Голубое око Сибири

Сборы оказались не быстрыми. Не всё шло гладко. В основном из-за того, что не могли найти жильё. Варианты с Booking на связь не выходили.

В эти же самые даты Лера везла туристическую группу. Она поделилась телефоном хозяина гостиницы, где сама планировала жить. Порадовались и тут же позвонили. Мужчина показался вполне приятным. Записал нас. Отправили предоплату.
Отпуск взят. Пять дней никакой работы!

Третьего марта 2018 года, никуда не торопясь, в солнечное субботнее не такое уж и раннее утро началось наше путешествие.
Первым перевалочным пунктом стал Красноярск. Точнее его пригороды. Заехали к сестре переночевать.

Утро четвертого марта мало чем отличалось от предыдущего. Разве что этот участок дороги был абсолютно незнаком, здесь ехали впервые. Пейзажи за окном – новы. После обеда я даже сменила Рому за рулем. Он смог поспать немного. Местность была настолько ровна, а дорога – пряма, что видимость удивляла своей дальностью. Машин совсем мало. Рулить сплошное удовольствие.

Вторым перевалочным пунктом стал Иркутск. Тут нам удалось забронировать двухместный номер в хостеле. Уютный, чистый и совсем недорого. Нарадоваться не могли.
Здесь стало настоящим удивлением: отсутствие безналичного расчета – много где; аэропорт в центре города; вывески с дублирующим переводом на китайский.  Посмотреть и погулять времени не было. Оставили изучение на следующий раз.
Ещё полдня и мы у цели. Пугали нас дорогой нехорошей, а она была шикарна. Новое покрытие, крайне маленькое движение.

Однако, случилась вот такая пренеприятнейшая вещь. Звонит телефон. Отвечаю: «Слушаю». Женский голос: «Здравствуйте. Это с …название гостиницы… Вы к нам едете?». Я: «Конечно едем, скоро будем». Кладу трубку. Во мне начинают зарождаться сомнения. Вроде название, было сказано иное. Полезла в Booking смотреть названия тех мест, что пыталась бронировать, а ответа не было. Точно она из них!!!Я не отменила бронь. Посчитала, если её не подтвердили, значит не действительна. Но как бы не так.

Перезваниваю. Извиняюсь. Объясняю ситуацию. На что слышу крик и обвинения в не добропорядочности. Угрозы пожаловаться на меня. Враньё о том, что мне звонили, со мной разговаривали и подтверждали бронь. То, что у меня был шок, после завершения разговора, это еще мягко сказано. Ко мне абсолютно точно никакие санкции не могли быть применены, потому как никаких платежных данных при бронировании не запрашивалось. Но сама ситуация выбила меня из колеи. С неделю пыталась дозвониться хоть куда-нибудь из предлагаемых приложением вариантов, наученная горьким опытом Артыбаша и ночевкой в машине у закрытого шлагбаума, и ничего. Столько переживаний из-за отсутствия жилья. И тут такое. Вот еще оказывается, как бывает.

Отпустило только когда увидела его. Вдалеке. Но было понятно насколько он велик и необъятен. Байкал.

05.03.2018г.
Заселились в гостиницу. Это был двухэтажный гостевой дом на берегу в селе Сахюрта. Внешняя отделка не была завершена. Во дворе кучки стройматериалов. Внутри все очень просто, необходимый минимум. Из приятностей - большие витражные окна в комнате. После непродолжительной беседы с хозяином, занесли вещи и скорее поехали смотреть переправу на остров Ольхон.

Переправа обозначена знаками и вешками. Совсем как настоящая дорога. Протяженностью 11 км с разрешенной скоростью 10км/ч.  В первый раз боязно выезжать на лед. Хруст стоит жуткий. Не сразу получилось уговорить Ромика остановиться. В первую очередь из-за того, что остановка на переправе запрещена. Но я сильно просила. Машин, которым могли бы помешать не видно, мне дали три минуты.

Открываю дверь. Ощущение бездны под нами врывается в мозг. Выйти страшно. Смешно, ведь такая толща выдержит и 10 тонн. Логика подсказывает, что если автомобиль со мной внутри не провалился до сих пор, то мои 52 кг в отдельности точно в полной безопасности.  Но множество трещин создает впечатление хрупкости, а прозрачность ощущение тонкости льда. За 30 секунд вихрь мыслей пронёсся в голове.
Высунула одну ногу, потом вторую. Встала совсем на ватные, почти на носочках. Пара шагов…фух, кажется, отпускает.  Страх стал отступать, его место занимает восторг. Ведь это же просто не вероятно! Как же красиво!

Поскорее забравшись обратно в машину, почувствовала облегчение. Еще большее, когда под колесами оказалась земля. Припарковались на берегу и пошли гулять по бухте куда нас привела дорога.

Скальные, обрывистые берега наряжены в круженые юбки – зимнее творчество воды и низких температур. Разглядывали ледяные расщелины. Пытались рассмотреть, что там в глубине? Картинки меняли на глазах, вечернее солнце меняло краски. Что-то сподвигло Рому заглянуть под кружева. В следующее мгновенье он лег на живот, скользнул под них. Услышала восторженные возгласы и призывы последовать его примеру. Недолго думая нырнула следом.
Невероятной красоты ледяной грот весь в хрустальном ажуре спрятался от людских глаз. Разве можно себе такое вообразить. Каждый хрусталик играет в лучах заката. Миллионы граней блистают в солнечном свете.

Первое знакомство со льдами Байкала, эти несколько часов, подарили такие сильные эмоции, казалось свечусь изнутри, горю ярким пламенем счастья. Вечером, после, нам посоветовали запомнить это чувство, больше оно не повторится. Тысячи льдинок после никогда не превзойдут новизну увиденного в самом начале.
 
06.03.2018г
Лера повезла по этапам свою группу, и рассказала, что посмотреть в первую очередь. Отправляемся следом, но немножко отстаём – не хочется создавать толпу.
Едем в Хужир, смотреть на скалу Шаманку. Она же мыс Бурхан. Очень много красивых легенд сложено о ней. Все они такие разные. В большинстве своём сходятся в одном: там живут духи. Много лет здесь приносили жертвы, давали обеты, совершали обряды. Шаманов скала повидала немало. Чтобы там ни было, местные почитают мыс как святыню. Посещая его не стоит делать ничего такого, чего вы не сделаете в важном для СЕБЯ месте. Уважая культуру, обычаи людей, принимающих нас – туристов, возможно, и мы заслужим уважение.

В Хужирском музее находится часть археологических находок той местности. Некоторые относят к эпохе неолита. Остров с древнейшей историей.
Прогулявшись вокруг Шаманки, силу не ощутив, наверное, не для нас она там, поехали искать место, где можно было бы спуститься на озеро на машине. Сразу скажу, что делать этого нельзя. Кроме риска найти трещину, есть еще штраф. Так что нужно понимать ответственность за сие приключение. Местные на УАЗах зарабатывают такими поездками, развлекая приезжий народ. Они уже опытные, брод знают. Наблюдали за ними. Кто куда едет.

Нашелся хорошо наезженный спуск, и чистый лед недалеко от берега. Здесь и случился наш первый раз. Мы надели коньки. Ярко синий, такой скользкий, природный каток – Байкал. Потрясающий! Раскидываешь руки, а ветер несет тебя. Нужно только приноровиться не попадать лезвием в трещинки.
Каким бы ярким ни было мартовское солнце, оно почти совсем не греет. Жгучий ветер пронизывает насквозь. Покатушки не продлились долго, но порадовались мы от души.

Еще немного по вглядывались вглубь озера. Камни на дне будто бы совсем рядом. В тоже время внизу – жидкая вода, это видно. Какая же тут глубина?

Дальше мыс Хобой. Много восторженных отзывов. Чтобы его увидеть отправляемся в залив Хага-Яман (населенный пункт Узуры). Это северная конечность острова. Пересекли Ольхон вдоль. Большая часть пути по сосновому бору. Где деревья поют вместе с ветром. Дорога лесная, сильно шустро не поедешь. Зато можно успеть насладиться природой вокруг. Встретилась оборудованная полянка для обеда. Приготовили на горелке. Вкусно подкрепились и дальше едем. В общем часа два ушло.
На берегу несколько «буханок». Гуляют туристические группы. Довольно много людей. На счастье вскоре они отправились в обратный путь, а мы продолжили изучение местных узоров. Успели немножко похулиганить: разбили пару стекляшек. Только оказалось это не очень-то и легко. После несколько попыток в дребезги разлетелась только одна, остальные остались почти невредимы.
Эта сторона острова омывается большим морем Байкала, здесь лёд особенно прозрачный. Если найти идеально ровную поверхность искажения сквозь неё практически нет. Столько удивительных открытий!

Наигравшись, делаем попытку проехать к Хобою. Но уперлись в торос - ледовый хаос, сложившийся в живописную солнечную картину и непреодолимую для нас преграду. Пара машин уже стояла тут. Слегка разочарованные пассажиры гуляли в округе. Пошли и мы.

Обнаружили несколько занимательных находок.
Первая. У льдин имеется музыкальное звучание. В зависимости от её размеров, степени зажатости и кто знает ещё от чего – звучат они по-разному.

Вторая. У моего милого талант барабанщика. Он исполнял мне краткие баллады любви к Байкалу.

Третья. Трещина среди тороса! До метра шириной, уходила вдоль берега вдаль. Уже хорошо подмерзшая, но все же если наступить, вода выдавливалась с краёв. Попасть в такую машиной – мало приятного. Стоит заметить, что со стороны малого моря таких не находили. А автомобили, в основном, ездят именно там.
 
Вернувшись к машине, увидели, что остались здесь совсем одни. Как не воспользоваться данным обстоятельством? Включили музыку громче, открыли двери, надели коньки – понеслась душа в пляс.

Заторопились в обратный путь, только когда солнышко за остров спряталось. Едем на другую сторону, не хотим пропустить закат. Где-то увидели съезд, нырнули на озеро. Поехали вдоль берега, всматриваясь в убранство скал. Встретили очередной УАЗ. Что-то здесь показывают туристам. Остановились, немного подождали пока уедут, и сами пошли смотреть, что тут есть.

Ледяны гроты, пещеры и даже облачка. Однако некоторые укромные уголки, как это не прискорбно, превратили в туалет. Видно слишком часто и в большом количестве здесь бывают гости. Немного грустно видеть чудо природы «облюбованное» человеком.

Закат разлил золото. Теплые оттенки пришли на смену холодному синему. Мысли замерли. Горизонт в такие минуты с удивительной скоростью затягивает солнце. Спряталось. Сразу холодно. Можно и в гостиницу.

07.03.2018г.
Хорошо всё-таки на своей машине. Куда хочу туда и еду. В некоторых случаях – куда можно. Новый день открыл нам новые пейзажи в заливе Хулл.
Южный берег острова пустынен. Ветер безжалостен к земле. Кажется, кроме мхов на камнях – нет ничего живого. Только зеленовато–серые глыбы вокруг.
Наше внимание привлекло место, обозначенное на карте Maps.me как «Развалины замка». Находясь там на самом деле непонятно, то ли это действительно когда-то было стенами, то ли просто каменная порода выступила грядой, напоминая оборонительные сооружения. Рассказать нам красивой легенды о нем никто не смог.
Ещё называют эти скалы трезубцем. Часто приезжают сюда встречать закаты. Думается мне, это должно быть завораживающее зрелище.

Чуть дальше озеро Нурское – озеро с миллионами пузырьков. Толща льда пронизана ими повсеместно.
Слышала два варианта их происхождения. Но второй забыла и записей не нашла. Остался один: в озере безумно насыщенный и разнообразный животный и растительный мир. Оно считается одним из самых солнечных мест на Ольхоне, вода прогревается сильнее. В процессе жизнедеятельности организмов и разложения растений выделяется газ и поднимается со дна водоема. Зимой процесс не останавливается.  А на поверхности воды образуется ледяная ловушка, растущая сверху вниз довольно быстро из-за резких понижений температур. Она собирает в фантастическую мозаику застывшего во времени и пространстве пузырьков метана.
Налюбоваться ими не представляется мне возможным. Разглядывать их можно бесконечно. Но на этот день еще много планов.

В районе «Ольхонских ворот» встретились с Лерой и ее группой. Устроили веселые катания, добавив к конькам плюшку.
Почему-то именно там услышали, как озеро разговаривает. Если лечь и прислушаться, можно услышать гул, идущий из глубин. Глухой стук и треск. Байкал живет, он не засыпает на зиму.

Ребята поехали греться, а мы решили прокатиться на другой берег Куркутского залива. Нашли красивые виды, само собой, а еще карту провалов автотранспорта под лед на малом море. Кажется, на ней было отмечены все места, где берег не обрывист, и есть возможность съехать на озеро. Вот тебе и не видели трещин с этой стороны Ольхона.

В завершении дня нас ждала не совсем обычная банька с программой «Семь паров». Парная – бочка. Купель – прорубь в Байкале. Ведь невозможно побывать на озере и не окунуться в него, правда? Душевая – палатка с подвешенными лейками.
Сначала мы омывались теплой водой, а через время хорошо разогревшись спускались в прорубь. Для мня это целое испытание в темное время суток, шагнуть в дыру с темной водой. Дна не видно. Что там вокруг подо льдом непонятно. Все тараканы в моей голове тянули рычажки заднего хода. Но нас же снимали, и я невозмутимо сделала это. Купальник всё же решил меня смутить, и слетел. Гад.
Парильщик подсказывал способы нагнать горячий пар и выдавал необходимые предметы парения. Сам в парилку не заходил, только отсчитывал сколько минут мы внутри и вызывал на выход.
После всех процедур – чаепитие в теплой палатке. Вкуснейший травяной сбор, невиданный подъем сил и жизнерадостности, сон младенца ночью.
В моём рейтинге парных мероприятий это, и спустя три года, остаётся на первом месте.

08.03.2018г
Восьмое марта – день маленьких безумств.
Утро было решено посвятить восточному берегу острова. Однако мы не учли, что большая часть Ольхона является территорией Прибайкальского национального парка. Чтоб проехать на мыс Хобой два дня назад пришлось получать разрешение, платить за себя и за машину. Пропуск выписывается на конкретное число. В нерабочий праздничный день получить такой документ не представлялось возможным. Посмотреть то, что хотелось не получилось.

 Ближе к югу, где знаки о заповедной земле отступили, взглянуть на другую сторону Байкала удалось.
«А давай заедем вон на ту горку…» - «А давай». Отсутствие дорог не мешало, только раззадоривало. Лавировали среди камней, успешно объезжали снежные надувы, с мыслями: если что, лопата есть. Нравится испытывать наш городской кроссовер, пародию на внедорожник. «А так ты можешь? А так?».

Живописная пустошь кругом. Камни. Жухлая трава. Рыжая земля. Как будто солнце поджарило её хорошенько и забыло. Гулять было холодно, погода менялась. Ветер сделался еще сильнее, чем обычно. Большое море в бесконечных трещинах. Машину на льду не увидишь. Только туристы в тех краях походы на коньках да с санями ходят. Видно противоположный берег. Там я еще не была.

На остров Огой, к буддийской Субурге (ступа просветления) приехали к полудню. Походили вокруг неё немножко. Говорят, нужно босиком 108 раз обойти, чтоб просветление настало. Нам вполне пяти хватило, чтоб замерзнуть. Лучше в машинке покататься, окрестности изучить.

Выезжая на одном из пляжей на сушу, умудрились застрять в песке. Лопата таки пригодилась. А еще нашли обалденный «гараж» - грот в одном из обрывистых берегов. Не смогли удержаться и загнали туда машинку. Пусть хоть в таком постоит. Лёд, правда, там был особенно разговорчив. Трещал, жути нагонял. Но как уже сказала в тот день мы чудили.

Главным безумством дня стала фотосессия. Платье, коньки, шарики, Байкал.
Было очень холодно. Ветер готов был унести меня вместе с шарами. Спасением было лечь и замереть. Как будто бы внизу меньше дует. Правда лед вскоре начинает обжигать кожу. Каждые минуты три я запрыгивала в машину, где печка работала на полную.

Ромка отважно перенес всё происходящее, и даже ни разу не ворчал. Сказал – это подарок на восьмое марта. Такой подарок запомнится надолго. Пересматривая фото всё думаю: «ну нормальная вообще, а?». И сама себе отвечаю: «может и нет, но такие причуды делают жизнь ярче, будет о чем вспомнить в старости».

То был крайний день открытого льда. В сумерках возвращались в гостиницу сквозь снежный туман. Видимость нулевая, Ориентиров нет. Страшно было заблудиться в ледяном царстве, не заметить торос или ещё хуже – трещину.

После ужина вино и вкусный сыр. Платья на вешалке. Шарики под потолком. Смотрим фотографии, довольные прожитым днем, ржём вспоминая, что вытворяли сегодня.

09.03.2018г.
Сборы домой начались с самого утра. Разложив в машине всё максимально удобно для дальней поездки, пошли прощаться с Байкалом.
Снег вроде нарочно засыпал всё кругом, чтоб нам не обидно было уезжать.  Не было видно где озеро, где поле… Белым бело. Тем, кто только приехал на длинные выходные не повезло.

Местные вырезали огромных размеров прорубь. Будет какое-то мероприятие с заплывом в ней. Голубоватые кубы складывали в кучку.

Сахюртинские коровы не потерялись в местности – точно знали куда идти на водопой. Для них стабильно есть лунка. Нежданный снежный покров их не смутил.
 
Мы отошли подальше в озеро. Нашли место, где снега совсем тонкий слой. Очистили немного пространства. Буром сделали два небольших углубления. Наполнили их из фляжки. По очереди прильнув губами ко льду опустошили их.

Горячий, крепкий поцелуй Байкала. Такое вот прощание.


Рецензии