Что мне сказал художник Кин-Дза-Дзы Теодор Тэжик

Для меня художник Теодор Тэжик - это прежде всего "Сказка странствий". Мрачная, жестокая, грязная, кровавая. При этом светлая, романтичная, красивая, исцеляющая. Ставлю этот фильм на одну ступень с шедевром Германа "Трудно быть богом". И не понимаю, почему мало кто знает фэнтези с Андреем Мироновым в роли ученого-скитальца, который погибает, спасая других. На мой взгляд, Орландо - его лучшая работа, прорастающая глубоко в душу. Раскрылся бездонный драматический талант Миронова, к сожалению, не сильно востребованный советским кинематографом. Чего стоит сцена средневекового "милосердного" суда, где судьи одновременно дискутируют о том, сколько раз повесить ученого и до какой степени прожарить мясо на ужин.
В это время неугомонный Орландо разворачивает свой огромный плащ-инфографику и сравнивает человеческий организм с устройством планеты! Совершенно не от мира сего хороший человек. Люблю его философское: "Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими". Дракон, чума, разбойники, клады и спесивый юноша со злыми собаками - все это было в советском детском фильме за 30 лет до "Игры престолов". Сейчас рейтинг "Сказки странствий" был бы 21+, мне кажется.
Живописная рванина - фирменный знак Тэжика и в кино, и в театре. Вот в театре мы и познакомились: как культурный блогер я получила приглашение в Оперный дом в Царицыно на премьеру барочной "Медеи". Высокие от пола до потолка готические окна, сверкающие гроздья люстр, мраморные статуи древнегреческих героев - воистину волшебное место. И чудесным образом я оказалась в первом ряду между режиссером Наталией Кайдановской и Теодором Тэжиком, создавшим буквально "полыхающие" костюмы для Медеи, Ясона, Креузы и Судьбы. Или подразумевались фонтаны крови? Автор пьесы Фридрих Вильгельм Готтер выбрал самую жесткую версию древнегреческого мифа про измену мужчины и месть женщины.
Однако никаких кровавых подробностей не было - зрителям предложили воспользоваться воображением. Детей Медеи и Ясона изображали две тряпичные куклы из красной ткани с условными руками, ногами. Креуза и Ясон тоже были условные - лица танцовщиков щедро раскрасили белилами, они походили на венецианские маски. Только рыдающая и заставляющая рыдать Медея была настоящая! Художнику не требуется огромный бюджет, чтобы заворожить зрителя, - чувствуется мастер старой закалки, не нуждающийся в "костылях" из спецэффектов. Возможно, поэтому в театре у Тэжика на порядок больше работ, чем в кино, которое сегодня без спецэффектов не может. В Чехии художник купил зернохранилище с 300-летней историей, и шаг за шагом делает из него Театр в Полях с беспрецедентной акустикой.
Еще я не могла не заметить, что Теодор сам похож на Орландо ) По-моему, точно такие же всклокоченные волосы и бородка клинышком. По словам мастера, он давно бы умер, если бы не искусство. Я смотрю, искусство - просто живая вода! Григоровичу 94 года, Коляде 63, Тэжику 75. Все эти гении как специально попадают в мое поле зрения, чтобы я в свои 40 с мелочью не переживала, что недолго мне осталось по театрам скакать. Кстати, впервые я услышала о Теодоре лет 10 назад - знакомая художница, которая с ним сотрудничала, рассказала мне про его мастерскую из... трансформаторной подстанции ) Здание оказалось ненужным после перехода стоящих рядом домов со 127 на 220 вольт. Мир планеты Плюк в фильме "Кин-Дза-Дза" Тэжик придумал именно здесь.

Для сообщества московских культурных блогеров Москультура, фото моего авторства


Рецензии