Туски и тёзки

    Не получается у меня «замутить» что-нибудь эпическое. Видно, ещё не время, или что-то всё ещё упускается из виду. Но кто запрещает рассказать что-нибудь интересное? Никто! Так давайте опять поговорим об этруссках. Ну, или почти о них…

    Как известно, этруски называли себя расены и жили в Италии в своей стране Этрурии на месте современной Тосканы. Почему в памяти осталась не Этрурия, а Тоскана? Потому что их ближайшие соседи и соперники латиняне называли расенов тусками. А с победителей какой спрос? Да и где те латиняне среди современных итальянцев?

    Но что интересно. Только в русском языке есть слово Тёзка. Это древнерусское производное от теза «тезка», той же основы, что тьзъ «равный, одинаковый» < «тот же самый, то ж», сложение местоим. тъ (тот) и частицы зъ(а) типа болг. онзи «тот».

    Странно, что никто не берёт во внимание созвучие с витязем. Значение не то? Ведь Витязь — храбрый, доблестный воин. А туски кто? Вот и спросите тех латинян!

    С Витязем всё тоже очень не просто! Говорят, что славянский витязь является заимствованием от… скандинавского викинга! Ага, совсем созвучно. Англосаксонское  viking известно начиная с VIII в.; засвидетельствовано также фризское witsing. Труднее определить путь заимствования. Сканд. этимология не объясняет распространения слова в сербохорватском, а также -dzь при наличии варяг, колбяг, буряг. Герм. слово связано с др.-сакс. wik «жилье», др.-в.-нем. wich — то же. Согласно Бьёркману, местом его первого появления был Litus Saxonum «Саксонский берег». Оно древнее эпохи викингов в собственном смысле слова. Неубедительно объяснение славянского слова из др.-исл. hvitingr «светловолосый, знатный», которое сближается с англос. Witland «западная Самбия». Оно не учитывает распространения слова в в.-луж., сербохорв. и в Мекленбурге; ср. фам. Vitense.

    Из предыдущего абзаца делаю вывод, что путь заимствования шёл через фризов. А жили первые витязи в западной Самбии (древняя Пруссия). Но никто ещё не утверждал, что самбы (пруссы) были германцами! Нет. Они считаются западными балтами. Но что удивительно, фамилия «Витязев» распространена среди лужичан (исторических соседей саксов). И хоть Мекленбург сейчас немецкий город, но сами-то современные лужичане являются онемеченными славянами!

    В подтверждение того, что витязи всё-таки были русскими, обращу ваше внимание на Утёс. Это отвесная скала. В переносном смысле то, что остро возвышается над уровнем, поверхностью чего-нибудь. Вот и сравните с Витязем! Правда, происходит Утёс от глагола утесать (см. тесать) — «стесать», то есть первонач. «гладкая (стесанная) скала». А само слово «тесать» сопоставимо с авестийским tаsаn «ваятель». И здесь опять появляется интересная связь. Да, только у русских есть Тёзка, зато у германцев есть Туисто!

    Туисто (иногда Туиско) — как сообщает Тацит, «старинные песни» германцев прославляют Туисто как «бога, рождённого от земли». Он стал отцом первого человека, Манна (от mann — «человек»). У того, в свою очередь, было три сына, от которых пошли германские племенные союзы ингевонов, герминонов и истевонов.

    Наиболее распространённое объяснение связывает имя Туисто с прагерманским корнем *tvai- «два» и его производным *tvis («дважды» или «двойной»). Примерно такое же значение и у нашего Тёзки. Популярная теория объясняет эту связь через предполагаемую двуполость Туисто — свойство, характерное для «первоотцов» во многих мифологических системах. Вариант «Туиско», встречающийся в ряде списков «Германии», иногда объясняется через прагерм. *tiwisko, которое, в свою очередь, связывается с *Tiwaz (Тиу), откуда «Туиско» — «сын Тиу». Имя Тиу соответствует общеиндоевропейскому имени небесного бога (*Dyeus, Зевс, Дьяус, Дэва, лат. Deus «бог»). В таком случае, «землерождённый» Туиско описывается как сын Отца-Неба и Матери-Земли. Что интересно, у этрусков слова «тиур, тивр, тиу» означают луну. В Древнем Египте луну олицетворял бог Тот. Неужели тоже «подобный»?

    Получается, тёзки-туски могут иметь какое-то отношение к прародителю германцев Туисто? Как было сказано выше, Туистон имел сына по имени Манн. У Манна в свою очередь было три сына — Инге, Иске и Эрмине. С Эрмине, прародителем герминонов (германцев), вроде бы вопросов нет. От Иске произошли истевоны. К истевонам принадлежал позднейший племенной союз франков, в состав которого вошли сигамбры, убии, батавы, хамавы, бруктеры и др. Т.е. франки, конечно, германцы, но какие-то другие. А что с Инге?

    Ингевоны — согласно Плинию и Тациту одна из больших групп германских племён.
Уже в IV веке до н. э. греческий путешественник Пифей рассказывал об ингевонах как о жителях побережья Северного моря. В состав этой группы входили фризы, саксы, англы и, возможно, юты, которых по мнению ряда историков следует все же относить к восточным германцам: племенам готской группы, бургундам и вандалам и находившихся в более близком родстве с германскими племенами, населявшими Скандинавию (восток, нем. Osten). Одним из первых имя «ингевоны» употребляет Тацит в одной из своих малых работ («О происхождении германцев и местоположении Германии»). Наши сведения об Инге коротки и отрывочны. В «Беовульфе» упоминается, что он жил вначале с восточными данами, затем ушёл на восток, через море в сопровождении своей волшебной колесницы. Как часто бывает в мифах, мы сталкиваемся с несколькими противоречивыми версиями, по одной из которых Инге — дед Фрейра, тогда генеалогия выстраивается так: Твиско, Манн, Инге, Ньёрд, Фрейр. Ей противоречит другой миф, прямо отождествляющий Инге и Фрейра. Гримм предполагает, что Инге не имя, но прозвище, и возводит его к древнегерманскому «юный».   Но! Мы-то знаем, что когда-то давно между германцами-асами и ванами разразилась война. После чего ваны и асы обменялись заложниками. Фрейр, как раз, из племени ванов. Т.е. по своему происхождению он не германец! Соответственно, и ингевоны тоже. Но кто они? Ваны-Иваны.

    В 1498 году итальянский монах Аннио да Витербо опубликовал поддельную рукопись, приписывавшуюся вавилонскому историку Беросу, в которой утверждалось, что Туисто, или Туискон, был четвертым сыном Ноя и первым правителем Скифии. Рукопись, конечно, поддельная, но что интересно.

    Вскользь упомяну, что как греки говорили Зевс в отличие от общеиндоевропейского Дьяус, так и белорусы вместо украинско-русской Тёзки привыкли выговаривать Цёзка. Конечно, они не греки (да и украинцы вместо «это» предпочитают говорить «цэ»). Но, видимо, что-то нас и с Грецией связывает. Сейчас меня заинтересовало другое.

    Почти повсеместно синонимом Тёзке выступают вариации с «нэйм» (имя), но в казахском языке это неожиданно «аттас». Ат-тас. Примерно как эт-руски, туски. Если Туискон был правителем Скифии, то были ли скифы в Казахстане? В древности да, конечно. Вернее, там жили представители андроновской археологической культуры, относящейся к индоиранцам. Скифы же имели смешанное происхождение, хотя тоже оставались ираноязычными.

    Заинтиговал грузинский тёзка-Sakhelebi. Поскольку Сакалиба — термин, использовавшийся в средневековых арабских источниках для обозначения славян и других народов Центральной и Восточной Европы, или, в более широком смысле, для обозначения всех рабов из Европы. Истахри называл саклабами светлых тюрок, славян он называл — славийа, написав, что они жили западнее Киева, русы — в Киеве, а Арсания — севернее Киева. С сакалиба арабы иногда ассоциировали волжских булгар. Об этом свидетельствует рукопись Ибн Фадлана, которая представляет собой путевые заметки секретаря посольства повелителя правоверных к правителю Волжской Булгарии. Посольство состоялось в 922 году. В своей рукописи Ибн Фадлан многократно именует правителя Волжской Булгарии — малик ас-сакалиба. Некоторые исследователи подменяют понятия «саклаб» и «славиа», игнорируя тот факт, что арабы называли саклабами, наряду со славянами, и волжских булгар, и куманов, и других светловолосых тюрок и угров. Я бы сказала, поскреби татарина, и отыщешь скифа… Что касается Арсании, то название вполне может быть связано с сарматским племенем аорсов. Тоже, кстати, ираноязычным как ски-фы, но не произносившим звук «ф».

    У киргизов в качестве Тёзки выступает Аталыш. Конечно, не похоже. Но кто такие талыши? Талыши — народ на Южном Кавказе, имеющий иранское происхождение. Некоторые авторы считают кадусиев предками талышей. Между тем, по свидетельству античных авторов кадусии это тот же народ, что и более поздние гелы — ныне современные гилянцы. Известны отдельные имена кадусиев, все они иранские. Первоначальными жителями Гиляна были племена кадусиев (наследники древних зведочетов), местность которых была резиденцией мифических царей кеянидов.  Тит Ливий считал кадусиев и мидян народом единого происхождения. Кадусии по мнению Фуллера и Хамфри Прайдокс, были израильтянами — их имя Кедушим на иврите означает «святой народ». Джуаншер Леванович Ватейшвили считает кадусиев предками грузин. Вильчевский О.Л. считает кадусиев потомками манеев, которых ассимилировали мидийцы. По словам Татищева В.Н, Гили, народ сарматский или славяне, подлинно неизвестно, жили по реке Углу, которая ныне называется Орель, и знатно она река на их языке называна Гилиа, руские переведно Угль имяновали, ибо на сарматском языке гилия угл, а гилио запад. Иногда руские их называют гели, мнится, те же, что Меля имянует гелоны; Птоломей галинды, галлионы и гитоны в Литве кладет. Стрыковский галиодов кладет в Прусах, от которых область Галиндия имя сохраняет. Гели по Плинию в Персии, их же греки кадузиами имяновали. Наши же древние упоминают народ галяды, да где, место неизвестно. Плиний (Lib,VI. сар. ХVІІІ) писал, что гелов греки называли кадусиями, а также на северной стороне тавра рядом с гелами и кадусиями (докусинами) Стрaбoнa полагал аорсов, коих греки называли также кадусиями. Вероятно, докусины (Docusini от слова дахи) одно и тоже с дахами, аорсами и гелами. Феофан Митиленский, принимавший участие в военном походе среди албанов, отмечал, что между амазонками и албанами обитают гелы и леги — скифы. Короче, предками талышей могли быть как сарматы, так и западные балты галинды. Ведь не зря же столицей Эстонии является город Таллин. Тaani linn («датский город»), tali linn («зимний город») или talu linn («дом, усадьба-замок»). Корень -linn означает то же самое, что и русский -город/град или немецкий -burg, означающий крепость. Так ведь и у гелонцев был город, по-гречески звучащий как Гелон, поскольку греки признавали гелонцев за своих, поселившихся на земле будинов. Кстати, Гелон примерно то же что и Илион. А ещё Лен — земельный надел, получаемый вассалом от своего сюзерена и Лен — административная единица Швеции, а также исторически — Финляндии и Дании. Известны также Лен — серболужицкая деревня в Верхней Лужице, коммуна Хохкирх района Баутцен, земля Саксония и Лен — серболужицкая деревня в Верхней Лужице, коммуна Обергуриг района Баутцен, земля Саксония. Живут там лужичане с преобладанием мужской гаплогруппы R1а (нашей). А во Франции известен город Лион (основанный галльским племенем сегусиавов у холма Круа-Русс как город Лугдун).

    Так вот. Предки талышей, кадусии, были соседями саков, принявших участие в этногенезе киргизов. В генетическом отношении киргизы занимают промежуточное положение между Алтае-Саянским регионом Южной Сибири и степным регионами Центральной Азии — R1a1a (42%), N1b (12%), C3 (30%). Это значит, что 42% своих корней киргизы получили от ираноязычных скифов-саков.

    Итак, первоначальными жителями Гиляна были племена кадусиев, местность которых была резиденцией мифических царей кеянидов. Новоперсидское kay (ан) происходит от авестийского kavi (или kauui) «царь», а также «поэт-жертвоприношение» или «поэт-священник». Поэтому едва ли я ошибусь, если скажу, что Киев не только город Кия, но также и священный Царьград! Правда, по-ирански. Поэтому, не познакомиться ли нам чуть ближе с иранцами?

    Ирадж — герой иранской мифологии, младший сын царя Феридуна и эпоним иранцев. Иредж был младшим из трёх сыновей Феридуна. 

    Феридун, когда сыновья выросли (но еще не имели имен), приказал мудрецу Дженделю найти трёх красавиц в жены сыновьям. Джендель отправился в Йемен к царю Серву. Утраченный «Чихрдад-наск» «Авесты» включал рассказ о разделе земли между Салмом, Туджем и Айриком (Эраджем) и их браках с дочерьми Пат-сробо, царя арабов и потомка Туза. Не смогла ничего найти по этому Тузу. Можно лишь предполагать, был ли он как-то связан с тусками… Зато известно, что Феридун, когда сыновья вернулись, нарёк младшему имя Иредж, а его жене — имя Сехи. Почему он так её назвал? Уж не потому ли, что этрусское «сек, сеч» означает Дочь?!

    Кстати, это сейчас есть страна Йемен, а в мифические времена там самым известным было, пожалуй, Сабейское царство. Саба, или Сабейское царство (устар. Сава, Сабея, Шеба, Шева) — древнее государство, существовавшее с конца 2-го тыс. до н. э. (между 1200 и 900) по конец III в. н. э. в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (но имевшее в самом начале своей истории колонию в Эфиопии). Столицей его был город Мариб. Стоит ли напоминать, что в Италии соседями латинов и этрусков были сабины (южные пицены)? А земля их называлась Сабина…

 По «Бундахишну», Эредж правил 12 лет. Помните сюжет русских сказок, когда старшие братья убивают младшего? Так вот, это про Эреджа. Салм и Тудж убили его и перебили его детей и внуков. Много поколений пройдёт, но родится Манушчихр и отомстит за него. Затем у Менучехра родится сын Новзар, а у него будет сын Тус. Поэтому Тисамен — не только греческое имя, его также хорошо знали и использовали иранцы. Так, ещё раз с этим именем мы столкнёмся уже при династии Кеянидов. Однажды иранские богатыри Тус, Гударз и Гив находят в роще у границы с Тураном девушку, которая бежала от своего отца (она оказывается туранкой, внучкой Гарсиваза). Богатыри спорят, кому она достанется, и приводят её к царю Ирана Кей-Кавусу, который, увидев её красоту, забирает девушку себе в гарем. У них рождается сын Сиявуш. Которого убьёт туранский царь Афрасиаб.

    Согласно среднеперсидским и исламским источникам, Афрасиаб был потомком Тура, среднего сына мифического царя Ирана Фаридуна. В «Бундахишне» его род возведен к Туру через семь поколений. В авестийской традиции его имя чаще всего упоминается с эпитетом mairya-, что означает «обманчивый, коварный». А ещё, в Авесте он назван Франграсйаном. Слышите франков?

    Туранцы — в зороастризме название кочевых восточно-иранских народов. И первым нарекло «туранским именем» своих собратьев-кочевников (самоназвание которых — саки) само же восточноиранское оседлое население тогдашней территории Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее «отгонно-кочевую» экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I тысячелетия до н. э. и стали «саками». Фирдоуси и более поздняя иранская традиция считала туранцами тюркоязычные племена. Современные историки отрицают версию в Шахнаме из-за её нереальности и того факта, что другие источники рассказывают совсем другую версию. Например, франки.

    Автор Хроники Фредегара утверждает, что франки произошли из Трои и ссылается на работы Вергилия и Иеронима, так как франки упоминаются в работах Иеронима. В хронике Приам описывается как франкский король, народ которого мигрировал в Македонию после падения Трои. В Македонии франки разошлись. Европейские франки достигли Францию при короле Францио, точно так же, как Ромул отправился в Рим. Другой ветвью, при короле Турко, стали турки.

    Итак, выходцы из Трои, франки когда-то разошлись с тусками, точно так же как асы разошлись однажды с ванами, а туранцы с иранцами. Невероятная история! Хотя, если подумать, немцы и турки до сих пор нам скорее враги, чем друзья.


Рецензии
История невероятная для нас, дорогая Светлана! Но не для Вас. Вы искусный кладоискатель. И находите клады языков, и не только, в самых неожиданных местах. Успехов в Ваших дальнейших изысканиях. Здоровья!!! И с Добрым утром, и первым днём лета!!!

Игорь Тычинин   01.06.2021 05:40     Заявить о нарушении
первый день лета встретил нас прямо-таки с холодком :)

Светлана Каплун   01.06.2021 09:00   Заявить о нарушении