Симферопольские хроники с личными вкраплениями 5
В культурной жизни Симферополя и Крыма видное место занимает музыкальное училище им. П.И.Чайковского, начало которому было положено еще до революции. В 1909 году в городе открылось отделение Русского музыкального общества, которое возглавлял С.В. Рахманинов. За прошедшие годы из его стен вышло много тысяч композиторов, артистов и педагогов. Уже в 20-е годы был создан замечательный симфонический оркестр, где в сезон 1925-26 годов в качестве альтиста играл И.О. Дунаевский.
Музыкальное училище закончили Михаил Чулаки – композитор, профессор, народный артист РСФСР, возглавлявший много лет Большой театр, а также Георгий Шендерев, Александр Лебедев, народный артист РСФСР А.Сибирцев.
Выпускником Симферопольского музыкального училища был и великий композитор XX века Алемдар Караманов. В 1953 году Алемдар поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Он окончил два отделения: композиторское и фортепианное, затем обучался в аспирантуре у Дмитрия Кабалевского и Тихона Хренникова. Уже учась в консерватории, Алемдар Караманов сочинил десять симфоний.
В 60-е годы наряду с Андреем Волконским, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым и Софией Губайдулиной он стал первопроходцем новых путей в мире музыки, соучастником явления, которое называют музыкальным серебряным веком в застойном СССР. "Мы все таланты, а он – гений!" – так сказал о Алемдаре Караманове Альфред Шнитке.
Музыка Караманова противоречила господствовавшим тогда в культуре идеологическим установкам, ему чинят препятствия, закрывают возможности популяризации, издания и исполнения его музыки.
От московской суеты, презирая славу и в поисках свободы он бежит в "провинцию", возвращается в родной Симферополь. Здесь, осознанно приняв христианскую веру, в 1965 году он был крещен и стал прихожанином церкви Всех Святых. Это – единственная церковь в Симферополе, которая за все время своего существования с 1864 года никогда не закрывалась. В церковной ограде храма, расположенного при старом городском кладбище, до канонизации находились могилы святителя и исповедника Крымского Луки и архиепископа Таврического Гурия.
Немецкий богослов и философ Мейстер Экхарт сказал: "Есть люди на земле, они рождают Господа духовно, как родила Его телесно Мать Его. Они на земле, но обитель их на небе, и они погружены в покой". Таким человеком был Алемдар Караманов. В свой крымский период он редко сочиняет камерные и фортепианные произведения, Караманов начинает писать симфоническую и вокально-симфоническую духовную музыку. Это – симфонические циклы по мотивам Евангелия («Совершишася») и Откровения («Бысть»), а также ряд вокально-симфонических произведений. Десятилетиями его ноты жили только в рукописях и его голове, исполнения многих своих творений он так и не услышал. Среди крупных талантливых поэтов второй половины XX века подобным путем – не продавать свое первородство за чечевичную похлебку – шли Арсений Тарковский и Мария Петровых. Много лет Алемдар прожил в однокомнатной "хрущевке" фактически не имея средств к существованию. Но постепенно, где-то с 90-х годов к нему приходит мировое признание. В 1995 году блестяще прошла премьера исполнения музыки Алемдара Караманова в Лондоне. В первые годы XXI века концерты его произведений прошли в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Саратове. Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года. Ныне имя А. Караманова носят музыкальная школа № 2 и улица в Симферополе. Музыкальное училище им. П.И.Чайковского раз в два года проводит Международный конкурс молодых пианистов имени А. Караманова.
***
После возвращения из Москвы в Симферополь Алемдар Караманов обрел в Крыму духовного наставника. В поисках Бога он в принципе мог бы стать кришнаитом или буддистом, но Небом ему была уготована встреча с необыкновенным человеком, открывшим ему глубину и истину Православия. Это был Георгий Эдуардович Бострэм – старец-иконописец, живший в Заречном (село в долине по дороге на Алушту). Именно с его благословения Караманов в 1965 году крестился с именем Александр.
Не удержусь, чтобы не привести хотя бы некоторые биографические сведения о Бострэме – настолько впечатляет его жизненный путь. Я почерпнул их в основном из двух источников: подаренной мне Георгием Когонашвили небольшой книжки "Свидетели верные" и публикации крымского писателя Валерия Митрохина "Два Георгия".
Основателем шведского рода Бострэмов на юге Российской империи был воевавший под Полтавой офицер Карла Великого, пустивший корни в Малороссии и вскоре заслуживший дворянское звание. Согласно другой версии Бострэмы были приглашены Петром I, как имевшие опыт кораблестроения. Тогда не удивляет наличие среди членов этого рода российского флотоводца, вице-адмирала Ивана Федоровича Бострэма (1857-1934). Он в молодости лейтенантом участвовал в кругосветном путешествии под командованием Н.Н. Миклухо-Маклая, а к 1909 г. Иван Федорович – вице-адмирал, командир Севастопольского порта, военный губернатор Севастополя. С 1920 г. – в эмиграции, жил в Париже, где и был похоронен.
Родившийся в Елисаветградской губернии в 1884 году, Георгий Эдуардович окончил Одесское художественное училище. Затем будто бы обучался в Петербургской академии художеств имени Репина. Дальнейшие годы его молодости связаны с Мюнхенской академией, где его наставником и близким другом стал Василий Кандинский. Бострэм участвует в выставках художников абстракционистов, изучает мировые религии, занимается музыкой. И вдруг – в его душе происходит резкий перелом. Он сжигает свои картины, все бросает и отправляется в путешествие. На его пути – католические монастыри Германии и Франции, православная Греция и Афон. Возвращается в Россию через Персию и Алтай, побывав возле мистической горы Белухи. Всю свою последующую жизнь он посвятит Православию. Бострэм пишет и реставрирует иконы и картины, восстанавливал иконостасы и росписи в Троице-Сергиевой лавре, храмах Архангельской, Московской области, в Коломенском... И везде проповедует слово Божие, призывает читать святоотеческую литературу. С начала первой мировой войны художник-иконописец не употреблял животной пищи, лишь на Пасху разговлялся яичком.
После закрытия Троице-Сергиевой лавры, Бострэм был арестован и по одной версии приговорен к расстрелу, по другой – к длительному сроку лагерей. Ему удалось бежать. Много лет – с 1937-го и по 1960-й – скитался по Украине и России, скрывался в Средней Азии. Наконец, благодаря приемной дочери, к тому времени окончившей Московский мединститут и получившей распределение в Крым, Бострэм оказывается на нашей земле. Его средств едва хватило, чтобы купить полуразрушенную времянку. Возможно, что переезд Георгия Эдуардовича в Крым благословил сам святитель Лука, с которым они встречались в Ташкенте.
После революции долгие годы Бострэм дружил с академиком Филатовым. Знаменитый офтальмолог брал у него уроки живописи. В период пребывания в Загорске (так называли в советское время Сергиев Посад) соседом их с женой был Василий Розанов. На чай к Бостремам заглядывал Пришвин. Хорошо был знаком Георгий Эдуардович с Нестеровым, Фаворским и с отцом Павлом Флоренским. Но самым большим другом Георгия Эдуардовича был Иван Семенович Козловский. Он бывал у него в Заречном нередко. Великий тенор всякий раз порывался отремонтировать хотя бы кровлю его дома. На что Алемдар отвечал безо всякой рисовки: «Родной, Иван Семенович, вот вы в Москве можете полюбоваться звездами когда захотите?! Не можете. А я через мой потолок могу позволить себе эту радость когда захочу».
Прожил Бострэм – великий светильник Божий – прекрасных 93 года, всего себя отдавая людям и творчеству. В последний год жизни по немощи перебрался в однокомнатную квартирку к дочери в Евпаторию. Она к тому времени стала главным врачом детского санатория. Но даже в тех непростых условиях он писал до последнего вздоха. В Крыму осталось только пятнадцать его работ. Остальные – в Троице-Сергиевой Лавре, в Русском музее, Третьяковской галерее, Лувре, в музее Соломона Гугенхайма (Нью-Йорк). По свидетельству Георгия Когонашвили: "На погребение свое берег Бострем подрясник и скуфью, в которых фотографировался в Заречном. Значит, принял монашеский постриг – видимо кто-то из монахов Троице-Сергиевой Лавры, приезжающих к нему, совершил этот обряд".
КРЫМСКИЙ ХУДОЖНИК И ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУБЛИЦИСТ
Слова Алемдара Караманова : «Если бы не Бострэм, никого бы из нас не было!» могли бы повторить очень многие. Среди них – художники, музыканты, служители Церкви. Так считал и думал о себе и почивший совсем недавно, в конце 2020 года, мой друг симферопольский художник, православный публицист, подвижник музейного дела Георгий Когонашвили. Вот как он описывает свою первую встречу с великим старцем в 1968 году: " Я стоял перед домиком, скорее похожим на сарай, с наполовину провалившейся крышей «под татаркой», стоявшим под сенью огромных деревьев, среди зарослей лопухов и бузины в селе Заречное на трассе Симферополь - Ялта. Сквозь грязное, треснувшее стекло двери смотрело на меня потрясающее, никогда уже не забываемое мною лицо древнего патриарха с пронзительным и одновременно добрым взглядом, с непропорционально огромным лбом, осененное, как ореолом, спадающими на плечи седыми волосами и окладистой белой бородой". Георгию было тогда шестнадцать лет…Впоследствии он напишет: "Годы спустя я с благодарностью понял, как много дал мне Георгий Эдуардович, что я общался с самым удивительным человеком, кого послал мне в жизни Господь".
Наверно, художественные способности у Когоношвили наследственные. Бабушка Георгия закончила Институт благородных девиц, некоторое время обучалась в Киевской академии художеств. Неплохо рисовал и его отец Константин Константинович. Сам Георгий изобразительному искусству по-настоящему не учился. Ходил в кружок рисования, учился у знакомых художников, получил советы и наставления у Бострэма, многие из которых осознал в полной мере далеко не сразу... Немного о его биографии.
Начинал учиться Когонашвили на историко-филологическом факультете Крымского пединститута. В девятнадцать лет решил поступать в Загорскую духовную семинарию, потом, столкнувшись с большими препятствиями, собирался уйти в монастырь. Возможно, так бы и поступил, но послушался старца Наума из Сергиевой лавры, который благословил Георгия идти в мир.
Он поехал в Тюмень к отцу, там женился. Вскоре молодая семья перебралась в Тобольск, а позднее на Ямал, где они устроились работать в школе-интернате. С удивительной красотой северной природы, а также тяготами тамошней жизни Георгий был знаком не понаслышке... В тундре родилась дочка. Но родные места, солнечный Крым, тянули к себе. В 1971 году он уехал из Крыма, вернулся в 1976. Бострэма в Заречном уже не было. Его, совсем больного, забрала к себе в Евпаторию дочь. Увидеть своего наставника Когонашвили больше так и не довелось.
Георгий Константинович – участник многих художественных выставок (начиная с 1977 года), в 1983 году с большим успехом прошла его персональная выставка. Он создавал графические работы, писал романтические крымские пейзажи, а также портреты и картины. Когонашвили стал видным православным публицистом и миссионером, написал более 50 искусствоведческих статей, выступал как докладчик на многих научных чтениях и конференциях.
О РОЖДЕНИИ И СМЕРТИ МУЗЕЯ ИМ. БОСТРЭМА
Отдельная, увы, печальная история – судьба любимого детища Георгия Константиновича. С 1993 года Г.К. Когонашвили возглавлял Крымский фонд «Искусство во имя Христа». Был заведующим уникальным музеем Современного христианского искусства (1996-2011), носившим имя Георгия Эдуардовича Бострэма. Он существовал на правах отдела Крымского республиканского краеведческого музея. При содействии генерального директора музея Сергея Всеволодовича Павличенко был получен зал для постоянной экспозиции и утвержден штат из двух научных сотрудников. Был проведен целый ряд выставок, в том числе совместно с Симферопольской и Крымской епархией. О музее им. Г.Э. Бострэма много писали в прессе, в том числе московских журналах «Новое время», «Литературная учеба», «Братина». В музее, кроме работ великого художника и иконописца ХХ века Г. Э. Бострэма, которые составили основу коллекции, были представлены также произведения живописи, графики, скульптуры многих выдающихся мастеров современности. Была создана галерея фотопортретов подвижников Православия ХХ века в Тавриде, организована галерея детского христианского рисунка. Большую помощь музею в качестве консультанта осуществлял известный коллекционер и историограф Леонид Прохорович Талочкин. Издавались буклеты, открытки, афиши…
Все изменилось со сменой руководства. Пришедший на должность директора музея вместо С.В. Павличенко, А.В. Мальгин явно не благоволил к отделу современного христианского искусства. Наконец, в 2011 году, ссылаясь на новую концепцию Центрального музея Тавриды, в которой христианскому искусству в музее не находилось места, отдел был упразднен. Письмо в защиту Музея им. Г.Э. Бострэма на имя министра культуры Крыма, подписанное многими деятелями культуры полуострова, осталось без ответа, как и просьба Московской Патриархии. Музей прекратил свое существование, весной 2012 года по распоряжению А. Мальгина все экспонаты были вывезены из здания. С горечью писал Когонашвили: "Художники дарили мне свои работы с тем условием, что они будут экспонироваться. Я не захотел передавать работы в фонд, чтобы они легли мертвым грузом. Коллекция стоит десятки тысяч долларов, не говоря уже о документах, которые бесценны. Только картин около ста пятидесяти: 14 работ Бострэма. Дело в том, что сейчас в Министерстве культуры Крыма работают люди, совершенно от нее далекие, если они такую коллекцию сбагривают и говорят, что им безразлично, куда она девается".
После возвращения Крыма в Россию ситуация не изменилась. На обращение с просьбой сохранить то, что осталось от коллекции, Председатель Российского Фонда Культуры Н.С. Михалков не ответил…
ВСТРЕЧИ С ГЕОРГИЕМ КОГОНАШВИЛИ
С Георгием Когонашвили в последние годы его жизни мы редко встречались – он тяжело болел, да и мне несладко жилось в Феодосии после смерти жены... Но в нулевые годы, во время приездов из Киева, у нас было немало радостных свиданий с ним в разных местах: то у него в квартире, то на церковной службе в храме свт. Иоанна Златоустого, где он был прихожанином, то в музее им Бострэма, то в совместных поездках.
Храм святителя Иоанна Златоустого в поселке Грэсовский – непростой (удобное слово, как палочка-выручалочка, когда нужно намеком обозначить некие особые обстоятельства). Храм расположен на возвышенном холме среди крымских сосен. Оттуда открывается прекрасный вид на поселок Грэсовский, плодовые сады и крымские поля.
Первая Божественная литургия на месте ныне действующего храма прошла в военной палатке в 1997 году. Это было ночное Богослужение в память трагического убиения Царской Семьи в 1918 году. Инициатива здесь, конечно, настоятеля храма протоиерея Георгия (Павленко). С тех пор эта ночная служба проводится ежегодно. Обычно мы с Ольгой приезжали в Крым в сентябре, но однажды я специально взял отпуск в июле, чтобы попасть на нее. Помнится, это было еще до прославления Царственных страстотерпцев. Церковь свт. Иоанна Златоустого отличалась простотой убранства, монастырским аскетизмом и дышала высоким молитвенным духом, как Киево-печерская Лавра в начале ее возрождения...
С "подачи" Когонашвили, как правило с его предисловиями, несколько раз в городских газетах были опубликованы отрывки из моих православных книг: "Монастырские очерки" и "Паломничество в Одессу". В память о Георгии мне остались несколько графических работ и почтовая открытка, посвященная его 60-летию. На лицевой стороне карточки (тираж ее 200 экз.) изображение Спасителя, выполненное Когонашвили, а в правом нижнем углу небольшое фото юбиляра. Изображение Христа не каноническое, но необычайно сильное. Любящие, полные слез, янтарные глаза Иисуса с иссиня-черными тенями под ними, волнистое, скрывающее лоб, бело-фиолетовое покрывало. А у Георгия взгляд направлен куда-то в сторону, выражение лица молитвенно-сосредоточенное. Чем-то художник здесь напоминает известный портрет Ф. Достоевского.
Очень памятна мне совместная с Георгием и нашим общим другом Марком К. поездка в Космо-Дамиановский монастырь на храмовый праздник. Когда-то при источнике Савлух-Су было заповедное место для царских охот, во времена Императора Александра III здесь стоял посреди поляны, в окружении гор, красивый охотничий домик. В 1911 году 25 октября обитель посетил Император Николай II со своей семьей. Место это исключительно живописное. У источника Савлух-Су берет свое начало, образуя небольшой водопад, речка Альма. В советские времена, хотя эта территория была заповедной, мне доводилось бывать здесь во время походов и пить целебную воду из источника.
Все было чудесно в той поездке 2002 года: и праздничная церковная служба, и орлиное перо, подаренное сыном Марка (будущий иеромонах был здесь послушником тогда), и совершенно неожиданная встреча... В первой моей паломнической поездке в возрождавшуюся Оптину Пустынь послушание архондаря (принимающего гостей) нес в ней брат Леонид. Мы много с ним о чем говорили и подружились. Через шесть лет нам с женой удалось побывать на храмовом празднике на Валааме. Там случилось наше второе свидание. Леонид был уже в монашеском постриге с именем Лука. А теперь – спустя еще шесть лет – новая встреча. На этот раз старый знакомый прибыл из Москвы с Валаамского подворья... Потом все вместе мы поехали в Симферополь в квартиру Георгия. Удивительна была атмосфера той "агапы" – вечерней незабываемой трапезы! Очень о многом свидетельствует и тот факт, что у иеромонаха Луки из Москвы и Когонашвили нашлось около десятка общих знакомых по Церкви во всех частях света: тут и Москва, и Грузия, и Афон, и Иерусалим...
На фотографиях: слева вверху - памятник П.И. Чайковскому у музыкального училища, справа вверху - Алемдар Караманов, слева внизу - Георгий Когонашвили и Владимир Спиртус в музее им. Бострэма (из личного архива), справа внизу - художник-иконописец и православный подвижник Георгий Бострэм.
(Окончание следует).
Свидетельство о публикации №221060101450