающий» Google это уже также естественно, как воздух и вода.
- Я принадлежу Министерству гражданской авиации.
Металлический женский голос, звучащий из динамиков, вызвал у нас и смех и трепет!
- Она отвечает!!!
- Это еще что. Слушайте дальше.
- Пива хочешь?
Мы уже просто покатывались со смеху.
Машина недолго медлила с ответом:
- Я пиво не пью!
Устав смеяться, мы поинтересовались у Алексея, а что еще?
- Пока это всё! Пока еще сами разбираемся.
- Всё равно здорово! Вот бы нам в сектор такую же. Научили бы её разным командам.
Мы с Володей начали вслух прикидывать, что можно было бы доверить говорящей ПЭВМ. А старшие товарищи ехидно посмеивались и подталкивали нас к выходу.
- Все, мечтатели! Посмотрели на фантастику, а теперь к «станку». Кто будет шкафы настраивать? Говорящая машина? Через неделю военпреды придут, а там работы ещё гора.
- Спасибо Алексей! Было очень интересно.
- Удачи!
Дверь с кодовым замком захлопнулась за нами с характерным металлическим лязгом.
Пришла пора возвращаться к реальной работе – настройке плат и шкафов нашего маяка.
Паровоз на полосе!
Я уже писал, что наш сектор состоял из двух частей. Одна часть - это разработчики, вторая «внедренцы». И помещений было тоже два. Мы работали с разработчиками. На этаж выше располагались ребята, которые мотались по командировкам, настраивая и запуская сданные заводом опытные образцы различных модификаций радиомаяков.
Здесь царило мужское царство! Они редко собирались все вместе. Командировки, испытания, госприемка и т.д. Я частенько по делу и просто пообщаться заходил к ним. Всегда было весело, интересно и познавательно.
Опыта и в работе, и в жизни ребятам было не занимать. А уж какими они были рассказчиками!!!
Однажды поднялся я к ним в кабинет и услышал весьма поучительную историю.
И так, Сергей сидел на столе и, помогая себе руками взахлеб что-то рассказывал. Еще трое зрителей, двое наших и один из соседнего сектора разместившись за рабочими столами, внимали рассказчику.
- Саша, заходи скорее, Серега только начал, послушай.
- Привет Александр, да вот рассказываю ребятам как на гос. испытания маяка слетал.
Вид у Сергея был слегка не бритый и помятый. Человек хоть и прилетел вчера, но еще не успел полностью прийти в себя.
- … взлетели мы нормально на институтском Ту-134. Вышли на полигон, сделали облет маяка. Комиссия придиралась сильно. То так им зайди, то такой режим включи, то эдакий.
- В общем, всё, как всегда. Не легко нам дается каждая гос. приемка. Сами знаете, чего я вам тут рассказываю…
- Это точно!
Почти в голос проговорили ребята. Они как хорошие летчики налетали не по одной сотни часов на испытаниях наших маяков.
- Ну, слава Богу, все прошло нормально. Аппаратура не подвела. Ребята на земле сработали четко. Да и летуны не новички. Тоже еще те ассы!
- Испытания закончены, акт приемки подписан. Члены комиссии с ожиданием смотрят на меня! А у меня естественно все прямо по Райкину – но у нас с собой было!
- Естественно спирт и естественно достаточно, чтобы ни только комиссии ублажить, но и весь аэродром напоить. Шучу конечно, но спасибо Яше не пожалел «шила», выдал с избытком.
- Что было дальше рассказывать не буду не маленькие, в курсе. Просто в это раз к нам присоединялись по очереди и летчики!
- Ну, это нормально. Всегда так делается.
Старший из ребят Андрей своим басом вступил в беседу.
- Да мы же с тобой Серега в прошлом месяце в Сиверском сами экипаж поили. Помнишь?
- Помню естественно. Только в этот раз то ли спирт плохо развели, то ли летуны, уставшие были, а перебрали они сильно.
- Правда, поняли мы это лишь тогда, когда услышали из кабины пилотов примерно следующий текст:
- Вышка, запрашивает борт №… Не могу совершить посадку. На полосе паровоз. Ухожу на второй круг.
- Какой паровоз? Как он там оказался?
Зрители и слушатели спектакля одного актера были в настоящем недоумении.
- Слушайте дальше! Мы сами обалдели. Но всерьез забеспокоились, лишь, когда пилот уже практически в голос кричал:
- Вышка! Уберите с полосы паровоз! Как нету никакого паровоза?! А что я же вижу? Почему вы меня на радаре не видите?!?
- Вот тут летун, наверное, протрезвел мгновенно и полностью! Он принял за аэродром железнодорожную станцию! И пытался сесть на ж/д пути! Уж не знаю, что ему в наушники говорила «земля», но мы быстро нашли аэродром и просто филигранно приземлились!
- Я думаю, летчик еще не скоро избавиться от клички «уберите с полосы паровоз!»
Честно говоря, мне все это было просто удивительно! Нет, мне не верилось, что такое может происходить в реальности. Но и сомневаться в словах коллеги не приходилось.
За годы работы во ВНИИРА я услышал, да и увидел сам достаточно всяких историй. Но – уберите с полосы паровоз – произвело на меня неизгладимое впечатление!
Свидетельство о публикации №221060101178