Глаголом жгли сердца людей! Оратория Мендельсона И

 Глаголом жгли сердца людей!

Оратория Мендельсона "Илия", концертный зал "Зарядье", 30 мая 2021 года, Москва
Долгожданное значимое музыкальное событие состоялось! Величественная оратория Мендельсона "Илия" явлена публике в концертном зале "Зарядье" во всей своей мощи и силе в рамках замечательного фестиваля "Опера априори"! Этот проект, детище его продюсера Елены Харакидзян, предлагает слушателям изысканный уникальный репертуар, составленный из незаслуженно обойденных вниманием музыкантов шедевров разных времен и народов. В этот раз выбор пал на ораторию Мендельсона "Илия". Произведение масштабное, сложное и почти незнакомое российской публике.
Исполнение классических ораторий в России - явление чрезвычайно редкое. А чтобы пересчитать, сколько раз полностью звучала у нас в стране оратория Мендельсона "Илия" до концерта в "Зарядье", хватит пальцев одной руки. Мне удалось найти три исполнения. Есть запись 2007 года, когда ораторию исполняли восемь солистов, хор Московской консерватории и симфонический оркестр Большого зала Московской консерватории под управлением Геннадия Рождественского. В 2017 году она была представлена публике в Перми на сцене театра оперы и балета пятью солистами, хором и оркестром musicAeterna, дирижер Рафаэль Пишон. А в январе 2021 года ораторию исполнили на Рождественском фестивале в Московском Доме музыки пятеро солистов, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и Национальный филармонический оркестр России (Владимира Спивакова), дирижер - Арсентий ТКАЧЕНКО.
И теперь четвертое исполнение - концерт в "Зарядье". Пять солистов (Владислав Сулимский, Мари Зайдлер, Ольга Толкмит, Альбина Латипова, Бехзод Давронов),
вокальный ансамбль INTRADA и оркестр MUSICA VIVA. Дирижёр - Максим Емельянычев.
Меня, конечно, концерт привлекал участием в нем Владислава Сулимского в роли ветхозаветного пророка Илии. Всегда интересно знакомиться в новыми работами этого выдающегося певца с невероятным вокальным, драматическим и созидательным потенциалом. Только за последний месяц он подарил публике две свои грандиозные работы - исполнение кантаты Шостаковича "Смерть Степана Разина" и пророка Илию в одноименной оратории Мендельсона. Воистину артист находится в расцвете своих творческих сил! Ведь обе работы свидетельствуют о кропотливой и вдумчивой подготовке, и, без преувеличения, о невероятном музыкальном таланте певца и его безграничной работоспособности! Его Илья, как и положено пророку, согласно Библии, покорен Богу, суров к отступникам, непримирим к врагам веры, настойчив в их переубеждении и красноречив! Он - один из уцелевших после резни апологетов веры, ветхозаветный пророк израильский, сражающийся во славу истинного Бога Сафаофа (Иеговы) с языческим культом Ваала. Только Илия может услышать Божью волю и мужественно предстать перед нечестивым царем Ахавом, чтобы обвинить его в вероотступничестве, идолопоклонстве, призвать его к соблюдению Завета и донести до него ниспосланную за грехи кару - три года без росы и дождя. "Дождь пойдет, только если я прикажу", - сказано в начале семнадцатой главы 3-й книги Царств.
Оратория прозвучала грандиозно! Прежде мне приходилось слышать только потрясающую ораторию Баха "Страсти по Матфею", которая, благодаря Мендельсону, сегодня считается безоговорочным шедевром этого жанра и вершиной творчества главного немецкого композитора. Мендельсон вернул ее, недооцененную в свое время, публике после ста лет забвения. Именно она и оратории Генделя вдохновили его на создание своей трилогии ораторий - "Илия", "Христос"(не закончена) и "Павел".
Даже если не знать, что оратория - это особый полусветский жанр крупного музыкального произведения для солистов, хора и оркестра на сюжет Священного Писания, предназначенного для концертного исполнения, что он зародился одновременно с оперой и развивался параллельно с ней, отличаясь лишь отсутствием сценического действия, все равно понятна его генетическая связь и Реквиемами, и с католическими литургиями и мессами. Ведь и переводится слово "оратория" как "молитвенная". Слышны в ней у Мендельсона и привычные яростные раскаты гнева Господня в
Судный день (Dies Irea) в мощных tutti хора и оркестра, и ангельские голоса Божьих посланцев, и восторженные слова восхваления деяний истинного Бога (Sanctus, 4-я часть католической мессы).

Обидно, что пандемия нарушила планы организаторов фестиваля "Опера априори" и вынудила отложить концерт на девять месяцев - вместо июля прошлого года оратория прозвучала в мае 2021 года в рамках года Германии в России и несколько в ином составе. Планировалось участие таких не только прославленных, но и масштабных просто по числу исполнителей, коллективов, как Государственный Академический русский хор имени Свешникова, Государственный Академический симфонический оркестр России имени Светланова, Государственная Академическая хоровая капелла России имени Юрлова. В Великобритании в оратории "Илия" поет хор в 120 человек. Вот это мощь!
Но и в более скромном составе произведение Мендельсона прозвучало в "Зарядье" потрясающе! Феноменальный дирижер Максим Емельянычев! Великолепные солисты - Владислав Сулимский,
Мари Зайдлер, Ольга Толкмит, Альбина Латипова, Бехзод Давронов. Меня покорил ангельский голос Альбины Латиповой. И мягкое, яркое и выразительное меццо-сопрано Мари Зайдлер - большая радость! Как и прекрасный тенор Бехзода Давронова.
Хотя оратории и писались для концертного, светского исполнения, у Мендельсона "Илия" полон религиозного чувства. Фактически это переведенный на музыкальный язык апокриф пророка Илии, одного из немногих оставшихся в живых проводников воли единого Бога Израиля к его народу и правителям, погрязшим в грехах. Женясь на жещинах других верований, даже цари, как Ахав, принимали их культы, начинали поклоняться идолам, строить им святилища, слушать их пророков и тем самым нарушали Завет, закон, договор, данный Богом. А за этим всегда следовала в Библии жестокая кара - мор, засуха, болезни, смерть. И только святые угодники и пророки, чьим увещеваниям люди внемлют, могут дать им избавление от бед и напастей.
Я честно прочитала фрагмент Ветхого Завета, где описываются деяния пророка Илии (3-я Книга Царств, гл. 17-22 и 4-я Книга Царств, гл. 1-2:18). В этих двух книгах Библии написано и про прегрешения царя Давида, и про борьбу потомков его за трон, и про мудрость царя Соломона и его неправедные поступки, и про нечестивого царя Ахава и его языческую жену Иезавель, поклонницу культа Ваала, и о правоверном Авдие, начальнике дворца царя Ахава, прятавшем в пещерах от истребления слугами Иезавели пророков Бога Израиля, и о попытках Илии доказать царю и народу, что Бог Саваоф всемогущ и в него надо верить, и о том как Бог являлся к Илие в разных ликах и к людям в виде тишайшего ветра, и как в итоге забрал пророка живым к себе на небеса. Оратория точно следует этому сюжету, отточив и обострив его художественное и музыкальное изложение. И это прекрасно. Музыка захватывает и заставляет переживать за происходящее.
Но мой атеистический разум не может не заметить, как осуществляется в Писании это религиозное противостояние, как доказывается истинность веры и ведется идейная пропаганда. Обе стороны - и приверженцы единого Бога Израиля Сафаофа (Иеговы) в лице Илии, и сторонники Ваала - безжалостно, сотнями, убивают пророков другой веры. За грех поклонения неправильным богам. Поставить точку в этих идеологических спорах на языке смерти очень трудно, каждая сторона жаждет отмщения. Правда, у Илии есть мандат от Бога, он действует по его требованию. И все равно ему приходится прятаться, и спасает его от расправы Иезавели только Божественное вмешательство - пророка живым забирает Бог к себе на небеса.
Для доказательства могущества Бога Сафаофа сначала за грехи насылаются бедствия в виде засухи, а потом является чудо дождя после молитвы праведника. Вообще, чудеса как аргумент в религиозной пропаганде и идейных спорах здесь скорее правило, чем исключение. В состязании пророков, которые должны поджечь жертвенник силой молитвы своему Богу, и схождение огня по призыву пророка Илии - один из таких примеров. Еще Илия для убедительности сулит царю Ахаву победу в войне, которую тот еще для этого и должен начать, чтобы убедить в истинности Бога Израиля. Своим плащом Илия может заставить расступиться воды реки, чтобы пройти посуху. Или возобновляет скудные запасы муки и масла у бедной вдовы, которая, по воле Бога, должна делить еду с пророком. А чудо воскрешения умершего сына этой женщины окончательно вызывает ассоциации с описанными евангелистами чудесами Нового Завета, которые творит Иисус Христос. Хлебы и рыбы, хождение по водам, воскрешение Лазаря и дочери Иаира. Библия полна такими доказательствами и методами убеждения. На то это и основа веры. Здесь надо верить, а не анализировать. Но мне это не дано, не получается. Хотя потрясаться и восхищаться программной христианской музыкой, как и живописью, это мне не мешает! Ведь оратория Мендельсона "Илия" потрясает.
И строки Пушкина нейдут из ума:
Восстань, пророк, и виждь и внемли!
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!
И эта задача любого пророка, как бы его ни называли, - самая важная!


Рецензии