Семейный архив. Фото на память

Не часто, но, случается, перебираю фотографии, оставшиеся от бабушек и дедушек. Со снимков на меня смотрят люди, не всех из которых я знаю, но, увы, расспросить уже некого… Когда-то нам, внукам, что-то рассказывали, однако из того времени сохранились совсем скудные воспоминания – детьми мы не осознаём важности семейных историй, а, став взрослыми, зачастую опаздываем с вопросами.
Сколько помню, фотоальбомов у бабушек с дедушками не было – фотокарточки, так они их называли, хранились сложенными в стопочку в пакете. От времени у снимков подвернулись края, однако на качестве многих из них это не сказалось. Фотографии разные: бытовые, событийные, армейские, постановочные; портретные и в полный рост; есть даже на открытках – вот так, фотошоп появился не недавно.
Примечательно, что какие-то снимки подписаны и датированы – где-то подписи уже выцвели, а где-то сохранились идеально.
Больше всего таких письменных фотопосланий оказалось в архиве бабушки по материнской линии – многие адресованы её брату Ивану от сослуживцев (дед служил в морфлоте).
А подписи были такими:
На открытке с надписью «Кого люблю – тому дарю»:
Своему другу Ивану от друга Юрия. Помни и не забывай нашу дружбу. А если забудешь, то этот мой образ когда напомнит нашу дружбу.
16.III-53 г., г. Климовск.

***
На память Лучшему другу Ивану от Павла.
Среди дыма тумана вечернего
В разгорающем свете зари,
Вспоминая друзей и товарищей,
Среди них и меня вспомяни.
Дарю в часы разлуки.
 15.II-54 г. 11.00 вечера, г. Добеле.

***
На долгую память дружку Ванюшке от Жени. Ваня! Посмотри на фото и вспомни нашу совместную службу в Эстонии.
Не в шумной беседе друзья узнаются,
Они узнаются бедой.
Вот горе настигнет, и слёзы польются,
Тот друг, кто заплачет с тобой.
В последние дни службы. Кингисепп, 19.12.55 г.

Много снимков со словами «другу от друга в память о службе» в разных вариациях.
Сам дед периодически отправлял фотоприветы родителям:
На память дорогим родителям от сына Ивана. Смотрите и храните. Это будет память моей службы в городе Добеле, 52 г.

***
Высылаю своим родителям папе и маме. В день моей службы в городе Кингисепп, в/ч 51161.
16.7.55 г.

Среди многочисленных дружеских фотопосланий нашлись и признания в любви:
Вам от Томы
Буду помнить вечно и любить тебя,
Но и ты, конечно, не забудь меня.
Уже может быть морские волны
Меня умчали куда-нибудь.
Тогда, русский Ваня,
Это фото тебе на память –
Не забудь.
5.III.53 г.

***
Если кончится дружба внезапно,
Значит не было в сердце любви.
Хранить моё фото не нужно –
Посмотри, улыбнись и порви.
На память любимой девушке Нине от Ивана.
13.7.54 г.

К слову, самый старый датированный снимок в архиве – кому именно из родственников он адресован, мне уже не известно – подписан 1949 годом. Красивым почерком на нём выведено:
На память Анатолию от Александра.
Может встретиться нам не придётся,
Может так уж жестока судьба,
Пусть тебе на память остаётся
Неподвижная личность моя.
Ст. Абрене, 16.05.1949 г.

На ряде фото указаны только время и/или место съёмки: «Во время моего отпуска с 7 сентября по 21 1954», «Фотографировался 1 мая 1955 года», «Из Феодосии. 54», «Забайкалье. 1.1.64».

По отцовской линии в фотоархиве бабушки и дедушки только один снимок с подписью – от проходившего службу в армии брата деда:
На долгую добрую память дорогим родным от Виктора. «Сурова жизнь, коль молодость в шинели, а юность опоясана ремнём».
г. Калинин, 18.09.59.

Пересматриваю снимки и с сожалением ловлю себя на мысли, что, с появлением компьютера и телефона с камерой давно уже не распечатываю свои фотографии. Хотя альбомы периодически листаю…


Рецензии